Волны русского океана Гл. 14

Федотов Станислав Петрович
Глава 14

Осень 1817 года

Отец и сын Черепановы стояли перед Барановым, мяли заскорузлыми пальцами шапки. Оба — темноволосые широкоплечие, почти одного роста, хотя отцу, Ефиму Алексеевичу, стукнуло уже сорок три, а сыну, Мирону, только-только четырнадцать. Прибыли они с Урала, из Нижнего Тагила, по договорам с одним из компанейских агентов, уполномоченных набирать в России полезных для Русской Америки людей. Александр Андреевич с удивлением отметил, что агент представил именно два равноправных договора на отца и сына как на мастеровых механиков.
— Это что же, и Мирон Ефимович уже мастеровой? — спросил он, глядя на Черепановых поверх очков, сдвинутых на кончик носа.
Ефим Алексеевич повернулся к сыну, посмотрел на него с удивлением, словно впервые увидел, и обратился взглядом снова к главному правителю:
— Дык Мирон, уважаемый барин, нычить, сам паровые машины собират. Две штуки для кузни собрал, а третью удумал на колеса поставить, чтоб, нычить, груз; перевозить…
— Та-ак… — Правитель вышел из-за стола, обнял Черепановых за плечи, усадил на табуретки и, доверительно наклонившись, спросил: — Телегу паровую решили сделать, какую Иван Петрович Кулибин задумывал?
Ефим Алексеевич встрепенулся, ответствовал с достоинством:
— Не совсем так-то, уважаемый барин. Я в шешнадцать годков у Иван Петровича в учениках хаживал, он как раз карету паровую ладил, ну и я, нычить, при нем. В энтой карете светлейший князь Потемкин свой интерес имел, хотелось ему на ей по степям таврическим прокатиться, да вот не судьба вышла. Помер, нычить, князь Григорий, а ворог евойный, полюбовник царицын, все его мечтания похерил, и карета энта паровая на задворках сгнила. А я, барин, дюже памятливый, без чертежей, нычить, все упомнил и, кады на тагильских заводах служить механиком зачал, решил Иванапетровичеву задумку к делу приспособить. Токо карета нам на заводах ни к чему, а вот руду перевозить — самое то!..
Пока старший Черепанов излагал историю паровой кареты, главный правитель распорядился насчет чая, и теперь все трое наслаждались ароматным напитком. Баранов отметил для себя, что сын ни разу не вмешался в речь отца, не перебил, не добавил ни слова. Попивал чаек из китайского блюдечка и вроде бы даже не слушал.
А тот разговорился:
— …И вот сижу я, нычить, кумекаю, каку дорогу проложить для телеги паровой — она ж по колдобинам да по грязи не проедет, — а Мироша мой возьми да и подскажи: «Батя, — грит, — надоть, — грит, — для нее железны путя под колеса. Тады, — грит, — ей никакие рытвины не будут мешать». Во голова! Иван Петрович, нычить, не дотумкал, а мой Мирошка смог! А ему ишшо и десяти годков не было.
Отец с уважением поглядел на сына. Тот сосредоточенно хлюпал чаем с блюдца, баловался колотым сахарком.
— Погоди, погоди, — поднял руку с надкусанной баранкой главный правитель. — Эти пути, как я понимаю, — две железных полосы? — Черепанов кивнул, подтверждая. — А колеса с них не соскользнут?
— Энто тож Мироша придумал: у колес по нутряной стороне такой буртик идет, он, нычить, и не дает колесу сползти ни в ту, ни в энту сторону.
— Да-а, — покачал головой Баранов, — вы, и верно, мастеровые механики. Денег за телегу, наверное, много получили?
— Ага, — усмехнулся Ефим Алексеевич, — разбогатели! По пять целковых — корову можно купить.
— Вольную дали, — добавил вдруг Мирон. — Бате и мне, а мамке не дали.
— Энто — да, — согласился отец. — Не будь вольной, мы бы, нычить, сюдой не попали.
— А как же мамка? Одна осталась? — сочувственно спросил Баранов.
Черепановы вздохнули — оба разом.
— Померла моя Грунюшка, — склонил голову Ефим, и в темных, аккуратно расчесанных на две равных половины волосах вдруг проступили седые прядки. — Так в крепости, нычить, и преставилась.
— Без мамки мы б никуда не поехали, — снова добавил Мирон, и отец кивнул согласно.
