Глава 5. Борьба на грани фола

Виктор Ааб
Глава 5. Борьба на грани фола.

Кавалерийского наскока у Фенина не получилось. На следующий день Штольц получил Приказ о ликвидации Городской телефонной сети как юридического субъекта. И первым делом Областное предприятие попыталось закрыть счета Городской телефонной сети в банках.
Номер не прошел! Главный бухгалтер Пильникова категорически воспротивилась этому, требовала весомых обоснований, на основании которых Областное предприятие делало такой шаг.

Внятных обоснований не было. Да и Закон явно нарушался. Не решаются так дела в нормальном государстве, чтобы судьба работников целого предприятия коренным образом менялась в один миг. По Закону после издания ликвидационного Приказа у ГТС были два месяца для размышлений.
 
Штольц использовал эти два месяца в полной мере. Разговаривал неоднократно с Фениным, призывал его не торопиться. В воздухе ведь всё пропитано неопределенностью. Что будет с СНГ? Что будет с Казахстаном?.. Зачем в такое сложное время усугублять искусственно производственные проблемы?..
Фенин не углублялся в детали. По-прежнему, в качестве основного аргумента он выставлял назревшую необходимость нового подхода к обслуживанию «Системы-12» – цифровой станции, которая с вводом в эксплуатацию возьмет на себя главные функции по управлению всем комплексом телекоммуникаций области.
 
Но ведь «Система-12» внедрялась почти одновременно в десяти областях Казахстана, а коллеги в этих областях с ликвидацией своих городских предприятий не торопи-лись. А Фенин? Такое чувство было, что стремится он быть впереди планеты всей.
Может быть, Штольц не понимал важных вещей, которые находились за пределами его кругозора. Он не был тупым упрямцем по складу характера, и если бы Фенин объяснил доходчиво суть там наверху, в Министерстве связи зарождавшихся замыслов, он бы понял тогда всю тщетность своего сопротивления и, наверное, смирился бы. Но Фенин, в разговорах со Штольцем, как будто бы из-за глухой стены выглядывал, словами не разбрасывался, близко не подпускал, выслушивал штольцевские аргументы против реорганизации, обещал подумать, и… - всё оставалось по-прежнему.
 Время шло…

Штольц посчитал необходимым, оповестить о намечавшихся преобразованиях городское руководство. Он не очень рассчитывал на поддержку с этой стороны, но все-таки пытался использовать малейший шанс. В письме подробно изложил сложившуюся ситуацию и свое видение последствий реорганизации предприятия.

Главе городской администрации
Тов. Мырзину Ф.Х.
                Копия: Генеральному директору ОПС
Тов. Фенину А.А.
От Директора Синегорской ГТС
Штольца В.В.

Довожу до Вашего сведения, что Областное предприятие связи проводит структурную реорганизацию в г. Синегорске, а именно, – в середине апреля 1993 года Городская телефонная сеть организационно сливается с Областным предприятием связи, теряет юридическую самостоятельность.
Считаю необходимым довести до Вас свою точку зрения по данному вопросу.
Основная причина слияния – внедрение на сети города АТС типа «Система-12», которая будет выполнять и функции автоматической междугородней телефонной связи.
Эта причина крайне неубедительна.

1.Подобные системы внедряются во всём северном регионе Казахстана, – в городах Кустанай, Целиноград и др. – причем в Целинограде и Кустанае эти станции будут введены уже в конце 1993 года, а у нас только в 1994 году и вопрос ликвидации ГТС, как самостоятельных подразделений ОПС, в этих городах до сих пор не поставлен. В послед-нее время делалось много реорганизаций и, как правило, от этого получалось мало пользы. В данном случае, есть возможность посмотреть на опыт соседей, и с учётом их опыта и действий, – принимать решение по Синегорску. Это как раз тот случай, когда не надо спешить. Ведь ГТС г. Синегорске, в настоящее время, – сформировавшееся, стабильно работающее предприятие. Однако ОПС почему-то торопится.

2.Большая часть вопросов, по которым необходимо принимать оперативные, связанные с решением финансовых проблем, решения, приходятся на долю линейного хозяйства телефонной сети, на содержание, обслуживание и ремонт именно сети. И даже имея полную финансовую самостоятельность, мы не всегда успеваем оперативно принимать решения. Предлагаемая структура управления городом через Генерального директора ОПС, либо – что ещё хуже, – через Технического директора ОПС, над которым всегда довлеют интересы области, существенно замедлит, в силу многоступенчатости, принятие необходимых решений по городу, что отрицательно скажется на надежности связи.

3.Вопрос внедрения АТС «Система-12» - это, по сути, добавление ещё одной АТС
сеть города, работать на этой АТС будут буквально человек 10, и в принципе, не важно, кому они будут подчиняться, – ОПС или ГТС, и крайне неправильно подминать под этой проблемой, проблему обслуживания линейного хозяйства – собственно, сети. Не «Система-12» будет определять надежность средств связи в городе, хотя она, конечно же, существенно улучшит качество телефонной связи. Устойчивость связи на 90 процентов будет определяться надёжностью работы линейного хозяйства. И ломать сложившуюся структуру обслуживания именно этого хозяйства в угоду интересам станционных служб, крайне недальновидно. Тем более недальновидно принимать по этим вопросам по-спешные решения, идущие вразрез с мнением специалистов, как раз-таки обслуживающих непосредственно и линейное и станционное хозяйство связи.
4.Коллектив ГТС против данного слияния, ибо последнее отрицательно отразится и на решении социальных вопросов людей, работающих на ГТС.

