Меланома

Анна Федоровна Волкова
     Помня  пословицу:  «Не  буди   ЛИХО,  пока  оно  тихо!»,  я  долго  не  решалась  опубликовать  эту  свою  историю.  Но,  может  быть,   она  поддержит  кого--то,  вселит  надежду?      
         Однажды  дочка  спросила:  «Мама,  а  что  это  у  тебя  на  виске?»
   Я  посмотрела  в  зеркало:  небольшое  светло  коричневое  шероховатое  пятнышко.  Когда  оно  появилось,  непонятно.       А  потом  я  про  «пятнышко»  вообще  забыла.    Прошло  2  года.   «Штучка»   на   виске   постепенно  увеличивалась  в  размерах,  потемнела.  Я  уже  догадывалась,  что  это  такое,  но  гнала  от  себя  тревожные  мысли.  Слишком  хорошо  запомнилось  ещё  с  институтских  времён,  как  профессора  говорили:  «Ничего  нет  страшнее  меланомы.  Она  очень  быстро  даёт  метастазы,  особенно,  если  попытаться  её  удалить.  Это—королева  опухолей». 
      Я  продолжала  работать,  но  «штучка»  тоже  не  дремала:  это  уже   была  тёмно  коричневая  опухоль  размером  2 / 2  см,  которая  сильно  кровоточила  при  малейшем  прикосновении.    Приехал   сын  и  настоял  на  том,  чтоб  я  согласилась  съездить  с  ним  к  онкологу.  Онколог  взглянул   и  протянул:  «Да-а-а».
     –  И  что  дальше? — спросила  я  его.
     –  Операция,  облучение,  химиотерапия!— на  одном  дыхании  выпалила  его  опытная  медсестра.
       В  груди  у  меня  похолодело,  я  молча  встала  и  вышла  из  кабинета.  И…уехала  домой.   Продолжала  работать:  будь,  что  будет!    Но  «штучка»  начала  побаливать,  зудеть,  размягчилась  и  вдруг  от  неё  появилась  красная  «дорожка»  к  лимфоузлу:  раковые  клетки,  меланоциты,  отправились  завоёвывать  новые  территории.
        Вот  теперь  я  испугалась  по—настоящему.  Поехала  в  ИМР    (институт  медицинской  радиологии),  где  работал  мой  бывший  больной  Арсен  Алиевич,  хороший  врач—радиолог.  Он  сразу  же  показал   меня  д.м.н.   Галине  Терентьевне,     специалисту  по  меланомам.   «Всё  ясно,  –  сказала  она. – Сейчас   сделаем  биопсию.  Позвоните  мне  завтра».
       Я  позвонила  и  узнала,  что  это,  действительно,  меланома.
       – Сегодня  же  я  жду  Вас  в  отделении!  Голос  Галины  Терентьевны  был  встревоженный.
       – А  можно,  хотя  бы  завтра?
       – Вы  что,  не  понимаете,  что  у  Вас  начался  «обратный  отсчёт»  срока  жизни!  –  рассердилась  доктор. 
        Не  успела  я  расположиться  в  палате,  как  вошла  медсестра:  «  Идите  на  облучение,  Вас  там  уже  ждут».   Когда  закрылась  бронированная  дверь,   и  я  осталась  наедине  с   аппаратом,  «зудящим»,   подобно  огромному   злобному   комару,  у  моего  виска,   мне  стало  очень  страшно.     Но  я  взяла  себя  в  руки,   и  стала    мысленно  разговаривать  с  раковыми  клетками:  «  Ага!  Не  нравится?  Сейчас  вас  бета—лучи  поджарят,  а  нормальным  клеткам  ничего  не  будет!».   Таких  облучений  до  операции  было  6.  Но  это  было  только  начало  трудного  пути.
     Меня  начали  готовить  к  срочной  операции.   А  я  всё  колебалась.  И  чтобы  на  что—то  решиться,   пошла  к  зав.  отделением  и  попросила  показать  мне  результаты  биопсии.  «  Я  знаю,  что  Вы  должны  щадить  психику  больного.  Но  здесь  другой  случай:  я   врач,  и  хочу  понять  всё  до  конца,  чтоб  принять  верное  решение».   То,  что  я  увидела,  повергло  меня  в  шок:  это  была  не   меланома,  а  меланобластома!    «Хуже,  просто  не  бывает»,    произнесла  Галина  Терентьевна.
     Когда—то  я  прочитала  повесть  В.  Солоухина  «Приговор»,  и  долго   в  голове  у  меня  звучало  стихотворение    А.  Фета   (эпиграф  к  повести):   
                «Не  жизни  жаль  с  томительным   дыханьем.
                Что  жизнь  и  смерть?  А  жаль  того  огня,
                Что  просиял  над  целым  мирозданьем,
                И  в  ночь  идёт,  и  плачет,  уходя».
         И   я  решилась.  Условия  операции   обсуждались  в  моём  присутствии:   всё—таки  коллега!   Я  уже  знала,  что  операция  будет  под  общим  наркозом  с  применением  ИВЛ.   Что  она  будет  радикальной,  т.е.  с  удалением  всех  лимфоузлов.   Что,  учитывая  расположение  опухоли  и  её  размеры,   скорее  всего,   понадобится  пластика  кожи.  Что  есть  вероятность  повреждения  лицевого  нерва.  Я  спорила  по  каждому  пункту,  доказывая,  что  мне  нужно  сохранить  способность  работать.   В  конце  концов,   один  из  хирургов  в  сердцах  заявил:  «Нет,  этот  торг  не  к  добру!».
