ЯМА

Борис Буданов
РАССКАЗ

   На углу Большой Лучезарной улицы и проспекта Вдохновителей образовалась яма. Первой её обнаружила заслуженная пенсионерка Варвара Феоктистовна, надоевшая всем городским чиновникам жалобами на жалкую пенсию и происки коммунальных служб. Она выгуливала своего фокстерьера по кличке Бизон, который в погоне за чёрным котом чуть было не преступил роковую черту. Кот бесследно исчез, не подавая признаков жизни. Варвара Феоктистовна осторожно заглянула в яму и не увидела дна.
   О своём открытии она незамедлительно сообщила главе управы Шиллингову, но тот ответил ей, что ям в городе много, администрация ведёт с ними борьбу в рамках федеральной программы «Антияма» и сигнал бдительной пенсионерки обязательно будет принят к сведению. К обеду у ямы стал скапливаться народ. В зияющую бездну бросали бутылки, пивные банки, прочие отходы порочных привычек и засекали время в надежде услышать звуковое отражение, но, так и не дождавшись, расходились по своим делам.
   Бездна пугающе молчала.
   Варвара Феоктистовна заметила, что яма увеличивается в размерах и подкрадывается к близлежащему жилому дому, о чём она по многолетней привычке опять-таки сообщила главе управы. Тот ответил, что, во-первых, дом подлежит капитальному ремонту в рамках федеральной программы «Жизнь без трещин» только в четвёртом квартале следующего года, во-вторых, он уходит в законный отпуск, а, в-третьих, он желает ей плодотворной деятельности на ниве социальной активности в рамках программы «Бдительный гражданин».    
   Варвара Феоктистовна, чуя сердцем неминуемую беду и руководствуясь «Моральным кодексом строителя коммунизма», принятым XXII съездом КПСС, и с тех пор висевшим у неё на кухне рядом с «Книгой о вкусной и здоровой пище» того же года издания, заблаговременно развесила объявления о грозящей опасности на дверях катастрофического дома и на всякий случай позвонила в областное управление МЧС.
   Яма съела многоквартирный скворечник аккуратно, не оставив следов. Из её чёрных недр раздавалось довольное урчание и, как некоторые утверждали, причмокивание. Обошлось без жертв, если не считать конголезского крокодила и двух амазонских питонов, проживавших в доме на незаконном основании. Прибывшие на место происшествия спасатели выразили сомнение, а был ли дом вообще. Эту версию охотно поддержал мэр города Прибытков и председатель страховой компании «Беда не пройдёт» Семилапов. Когда впоследствии после ряда судебных разбирательств было установлено, что дом всё-таки существовал, мэр Прибытков был уже награждён почётной грамотой за создание гражданского общества и переведён на вышестоящую должность. Новый мэр только разводил руками  и отказался давать какие-либо комментарии. Страховая компания «Беда не пройдёт» успела объявить о своём банкротстве, так как её председатель Семилапов бесследно исчез со всеми активами на затерянном острове около берегов Коста-Рики, который он приобрёл в собственность.
   Яма продолжала издавать голодные стоны.
   Жителям злополучного дома, потребовавшим предоставить им новые квадратные метры, было заявлено, что их требования несовместимы с теми трудностями, которые переживает город и область вместе со всей страной в связи с кризисом, вызванным санкциями враждебного окружения. Губернатор Белый, навестивший зловредную яму, призвал жителей города проявить патриотизм и сплотиться в борьбе с кризисом и инфляцией. Он доходчиво объяснил, что во всём виноваты большевики сто лет назад расстрелявшие законного государя. При этих словах земля под ногами губернатора стала странным образом трескаться и расползаться. Охрана вовремя  успела спасти борца за историческую справедливость.   
   Местный краевед Игнат Дотошный, вспомнив рассказы бабушки, подтверждённые архивами губернской управы, опубликовал в газете «Наша правда» статью, в которой документально обосновал , что на месте ямы в былые времена находилось кладбище, где хоронили мздоимцев и казнокрадов. Вслед за ним выступила ведущий эксперт по оккультным вопросам  Аглая Сфинксова. Она неопровержимо доказала, что их неупокоеные души взывают из бездны, требуя новых жертв. Местные чиновники на всякий случай к яме больше не подходили.   
