Что говорит Михаил Веллер. Эссе

Юрий Юровский
        Первая прочитанная мной книга Михаила Иосифовича Веллера называлась «Легенды Невского проспекта». Издана она была в Таллинне как сборник новелл в 1993 году, тиражом всего в 500 экземпляров. Написана книга была ярко и читалась на одном дыхании. Писал он о криминальном Ленинграде со знанием дела, дотошно собирая материал. Автор Легенд.. в 1966г окончил филологический факультет Ленинградского университета. После окончания университета Веллер немало постранствовал по Стране Советов от Белого моря до Камчатки. Сменил множество мест работы от пионервожатого до корреспондента заводской газеты.

         К самым экзотическим занятиям будущего литератора я бы отнес:  перегонщик импортного скота из Монголии в Бийск по Алтайским горам; охотник-промысловик в госпромхозе «Таймырский»; работу в археологической экспедиции в Ольвии и на острове Березань. Осенью и зимой он - рабочий-кровельщик.. И это далеко не полный список.

        Поднабравшись жизненного опыта, наш филолог осенью 1977 года, вступает в семинар молодых ленинградских фантастов под руководством Бориса Стругацкого. Публикует ряд рассказов настолько удачных, что они переиздаются за рубежом. В середине 80-х годов получает рекомендации для вступления в Союз писателей СССР от Бориса Стругацкого и Булата Окуджавы. Сей факт говорит о признании таланта Веллера профессионалами. Далее Михаил Иосифович публикует целую серию романов и повестей, из которых мне запомнилась только одна вещь «Гонец из Пизы». Одновременно Веллер разрабатывает свою оригинальную философскую концепцию, которую называет Энергоэволюционализм.

        Философские воззрения Веллера читающей публикой воспринимаются крайне неоднозначно. Одни российские и зарубежные философы их одобряют, другие яростно критикуют. Впрочем, это обычная реакция на все новое. И мне совершенно не интересно разбирать эту полемику, не привлекает и сама концепция. Но вот, что касается мнения литераторов на этот счет уже интересно послушать.

         Так, Сергей Довлатов в письме Андрею Арьеву пишет: «Что делается с сов. литературой? У нас тут прогремел некий М. Веллер из Таллина, бывший ленинградец. Я купил его книгу, начал читать и на первых трёх страницах обнаружил: «Он пах духами» (вместо «пахнул»), «продляет» (вместо «продлевает»), «Трубка, коя в лавке стоит 30 рублей» (вместо «коия», а ещё лучше - «которая»), «снизошёл со своего Олимпа» (вместо «снизошёл до»). Что это значит?». Такие вот филологические изыски. Однако я считаю, что Веллеру можно многое простить. Он отличный полемист, а в своих публицистических вещах, интервью и выступлениях не стесняется в выражениях. Темперамент компенсирует грамотность и эстетику.

       Что касается политических взглядов Михаила Иосифовича, то они, как и его философия весьма своеобразны. Так он убеждён, что КПРФ - единственная независимая партия на 2011 год. Веллер заявил, что голосовать нужно обязательно, даже если не нравится ни одна партия, так как «хоть что-то в этих конюшнях авгиевых  будет прочищено». Он жестко критикует современное руководство России, её внешнюю и внутреннюю политику. Как любой человек, в чем-то он прав, в чем-то неправ.

        На вторжение мигрантов в Европу М. Веллер отреагировал крайне нервно и эмоционально.
В сентябре 2015 года он разразился в интернете своим неприятием по поводу западноевропейской цивилизации. Стать носила хлесткое название: Хоронить заказывали? «Неприятие» насчитывает 30 пунктов. Из них я процитирую только три (17 -19).

        «17. Демократия в Европе отчетливо загнила с момента, когда в 1979 году венгерская проститутка и «порноактриса» – со скандальным торжеством избиралась в итальянский парламент, бравируя своей профессией (и осталась в итальянской политике на четверть века).

        18. Достоинство Европы отчетливо отсутствует с 2002 года, когда палестинские террористы захватили Храм Рождества Христова, взяв монахов в заложники. Много дней шли переговоры, тема кощунства не поднималась, ни один из террористов не пострадал – отпустили и даже приютили в Европе. Представим себе зеркальную ситуацию – христианские террористы захватили мечеть в Мекке. Сколько христианских погромов учинили бы в ответ мусульмане по всему миру?

        19. Инстинкт самосохранения отказал Европе, когда отменили смертную казнь даже для самых страшных убийц – жизнь убийцам заранее гарантирована, что бы они ни творили.» [М. Веллер «Хоронить заказывали?»].

        Все сказанное Веллером очень похоже на мои мысли из книги «И все оставлю на земле», где обсуждается «Закат Европы» Шпенглера (раздел «Разное»). Боле того, М. Веллер обрушивается на потерю европейцами нравственности, сравнивая современную Европу с Римской империей, о чем я тоже упоминаю. В принципе такое сравнение просто напрашивается. Ну, а если мысли двух совершенно разных людей совпадают, это говорит о том, что стоит обратить на них внимание. Что касается рассуждений писателя о беспрецедентной волне иммигрантов в Европу – все верно. Никто из этих мусульман и не думает принимать общеевропейские ценности. Они останутся со своим первобытно общинным менталитетом, и будут навязывать его европейцам. Давая приют сотням тысяч таких людей, Европа уничтожает саму себя. И Веллер со свойственной ему нарочитой прямотой (она сквозит во всех его произведениях) называет это слюнявым гуманизмом и благоглупостью.

        Многие высказывания М. Веллера удивительно созвучны моим. Как бы предвидя вал мигрантов в Европу, он еще в 2006 году в одном из интервью (3. 11.06 корреспонденту М. Василенко, ИА Росбалт Сакт-Петербург) говоря о нелегальной миграции, заявил следующее:
 
        «Что говорит во Франции Ле Пен, которого идиоты в газетах обвиняют в фашизме? Если Ле Пен - фашист, то я - ацтек. Ле Пен говорит: Вон неработающих! Вон нахлебников и дармоедов, трутней и паразитов, наркоторговцев и сутенеров! Весь тот мусор, который сюда понаехал, должен быть выкинут вон. Если человек работает и зарабатывает честно себе на хлеб, платит налоги и приносит стране пользу - не надо его трогать. Это говорит тот Ле Пен, которого обвиняют в фашизме». Обратите внимание, Веллер не упоминает национальность и расовую принадлежность мигрантов. Еврей Веллер полностью согласен с «фашистом» Ле Пенном. Правота писателя и философа подтвердилась спустя ровно 9 лет, в ноябре 2015г крупными терактами в Париже. В столице Франции было бессмысленно убито 130 человек и более трехсот получили ранения. Такое вот интервью, похожее на пророчество. Побольше бы таких людей в России.
Ноябрь 2015 г.