Этюды в пути -3. В трамвае

Замира Цогоева
               
                На очередной остановке в трамвай вошло несколько человек. Маленький мальчик, оторвавшись от бабушки, которая держала его за руку, бросился к единственно свободному месту. Деловито устроившись на сиденье, он удовлетворенно оглянулся по сторонам. Бабушка, покачиваясь и с трудом удерживая равновесие, подошла к нему и хотела присесть рядом с ним. Мальчику было около четырех лет. Он мог бы свободно постоять возле бабушки, уступив ей место, но не хотел этого делать, напротив возмутился тем, что бабушка посягнула на его место. Бабушка покорно встала возле него. Было видно, что она утомлена, и ей трудно стоять на своих натруженных, отекших ногах. Я смотрела на эту картину и думала, почему такое может происходить.
Сзади раздался голос мужчины: Молодежь сейчас сидит, чтобы в старчестве стоять.
Я не выдержала и подошла к этому маленькому человеку.
- Ты же мужчина, сказала я ему, - так почему ты позволяешь бабушке  стоять возле тебя? – мальчик удивленно на меня посмотрел, потом перевел взгляд на бабушку. Бабушка пыталась что – то ответить мне в ответ, оправдывая внука, но я не слушала её.
- Ты скоро вырастешь и будешь сильным взрослым мужчиной, а удел мужчин – защищать старых и слабых, женщин и детей. Я в тебя верю, ты вырастишь настоящим мужчиной. – Мальчик смотрел на меня внимательно с некоторым чувством вины и гордости. Он видел себя уже  взрослым и сильным. Он посмотрел на свою бабушку и молча подвинулся, давая ей возможность присесть возле него. Бабушка улыбнулась и опустилась на освободившуюся часть сидения. Мальчик гордо посмотрел на меня, сидевшие рядом взрослые мужчины сдерживали улыбки, более молодые – отвели глаза в сторону. Видимо им тоже стало не по себе. Поступок маленького мальчика, заставил их оглянуться на себя - уже взрослые мужчины, а всегда ли они поступают соответственно своему предназначению?
Следующая остановка была моя. Перед выходом я еще раз посмотрела на маленького мальчика. Он тихо сидел возле бабушки и смотрел в окно. Мне показалось, что этот случайный эпизод отложит след в его душе, еще не испорченной равнодушием и безответственностью. А может быть, кто – то еще посмотрит на себя по -  новому и жизнь станет лучше. Я верю в лучшее.