   Интерес к яме возрастал и быстро перерос областную черту. Из Академии наук приехала комиссия, пытавшаяся с помощью лазерных датчиков измерить глубину бездны, но лучи уходили в бесконечность, не давая ответного сигнала. Был сделан запрос на противоположный конец Земли.
   С островов Кука пришёл ответ, что ям у них предостаточно, впадин тоже, с просьбой уточнить координаты интересующего объекта. В научном мире яма получила название Тартар.   
      .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .
   Однажды душной июльской ночью Варвара Феоктистовна, мучимая бессонницей и Бизоном, тявкающим у дверей, вышла с ним во двор и ... о, ужас... увидела главу управы Шиллингова, который при свете полной Луны, выставив руки вперёд и подняв голову, с закрытыми глазами уверенно шёл к Тартару. Затем глава управы исчез за кустом акации, росшим на самом краю бездны, и больше оттуда не появлялся. Выждав некоторое время, Варвара Феоктистовна привязала на всякий случай Бизона за спинку скамейки и, движимая любопытством, заглянула за куст, но главу управы не обнаружила. Из Тартара доносились чавкающие звуки.
   Поиски пропавшего главы управы результатов не дали. Сообщению Варвары Феоктистовны никто не поверил, так как глава управы отличался завидным здоровьем и расстройством психики не страдал. Через неделю Варвара Феоктистовна вышла ночью во двор с целью насладиться спасительной прохладой  после душного дня. Бизон залаял на неясный силуэт в той же  позе, что и пропавший глава управы, направлявшийся к Тартару. Приглядевшись, Варвара Феоктистовна узнала мэра Прибыткова. Стремясь спасти очередную жертву, Варвара Феоктистовна поспешила к силуэту мэра, но тот уже исчез за пограничным кустом акации. Из ямы раздались знакомые чавкающие звуки. Варвара Феоктистовна сообщила о происшедшем в соответствующие органы. Её показания запротоколировали, но после её ухода начальник местного управления МВД полковник Загребальный повертел пальцем у виска.      
  Следующей жертвой пал борец за историческую справедливость губернатор Белый. Варвара Феоктистовна поняла обречённость лиц, приближенных к яме, и лишь молча наблюдала за их самопожертвованием. Бизон, уже привыкший к таинственным ночным силуэтам, молча сидел у её ног.
   Подчиняясь  магическому зову, презревшему материки и океанские просторы, с затерянного острова у берегов Коста-Рики вернулся председатель страхового общества «Беда не пройдёт» Семилапов и, едва дождавшись ночи, поспешил к роковой пропасти.
   Чиновники стали с завидной регулярностью пропадать, а в полнолуние весь состав местного управления МВД проследовал к алчущему Тартару гуськом, положив руки на плечо вперёдидущих. Шествие возглавлял полковник Загребальный.
   В срочном порядке были назначены выборы мэра и иных уполномоченных лиц. Из федерального бюджета были выделены значительные средства на засыпку ямы, но деньги странным образом исчезли, а вновьиспечённых должностных лиц постигла участь их предшественников.
   Больше к власти в городе никто не рвался.   
   В связи с исчезновением чиновников исчезли департаменты внешних сношений, торговли, борьбы с коррупцией. За ними исчезли и остальные ведомства. Последним исчез департамент доверия, так как жители стали доверять только сами себе. 
   Связь города с внешним миром оборвалась.
   А жизнь, как ни странно, продолжалась.
   Жители съеденного дома заселили жилой комплекс «Небесная мечта», который до тех пор пустовал из-за небесных цен.
   Ввиду отсутствия в магазинах иноземных овощей и фруктов  жители быстро освоили пустующие целинные земли, предназначенные для строительства элитных коттеджей и площадок для гольфа. Урожаи превысили все мыслимые границы. Не отставали и дачники. Трудовой подъём охватил всё население. Стали организовываться школы передового опыта и выставки достижений народного хозяйства. Первую премию получила Варвара Феоктистовна за самую большую тыкву. Тыквенную кашу целую неделю ели все соседи Варвары Феоктистовны, а Бизон решительно перешёл на вегетарианскую диету.
