Oб исполнительском мастерстве

                                                                                                     Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
                                                                                                                   Николай Гумилев


                   
    Что это за феномен такой,  исполнительское мастерство?
Нет, это не мастерство вообще.  Потому что когда речь идет об исполнительском мастерстве, мастерство как таковое   уже не рассматривается. Это как сила в любви. Или любовь есть, или ее нет.

    Это степень  умирания или растворения  в исполняемом материале. Это слишком красиво и даже довольно близко к сути.  Но не все.

В музыке  авторское творение лишь  средство для некоего акта самовыражения.
А вот Стравинский пишет  в "Хронике моей жизни":
«...  музыку следует исполнять, а не интерпретировать ... Всякая интерпретация раскрывает в первую очередь индивидуальность интерпретатора, а не автора.  Кто же может гарантировать нам, что исполнитель верно отразит образ творца и черты его не будут искажены?»

Можете объяснить это заявление Игоря Федоровича?   
Я  отвечу так. Не обязательно все нужно объяснять. Оставьте что-нибудь в своей жизни непонятым.

Музыка необычное искусство. В живописи роль исполнительского мастерства принадлежит зрителю. Подумать только, смотря на картину  и зажигаясь  ее страстью, мы сравниваемся с  исполнителем музыкального произведения ! 
Осознав это, поражаешься и пугаешься, какой у нас зрителей должен быть уровень мастерства..
Что это за мастерство?
У  музыканта,  я уже написал, мастерство есть или его нет. И если нет, он уже не исполнитель. Это ясно и у всех на виду.

А у нас  что включается в мастерство восприятия живописи? Одна сторона чисто техническая и достижимая. Хорошо знать всю историю искусства. Как минимум.  Короче, уметь играть на инструменте.

Но  еще нужна чувственная натура, умение понять автора и его переживания. Это уже от рождения, чувствовать научиться наверное нельзя. И проверить нельзя, нет  приборов таких.


Художник – мастер, он не должен страдать и лить слезы во время творчества, слезы должен лить читатель или зритель. Художник должен заставить зрителя лить слезы. Леонардо рисовал "Тайную Вечерю"  более двух лет. Не до слез.  Толстой многократно  переписывал «Войну и мир».  Микельанджело работал над  "Давидом" 3 года. Бах, слушание которого может привести слушателя в экстаз, работал над своими произведениями довольно хладнокровно и методично.

Пианист или скрипач, выходящий на сцену,  это нечто иное.

"Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!"

    Он выходит на сцену, раскланивается, потом он берет скрипку под подбородок, переглядывается с дирижером, мгновение, и он уже не человек.

"Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей"

    Он дух, он  чудовище, он нечто непостижимое,  он втягивает нас в себя, он забирает всю нашу энергию. В зале одни скелеты, все улетучилось и впиталось дирижером и скрипачем. От них исходит аура, мощное свечение.

Однажды после концерта приятель спросил  меня:  «Ну, как?»

 - Еле дождался конца. Еще пять минут и я умер бы от превышения уровня возможной чувствительности.

 Чайковский - концерт для скрипки с оркестром.

"Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток".

   Когда, наконец, раздаются последние аккорды. Зал взрывается. Скелеты вскакивают и наполняются плотью и кровью, они неистовствуют, а бедный скрипач изможден, он все отдал, всю энергию, переданную ему из космоса из вечности.  Он медленно возвращается к реальности из жуткого мира  неимоверных страстей.

"Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг".


Рецензии
Михаил, с удовольствием прочитала Ваши размышления. Не соглашусь с тем, что художник не должен страдать и лить слезы во время творчества. Не бывает творчества без страданий. Именно они подталкивают к созданию очередного произведения, будь то картина, музыка или литература. Страдание обогащаете произведение, делает его энергетически насыщенным. Именно оно и проявится потом в виде ауры. Почему репродукция не бывает столь прекрасна как оригинал? Там нет чувств! Писатель во время сочинения произведения должен пережить ту или иную сцену, заплакать вместе с героями, рассмеяться. И только попустив через себя поток эмоций, осмыслив их, можно приниматься за работу. Чем глубже мастер уходил в себя, тем ярче будет конечный результат.

С уважением,

Елена Роговая   13.12.2017 00:47     Заявить о нарушении
Как инициирующая причина,и то не всегда. Применимо для поэзии, там преживание может породить стихотворение мгновенно. В остальных случая рабский напряженный труд. Примеры я привел - Леонардо, Толстой, Иванов, рисовавший Явление Христа народу 20 лет.
Любая опера, симфония, роман, полотно - это все на одном вдохновении не преодолеешь. Сам - художник.

Но в Вашу пользу должен привести пример Ван Гога, который работал именно так, на постоянном горении. Но он - уникальное явление.
У меня на Прозе висит о нем книга:
"Ван Гог как Иисус Христос", которую - вот парадокс, нужно читать долго и терпеливо.

Михаил Гольдентул   14.12.2017 02:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.