Таксист

Ира Алекс
Машину подали вовремя. Я поздоровалась и села рядом с водителем - не люблю сидеть сзади, где нет обзора. С неудовольствием отметила явно кавказскую внешность. Сейчас будет по телефону болтать, устроит гонки, джигит... Настроение было на нуле, разговаривать не хотелось.Он ответил на мое приветствие, уточнил адрес и мы поехали. В разговоры не лез, я сразу оценила это и машину вел аккуратно, без излишнего лихачества. Я смотрела в окно и думала о своем. Молчание постепенно стало тяготить.Наверно и его тоже.

Он сказал:

-Время плохое, сейчас все пробки наши будут.

Говорил он почти без акцента и я поняла, что живет здесь давно. В подтверждение его слов мы уперлись в бампер кроссовера. Я вздохнула. Не стану же я объяснять постороннему, что ночью не могу спать, а потом утром не могу проснуться...

Он спросил:

- А на Шафировском что? Куда там ехать?

Я ответила:

- Крематорий.

Он кивнул:

- Знаю... Соболезную. Сам недавно отца похоронил...

Я поблагодарила.


Мы подъехали к главному входу .

Он сказал:

- Не спешите, я подожду, сколько надо!

Но все прошло быстро. Через 15 минут я уже шла обратно к парковке по заледеневшей дороге. Он курил рядом с машиной.

-Не ходите, тут очень скользко. Я сейчас сам подъеду!

Я села в машину и пожалела, что не взяла с собой темные очки. В глазах все предательски расплывалось... Не хватало еще разреветься...

Он понял и ни о чем не спросил...


Обратная дорога была еще длиннее... Действительно, самые пробки! Незаметно я успокоилась.

Потом мы поговорили о том, что сейчас творится на дорогах. Все покупают права, а потом ездят, кто как может. Он сказал, что сдавал на права дважды - один раз на Родине, в Азербайджане, а другой - здесь, в России. Я спросила - а не страшно ли было переезжать насовсем в другой город, в другую страну? Он ответил, что уже очень давно переехал, просто права не подтверждал.... И, как-то незаметно, стал рассказывать о своей жизни....

Он родился в Баку, у моря. Сколько братьев-сестер - не сказал, но из рассказа я поняла, что они есть. Отец был очень жестоким человеком, любил телесные наказания, часто бил детей и издевался над матерью. Бил головой о стены, ее руками забивал гвозди... Одним словом - садист. Когда мой собеседник подрос, естественно, он постарался уехать подальше от дома и поступил в военное училище - тогда еще в Ленинграде. Окончил, служил... Еще когда учился, познакомился здесь с девушкой. Её звали Таня. Он так и сказал - Таня. Не Татьяна, не Танька, а именно Таня... Даже не могу объяснить, как это имя прозвучало в его устах.Это было как-то просто и тепло. Его интонация заставила меня оторваться от созерцания дороги и посмотреть на него. Он поймал мой взгляд и сказал:

- Не знаю, почему все это Вам рассказываю....Не утомил Вас?

- Нет-нет, продолжайте! Вы интересно рассказываете, да и я отвлекаюсь...

Он продолжил.

-Мы стали жить вместе с Таней. Наверно я любил ее, только тогда не понимал этого. Но тогда время было сложное - развал союза, армии, всей жизни... Кризис... Мы же наверно с Вами в одно время росли?

Я сказала, что мне 48.

- Точно! Мне столько же.

Все было тогда хорошо, несмотря ни на что - молодость, любовь, друзья, из армии уволился, свой небольшой бизнес наладил, на безбедную жизнь хватало... Но тут вмешались родственники.

Надо сказать, что у нас в Азербайджане еще очень сильны традиции. Я, как старший сын, для продолжения рода обязан был жениться обязательно на азербайджанке, на девушке,которую найдут и одобрят родители, а Таня, естественно, таковой не являлась. Мне начали звонить и писать родители, родственники, друзья семьи... Все требовали, грозили проклятьями, отлучением от семьи.. И я сдался... Наверно надо было настоять на своем, не уступать, жениться на Тане... кто знает, как бы сейчас жизнь повернулась...Но, что сделано, то сделано...