   Особой популярностью пользовалась на местном телевидении программа «Вести с полей и огородов». Прорывавшаяся иногда в эфир информация о коррупции, инфляции и иных противоразумных явлениях воспринималась жителями, как отзвук из иного мира и пережиток недавнего прошлого.
    У огурцов и помидоров появился давно забытый вкус, а дети отказывались идти в садик или школу, не отведав сладкой клубники.
   Выяснилось, что коровы могут давать натуральное молоко, а мясо имеет совершенно другой вкус, чем тот суррогат,  который ранее наполнял супермаркеты.
   В конкурсе на самого красивого петуха победил представитель фермы «Перо и клюв» по кличке Султан, который единодушно был избран гербом города, а его хозяин Серафим Гребешков завалил прилавки отборными яйцами величиной со страусиными и такой необыкновенной курятиной, что запах супа из неё вызывал слюнотечение жителей окрестных областей. Не в силах справиться со всё возрастающим аппетитом, они сметали с областных прилавков кур, свежедоеное молоко, безнитратные овощи и даже мёд в сотах.      
   Промышленные предприятия перестроились на нужды города и стали выпускать продукцию, далеко превосходившую иноземные аналоги. Широкое распростронение получили мобильные электростанции, способные перерабатывать бытовой мусор в дешёвую электроэнергию. Город засиял чистыми огнями.
   Экономическая блокада была прорвана.
   По местному телевидению с успехом прошёл сериал «Доярка и тракторист», воспевавший героику повседневных трудовых будней.
   Все непотребства, свойственные обществу с развитой демократией, были забыты, а в газете «Наша правда» развернулась полемика между ведущим экспертом по оккультным вопросам Аглаей Сфинксовой и женой местного краеведа Игната Дотошного, в ходе которой Аглая Сфинксова убедительно доказала, что связь мужчины с представителем того же пола, что и супруга, является признаком  гармонично развитой половой ориентации и привела в качестве отрицательного примера загнивающий Запад. Конец полемике положил заслуженный  дворник Салат Юмаев. Он предложил создать общественное движение под девизом «Чистый город – чистые отношения».   
   Оставалась одна нерешённая проблема – яма, из-за своих размеров мешавшая жизнедеятельности и процветанию города.  В целях улучшения экологии было решено под контролем общественности в сжатые сроки заполнить её отходами и мусором, которые не в состоянии были переработать электростанции.
   Особую активность проявил Бизон, добровольно взявший на себя обязанность сутками с перерывом на завтрак, обед и ужин дежурить около ямы и следить, чтобы никто не промахнулся и не замусорил близлежащую территорию.
   Граждане, поглощённые созидательным трудом, даже не заметили, как быстро заполнился казавшийся бездонным Тартар.
   Однажды июльской ночью Варвара Феоктистовна решила проведать Бизона и принести ему добавку к ужину, так как от постоянного пребывания на свежем воздухе у того обострился аппетит.   
   При свете полной Луны она явственно увидела фигуру, осторожно приближавшуюся к яме. Таинственный субъект, прощупывая почву шаг за шагом, остановился у края Тартара, уже успевшего покрыться молодой порослью, даже подпрыгнул, удовлетворёно хмыкнул и, напевая известный шлягер «Всё могут короли...», отправился восвояси.   
   Наутро Варвара Феоктистовна включила телевизор, чтобы насладиться двадцать пятой серией душещипательной мелодрамы «Доярка и тракторист», пропущенной ею предыдущим вечером из-за прополки грядки с тыквами, но к своему удивлению увидела репортаж о происках злостного олигарха, услышала о плановом падении валового продукта и об ожидаемом уровне инфляции. Диктор призывал сплотиться перед очередной волной экономического кризиса. К вечеру мэрия, префектура и управа заполнилась ответственными лицами, готовыми разделить с народом непосильное бремя борьбы с инфляцией и коррупцией.
   Сериал «Доярка и тракторист» был прекращён из-за более важных и актуальных новостей.
   Мусорные свалки переполнили город.
   Султан потерял голос.
   Куры стали нести пластиковые яйца.
   В овощах и фруктах появились нитраты.
   Молоко потеряло свежесть.
   Тыквы на грядках Варвары Феоктистовны засохли.
   Бизон отказался от вегетарианской диеты.
   Жизнь города окончательно влилась в русло всей страны.


Сентябрь 2015 г.