История не абстракция

Жарасбек Коргамбаев
Вот так похоронили социализм.

 Единство сохраняет целостность. "Многообразие" — хорошее философское понятие. Раз разлагается одна форма единства, значит, родится и другая! Оно соответственно породит другое многообразие. В этом смысле современный мир гораздо сложнее, чем та, к которой мы идем по логике исторического развития, так как наш мир безнадежно запутан денежными отношениями. Да и вообще, как нечеловеческое общество капитализм никогда не освобождался от противоречий и беспрерывно развивался через разрушения и созидания, все подгоняя под капиталистическую мерку.

Там где одни употребляют слова Бог, я употребляю "Историю". Совершенно не случайно, что мы постоянно находимся во власти навязчивой идеи о предопределенности нашей судьбы. Но только в перевернутом сознании мы видим свое самоутверждение в капиталистическом преобразовании и достижении некоего разумного рынка, как раз расщепляющего этого единства мира. В действительности, являемся мы народом отсталым или передовым, сегодня определяется уже не тем, на каком уровне мы находимся по экономическим или другим показателям, а исторической перспективой, тем, какое будущее нам уготовлено всем предшествующим развитием.

История преследует не те цели, которые мы ставим в повседневной жизни и которыми руководствуемся в своих действиях, как раз осознаваемых. Иначе история потеряла бы смысл, и наша жизнь была бы ограничена только производством и потреблением (сказочным богатством), то есть осязаемыми границами, и мы вечно кружились бы в этом замкнутом круге. Между тем именно этот круг сегодня рушится и раздвигает наши представления, тем самым, разрушая все привычные отношения в нашей жизни вместе с привычными критериями разумности. Откуда идут вопли о неразумности жизни, о безумии существования человека в эпоху «сказочного богатства»? Ведь разрушаются старые стереотипы, и история открывает новые просторы. И мы как раз стремимся выходить из старой жизни, но слепо, ограниченные старыми представлениями. А неизвестность неизбежно порождает негативное отношение. И тот факт, что советское общество распалось, как раз свидетельствует, что преодолен барьер на пути развития человеческого общества и открыты новые горизонты, а значит историческая перспектива, ограниченная прежде только рамками социалистического развития и экономики. Ибо в мировом развитии, с точки зрения коммунистической конструкции, социализм представлял собой все, а весь остальной мир – ничто, и перспективу определяло социалистическое движение, которое обещало дать всем «благосостояние и всестороннее развитие».

В этом смысле, капитализм не является более высокой формой, чем состояние, которое переживаем мы. Мы просто растерялись перед лицом неожиданного общественного поворота и, отбросив целую эпоху в своем историческом развитии (главным образом общественный и исторический взгляд), потеряли историческую преемственность, связывавшую нас с прошлым и будущим, и тем вполне естественно потеряли и свою историческую перспективу. Тем самым вдруг оборвалась наша история, а вместе с ней и научное познание общественно-исторической жизни. Начался период мрачного господства бизнеса, подчинившего себе и науку, и культуру, в котором все откровенно впервые измеряется деньгами и способностями делать деньги. И мы уже начинаем чисто эмоционально выражать свою неприязнь к социализму и голо его отрицаем, и в то же время, пытаясь придать своим стремлениям научный характер.
Таким образом, похоронив свое прошлое, мы вдруг оказались во власти западной идеологии, для которой социализм и прежде была системой враждебной, крах которой поэтому она восприняла как свое полное торжество. Но ни в одной области знаний не может быть научного познания, если оно исключает историю и тем более тенденций будущего, заложенные в настоящем. Это просто взгляд отдельных людей, индивидов, ограниченных своими стремлениями к собственному благу и для которых история – это абстракция.