Я подчинился. Вернулся в Баку и сделал, как хотела моя семья - женился на невесте, которую мне назначили в жены родители. Ни она, ни я не испытывали друг к другу никаких чувств... продолжение рода, так продолжение рода... и больше ничего.

В Питер я вернулся уже с женой. С Таней мы тогда конечно больше не встречались, хотя я все время помнил о ней...

Жена никак не могла забеременеть. Долго лечилась, ездила по врачам... Кучу денег потратил на это! Устроил ее в самую хорошую на тот момент клинику - в Петродворце. Каждый день ездил к ней через весь город - жили на пр.Просвещения. Наконец все получилось...


В этот момент очередной лихач подрезал нас...

-А, зараза... чтоб тебя...!!!! - совсем по-русски выругался Таксист.

Я невольно улыбнулась.

-Можно я спрошу,кто у Вас там?

-Мама.

Он кивнул головой и немного помолчал...

-Моя давно умерла... Когда жена была на седьмом месяце. Совсем еще не старая была. Наверно сказалось все - и тяжелая жизнь, и побои отца...Поехали, схоронили...Вернулись в Питер... Вскоре жена родила дочку. Но, как были чужими людьми, так и остались чужими... и ребенок не соблизил. Когда дочке было три года, мы с женой расстались. Она вернулась в Азербайджан, а я остался здесь... А Ваш отец жив?

Я не стала вдаваться в подробности.

-Нет, умер давно.

-А мой недавно, в ноябре... Сейчас буду плакать, отца вспомнил... Можно я закурю? Вы курите?

_Да, курю... курите, если хотите. - Я не курила.

Он сделал пару затяжек и продолжил.

-Когда жена с дочкой уехали, я почувствовал себя свободным. Разыскал Таню. Она была не замужем. Я долго просил у нее прощения.. Мы снова сошлись, опять стали жить вместе.... Но то ли она разлюбила, то ли так и не простила...через некоторое время мы расстались окончательно. Я пустился "во все тяжкие"... Было много женщин, рестораны, курорты... Но ничего серьезного не случилось. А потом пришло известие, что отец заболел. Из-за его дурного характера никто не хотел за ним ухаживать. Иногда приходила женщина - дальняя родственница... Отец стал звонить и требовать, чтобы я вернулся в Азербайджан. Я стал часто ездить туда, оплачивал лечение, лекарства... Но он был всем недоволен. Все время ругался, бранился, требовал, чтобы я остался с ним... Однажды я сказал ему - давай куплю тебе путевку в санаторий, найму сиделку или домработницу... А он кричал, что никто не хочет ему кружку чая подать, что он всех нас вырастил, воспитал и что все мы - неблагодарные уроды, а я - в особенности! Я же - старший сын... Постоянно обижал, говорил всякие гадости... И однажды довел... Я не сдержался и после очередного оскорбления толкнул его.. не сильно, но толкнул... Конечно, этого делать было нельзя, родителей надо почитать, но...

Отец тут же схватил телефон и стал звонить всем родственникам. Рассказывал, что я его - немощного, беззащитного, больного старика - чуть ли не избил, просил заступиться за него... Все срочно приехали, возмутились, осудили и... отлучили от семьи. Меня после этого никто не хотел знать. Здесь, в Питере тоже живут родные, но мы так и не общаемся...

Он замолчал и вытер глаза тыльной стороной ладони. Движение получилось каким-то коротким и злым.

-Несправедливо... Не знаю, почему я все это Вам рассказываю....

Я спросила:

-Что было дальше?

-А дальше, я вернулся в Питер и на нервной почве у меня обнаружили диабет и туберкулез... Я умирал. Пришлось продать бизнес, чтобы получить нормальное лечение. Но врачи только тянули деньги, а улучшений не наступало. И тогда, я просто ушел из больницы, чтобы провести остаток жизни "по полной". Продал квартиру, кутил, гулял... И естественно, что через полтора месяца попал в больницу в коме... Когда пришел в себя, решил, что вот и все... конец. Жить вообще не хотелось. Я был совсем один, никому не нужный... Полгода прожил в кислородной маске, сам дышать не мог. Теперь живу на лекарствах, не верите? Вот!