       Операция  была  назначена  на   6.  06.   2006г.  Но  хирурги,  заметив  зловещее  сочетание  трёх  6,  перенесли  операцию  на  7  июня.   Потом  анестезиолог  отказалась  давать  мне  наркоз:  «у  медиков   всегда  всё  идёт  не  так,  не  буду  я  рисковать!»  Слава  Богу,  другой  анестезиолог,  мужчина,  согласился.  И   прекрасно  справился  со  своим  делом.
       Как  потом  выяснилось,  операция  продолжалась  2   часа  30  мин,  прошла  без  осложнений,  если  не  считать   кровотечения.  «  Ну  и  намучился  я  с  Вами,  Анна  Фёдоровна,  у  Вас  плохо  свёртывалась  кровь».     Пластика  кожи  не  понадобилась,  т.к.  виртуозный  хирург  Виктор  Степанович  сумел   стянуть  края  раны.   Зато  получилась  бесплатная  «подтяжка  кожи»,  что  вместе  с  предоперационной  очень  короткой  стрижкой   сделало  меня  только  моложе  (шутка). 
      Теперь  мне  предстояло  облучение    гамма—лучами    (  20  сеансов).    Этот  аппарат  работал  бесшумно,  но  разрушения  принёс  большие:  лучевой  ожог  кожи  шеи.      
 Впереди  было  самое  трудное:   химиотерапия.   Первая  попытка  переливания    этого  очень  сильного  противоопухолевого  препарата  дакарбазина    была  предпринята  ещё  накануне  операции.  Ничем  хорошим  она  не  закончилась.  Уже  через  несколько  минут  после  подключения  капельницы  у  меня  началось  сильное  сердцебиение,  появилась  головная  боль,  боль  в  руке,  чувство  удушья.  Капельницу   отключили.  Прибежали  лечащий  врач  и  зав.  отделением.  Измерили  АД,  тонометр  показал  какие—то  «несусветные»  цифры:  170\  0 .  Галина  Терентьевна   посмотрела   на  почти  полную  ампулу     с  дакарбазином   и   покачала  головой:  «Жалко  выливать,  уж  очень  дорогой  препарат».   Помолчала  и  добавила:  «Но  жизнь  дороже».
      Но  без  химиотерапии   никак  нельзя  было  обойтись.  Решили  рискнуть,  продолжить  вливания.    Я  очень  боялась,  поэтому  попросила,  чтоб  разрешили  присутствовать  при  этом  моему  мужу.   Он  приехал,    и  только  благодаря   ему,   его  уверенности  и  оптимизму,    я  выдержала  эту  пытку.
        Конечно,  были  внесены  коррективы:  уменьшили  концентрацию  раствора  и  скорость  вливания.   Вся  палата  наблюдала  эту  сцену:  я  в  панике  прошу  отключить  капельницу  (мне  действительно,  плохо),  а  муж   уговаривает:  «Ну,  ещё  только  5  капель  потерпи».  Варианты  были  разные:  5 капель,  3  капли,  и  т.д.  В   общем,  отвлекал  меня,  «заговаривал  зубы».  И  звал  медсестру  только  в  крайнем  случае.   
        И  так  я  выдержала  шесть  курсов  химиотерапии  за  2  года.    Не  могу  не  рассказать  о  своих  ощущениях  на  второй  день  после  вливания  дакарбазина:    будто   у  меня  тепловой  удар.  Я  не  могла  понять,  что  со  мной.    Меня    «просветили»  более    опытные  соседки по  палате:  «Маетесь?  Это  от  химии,  потерпите».   Потом  я  уже  прочитала  в  аннотации  к  препарату,  что  он  вызывает  «гриппоподобное»    состояние.       
       Через  месяц  меня  выписали.   Было  трудно:  слабость,  апатия,  полное  отсутствие  аппетита.   А  потом  всё  вошло  в  колею.      К  тому  же  у  меня  появилось  новое  занятие:   дети  подарили  мне    компьютер,    который  пришлось  осваивать   по  самоучителю.
      Я  очень  боялась,  что  многократное  облучение  головы  подействует  пагубно  на  мои  умственные  способности  (шутка),  но  получилось   всё    наоборот.     Будто  произошла  какая—то  «перезагрузка»  мозга,  и  я  вдруг  стала  писать  рассказы.    А   после  всего  пережитого  жизнь  стала  мне  ещё  дороже  и  интереснее.   Когда—то  я  прочитала  изречение:  «Рак—это  удача!  Если  Вы  справитесь,  то  получите  «бонус»,  т.е.   у  Вас  откроются   какие—то  новые  способности».   Может,  так  оно  и  есть?
      А  теперь  самое  главное.  23  мая  весь  мир  отмечает  День  борьбы  с  меланомой.  В  этот  день  все,  у  кого     на  коже  есть  «родинки»,  должны  обратиться  к  онкологам  или  дерматологам,  чтоб  специалисты  оценили  характер   «родинки».  Особенно  это  касается  белокожих, светлоглазых  и  рыжих.   Но  даже,  если  доктор  скажет:  «ничего  страшного,  наблюдайте»,  не  расслабляйтесь,  помните  правило   «АКОР».  Расшифровываю:
А (асимметрия), 
К  (край  неровный),
О   (окрас,  потемнение), 
Р   (размер,  рост).  Это  признаки  малигнизации,  перерождения  в  рак.   
           Врага  надо  знать  «в  лицо»  и  вовремя     уничтожить.
                Будьте  здоровы!