— А с чего вы, вообще, поехали? — чуть помолчав для соболезнования, спросил Александр Андреевич. — Ты ж, Ефим Алексеевич, был уже главным механиком тагильских заводов. Али мало платили?
— Грех жаловаться, были в достатке, — мотнул головой старший. — Однако ж, они, тоись хозяев;, мечтаниям нашим и придумкам ходу не давали. Вишь ли, невыгодно энто им. Путя железные приняли, а машину паровую — для тяги — нет. Потому как для машины лесов на дрова не хватат, а ;гля п;близи нету. Зато людей и лошадей, нычить, в избытке. Имя и пользуются. Тады как у вас…
— Тогда как у нас, — подхватил Баранов, — все наоборот: уголь есть, а людей, да и лошадей, нехватка. Другое у нас, уважаемые механики, — железа своего пока что очень мало. Руду, слава богу, нашли, завод железодельный ставить будем, но сталь и чугун получим не ранее, чем через три-четыре года, тогда и телега ваша на «ура» пойдет. Но до той поры, мастера мои драгоценные, предлагаю вам заняться машиной для военного парохода. Очень уж иноземцы браконьерствуют в наших водах российских, все подряд изничтожают, и нет на них никакой управы. А будет пароход — мы им быстро укорот дадим, зарекутся лезть без спросу куда ни попадя. Один паровой фрегат мы построили, да вот машина для него слабосильная — надо бы помощней. Второй заложили… Кстати, машин паровых нам немало понадобится — и больших, и малых. Дороги железные по всей Русской Америке пролягут, без дорог нашему хозяйству не подняться, а без хозяйства нас быстро сожрут. Желающих много найдется. И вот еще что. Наш рудознатец Антон Козырев масло каменное нашел. Горит оно знатно, жарче дров и угля. Так что покумекайте, как его к паровым машинам приспособить.
— Мы уже кумекали, — сказал Мирон. — Сделаем. Так, батя?
— Так, сынок. Костьми ляжем, а изделаем, — твердо ответствовал отец.
— И вот еще что… — Баранов на удивление легко для своих лет поднялся из-за стола, подошел к двери, выглянул и, вернувшись, поманил Черепановых к стоявшему в углу столу, накрытому рушником. Они подошли.
Под рушником что-то возвышалось — длинной горкой.
Правитель снова оглянулся на входную дверь и, вроде бы успокоившись, откинул рушник. На столе лежала небольшая, но сразу видно — непростая, металлическая машинка мрачноватого темно-серого цвета, а рядом с ней — другая, гораздо меньше по размерам, но тоже довольно угрюмая.
Мирон тут же ухватил маленькую, начал внимательно разглядывать, тронул за крючок, спрятанный в петле:
— Никак пистоль, а, батя?
Отец, столь же пристально разглядывавший ту машинку, что побольше, как раз взялся за две рукоятки, и указательный палец правой руки сам собой лег на похожий крючок.
— И у меня, однако, пистоль али ружжо такое иноземное…
Правитель замахал руками: тише, тише!.. Потом подтвердил вполголоса:
— Да, иноземное оружие. Только это — большой секрет! И у меня вопрос: сможем ли мы сделать такое же?
Старший Черепанов положил машинку на стол, огладил:
— Коли кто-то изделал, смогем и мы. Токо надобно разобрать, кажную детальку обрисовать, сталь подобрать… Станки нужны — строгать, обтачивать… Работа, нычить, важная! Так, Мироша?
Сын кивнул, по-прежнему изучая «пистоль», и вдруг чем-то щелкнул, что-то повернул, за что-то потянул — и машинка в его руках распалась на части.
— Работа, батя, долгая…
— А я не тороплю, — поспешил сказать правитель. — Главное — сделать, и чтобы стреляли.

Гл. 15  http://www.proza.ru/2017/05/30/1305

ПРЕДЫДУЩИЕ ГЛАВЫ:
Глава 1 http://www.proza.ru/2016/03/20/1617
Глава 2 http://www.proza.ru/2016/03/20/1639
Глава 3 http://www.proza.ru/2016/03/20/1643
Глава 4 http://www.proza.ru/2016/03/30/1270
Глава 5 http://www.proza.ru/2017/03/04/127
Глава 6 http://www.proza.ru/2017/03/04/136
Глава 7 http://www.proza.ru/2017/03/04/139
Глава 8 http://www.proza.ru/2017/03/12/2036
Глава 9 http://www.proza.ru/2017/03/16/201
Глава 10 http://www.proza.ru/2017/03/17/1891
Глава 11 http://www.proza.ru/2017/04/10/2233
Глава 12 http://www.proza.ru/2017/04/13/687
Глава 13 http://www.proza.ru/2017/04/19/1932