Он достал из-за пазухи и продемонстрировал инсулиновую ручку и упаковку таблеток.

-Как же Вы выкарабкались?

-Там работала медсестрой одна женщина - Тамара. Она тогда развелась с мужем. Она старше меня на много - на 9 лет. Мы начали общаться, я стал ждать ее дежурств. Вот она-то меня и выходила. Из больницы я поехал жить к ней. Попытался опять начать бизнес - не пошел... Вот, работаю в такси...На жизнь хватает. Вот так и живем... Особых чувств никогда не было, так... "встретились два одиночества"... Сейчас у нее родился внук и мы стали жить, как соседи. Ей теперь вообще не до меня.

А недавно умер отец... Вот.. Съездил, похоронил... Вроде с родней помирился...

Я спросила:

-А почему Вы не вернетесь в Азербайджан? Там у Вас есть жилье?

-Да, там большая квартира. Там так хорошо, тепло, море... Тамара не хочет... Она хочет быть с дочерью и внуком.

А недавно позвонила бывшая жена... Она заболела и просит приехать. Поговорить надо, мол... Пытался связаться с дочерью, но она меня знать не хочет. Я не обижаюсь на нее. Она имеет на это право...

Мы замолчали... Я переваривала его рассказ...

-Можно, я дам Вам совет?

-Да, конечно! Буду даже благодарен!

-Вам надо вернуться в Азербайджан... Питер - не Ваш город. Поговорите с женой, встретьтесь с дочерью и расскажите ей все так же, как рассказали мне. Представьте, что она Вам не дочь, а посторонний человек. Расскажите просто, без эмоций. Дайте ей время прочувствовать это и понять. Если у нее есть сердце, она все поймет. Вам надо сидеть на пороге своего домика, смотреть на цветущий гранат и слушать, как смеются Ваши внуки в саду. Я так ясно вижу эту картину... Жизнь еще может Вам это дать. А здесь... Не Ваш это город...

Я не стала говорить ему, что увидела его умирающим через несколько лет в крохотной, мрачной комнатке, одинокого и никому не нужного...

Не знаю, имела ли я право, давать ему советы... да и вообще, верный ли совет дала...


Мы остановились у моего дома. Я рассчиталась с ним и вышла из машины.

-Вам помочь?

-Нет, я сама.До свидания, спасибо Вам!- Я взяла сумку с заднего сидения, захлопнула дверь и обошла машину сзади.

Он опустил боковое стекло и сказал мне вслед:

-Это Вам спасибо! - машина заурчала двигателем и он исчез навсегда....


И только в лифте я вдруг сообразила, что даже не спросила его имя.... Я была благодарна моему безымянному таксисту. Не знаю, как получилось, что рассказом о своей боли он помог мне справиться с моей, помог пережить этот мрачный день...

В голове роились мысли...Кто из всех участников этой истории стал счастливей в результате того, что традиции были соблюдены? Таксист? Таня? Его бывшая жена? Или может его дочь, с которой он практически не знаком? Жизнь, исковерканная и изломанная...Зато все прилично, не хуже, чем у других... Судьба...

Странное создание - человек...

Кто мы такие??? Крохотные песчинки в океане жизни... но у каждой - своя история, своя боль...


Я зашла в пустую комнату, поставила на стол ящичек из темного полированного дерева и сказала то, что хотела бы сказать при других обстоятельствах...

- Вот ты и дома, мамочка.......


Если ты, мой безымянный друг, сейчас читаешь эти строчки (а вдруг!), я хочу сказать тебе - спасибо тебе за все и будь счастлив!!! Ты имеешь, на это право, ты его выстрадал! Я от всей души желаю тебе домика среди цветущих гранатов и детского смеха!!!