5.Ссылки на то, что «Система-12» будет обслуживать междугородную связь (соотношение обслуживания городской и междугородной связи на данной системе при-мерно 16 к 1 в пользу городской связи), и что обслуживать эту систему сподручней именно Областному предприятию, тоже не убедительны, так-как ГТС в настоящее время обслуживает весь межгоршнур, а в свое время, имело в своем составе всю междугородную связь и телеграф, и изъятие из состава ГТС этих видов связи в силу, модных в 1988 году, структурных преобразований, не улучшило качества и стабильности в их работе. Ничего страшного не произойдет, если часть функций по междугородной связи будет обратно передана ГТС.

У Областного управления связи, наоборот, развяжутся руки для решения стратегических вопросов улучшения связи в области.
Как специалист, к задуманной реорганизации обслуживания телефонной сети отношусь крайне отрицательно, о чем считаю необходимым Вам сообщить.
Мне известно, что подобная реорганизация была проведена в Талды-Курганской области. Однако – это южная область. Специфика обслуживания линейных сооружений юга и севера различна из-за природных условий. И копировать систему южан нам не следует.

Директор ГТС  В. Штольц.


Неделя прошла в томительном ожидании. Ответа никакого не последовало. Городским властям явно до проблем связистов дела не было.
И тогда Штольц решился на отчаянный шаг. Он решил право на самостоятельное существование ГТС отстаивать в суде.

Закон о Госпредприятии никто не отменял. Совет трудового коллектива продолжал на ГТС действовать. Вокруг царила неопределенность. Новые экономические веяния витали в воздухе. Штольц чувствовал, что скоро начнется акционирование, и тогда жизнь оживится, каждый работник, владеющий акциями предприятия, проявит реальную личную заинтересованность, и всячески будет способствовать развитию и повышению качества работы сети, увеличению её прибыльности.

Предприятие готовилось к переменам. На еженедельные планерки Штольц обязательно приглашал бригадиров низовых звеньев из производственных цехов. Пусть видят, как осуществляется руководство, пусть участвуют в принятии нужных решений, на практике пусть вникают в экономическую сторону вопроса, пусть прочувствуют, как просчет отдельного работника отрицательно сказывается на общих результатах... Прививал Штольц подчиненным своим чувство реального хозяина, верил, что скоро оно всем понадобится.

И вдруг… всё это оказывается ненужным? Другие на выпестованном им предприятии будут теперь править бал? Оказывается, вышестоящая организация, не спросив мнения людей, может воротить, что хочет? Нет, так дело не пойдет! Конечно, у вышестоящей организации больше полномочий. Но пусть Фенин встретится с коллективом! Пусть объяснит, что поступает правильно, и действительно, в их интересах. Штольц созвал расширенный Совет трудового коллектива и пригласил на него руководство ОПС.
Он очень хорошо знал настроения своих работников, был уверен в полной поддержке ими своих действий по отстаиванию самостоятельности предприятия. Выступая на собрании первым, без утайки, откровенно рассказал об отрицательных последствиях навязанной реорганизации. Предложил Фенину открыто, доступным языком, развеять сомнения коллектива в её целесообразности.
 
Фенин пытался, и Технический директор ОПС Конаков – тоже, пытался. Но то ли ораторы они были плохие, то ли слишком уж неубедительными были аргументы, – не получилось у них ничего. Дебаты были бурными, недовольство людей нарастало, председательствующему на собрании Журбе с трудом удавалось сдерживать эмоции в рамках цивилизованного приличия.

Фенин внешне был очень спокоен и оставался непоколебим в своем решении. Он знал силу своей власти. И, конечно же, не удержался, чтобы властью этой пригрозить. Открыто заявил, что если Штольц продолжит баламутить коллектив, и дальше будет препятствовать объединению, то решение будет следующим: придется Виктору Васильевичу просто расстаться с должностью, и вообще, – искать другое место работы. Консенсуса не получилось. Собрание завершилось ничем. Недовольство коллектива приглушить не удалось.

Штольц на угрозу Фенина публично не отреагировал. Угроза была реальной и могла круто изменить его жизнь. Ни он, ни семья его, к такому развороту событий готовы не были. И как это ни странно, перспектива быть уволенным Штольца не напугала. Она его только раззадорила.
 
Выяснение отношений двух хозяйствующих субъектов в областном арбитражном суде стало неизбежным. Самостоятельно Штольц до такого варианта развития событий не додумался бы. Но был у него влиятельный консультант, разбирающийся в подобных во-просах. Брызгач Лев Андреевич – Заместитель прокурора области. И Штольц был уверен в его поддержке.