Цивилизация медленно сходит с ума

Жарасбек Коргамбаев
Ирина Соболевская, моя читательница, мне задала такой вопрос. "А что, разве денег не было в другие эпохи?" И этот вопрос был поставлен к месту. К тому же это такой вопрос, который как раз раскрывает суть проблемы, рассматриваемой мной в моей работе. Просто между строк его могут не увидеть.
      Верно, деньги возникли еще в древности. И до капитализма они существовали тысячелетиями. В нашу эпоху речь идет о капитализме и его разложении и той роли, которую играют деньги в этом историческом процессе. В древнем мире и в средних веках, например, деньги никогда не были капиталом. Не были капиталом – значит, еще не были общественными отношениями, не были отношениями производственными. Помещик, дворянин и прочие фигуры могли быть богатыми. Самым богатым помещиком был царь. Но их богатство никогда не измерялось деньгами. Самое большое число крепостных крестьян в России имел, например, Александр Первый. Он же был и крупным землевладельцем. И богатство помещиков и дворян определялось численностью крепостных крестьян – душ, как называли в то время. Не на деньгах, а на тяжелом труде крестьян держалась помещичья Россия. На этой дикой эксплуатации Россия со времен Древней Руси ползла как черепаха. Какую роль могли играть деньги в эти эпохи. Сами по себе они никакую роль не играли, потому что они были чисто индивидуальной категорией. Помещики могли пировать, строить себе дорогие дворцы, устраивать гуляния, царь мог формировать войска и вести войну или обороняться. Сильные государства могли отбирать богатства у слабых. Основным богатством здесь была земля и прикрепленные к земле крестьяне. И войны велись ради расширения территории, границы и т. д. и увеличения рабов. Какого-либо другого оборота история не знает.
Сегодня деньги оказались точно в таком же положении в России и других странах постсоветского пространства. Чем были деньги в прошлом и чем они являются сегодня?
      Деньги на всем прошлом периоде истории были потребительными стоимостями. Не более. А с точки зрения будущего, к которому шло феодальное общество – просто зародышами капитализма, его слабыми ростками. Слабыми, потому что не всюду деньги превращались в капитал. Они в капитал превращались только в Европе. А Европа силой подавила Восток и не дала ему возможности вырасти капитализму из зародыша. Стало быть, капитализм там был задушен еще в утробах. А как деньги превращались в капитал в Европе?
      Это уже заслуга К. Маркса. Просто современные люди, разбогатевшие, став владельцами счетов, как и помещики и дворяне в помещичьей России, возомнили себя богами, став владельцами денег – миллионов и миллиардов, к тому же по принципам того же капитализма, который уже не существует как экономическая система. Там самыми богатыми были морганы, владевшие концернами, трестами и прочими крупными производственными фондами страны и мира. И их власть опиралась на реальных богатствах страны. А сегодня люди, севшие на зыбкие и сыпучие деньги, даже не подозревают, в каком пространстве они оказались с этими деньгами и теперь почему умирают вместе с ними. С чего же начинается капитализм? И как деньги превращаются в капитал?
     Для нас сегодня понимание этого вопроса просто, элементарно, ибо за нами богатый исторический опыт и знания, накопленные за этот период истории. Мы совершенно точно видим одно: капитализм оказался обратно в своем зародышевом, утробном состоянии, а новое – в эмбриональном. И деньги обратно оказались в руках отдельных людей и превратились просто в потребительную стоимость (последний атрибут капитализма, а не его основа). И мы потеряли даже черепашье движение средневековья и прямо катимся к рабовладению. Беспрерывно растет давление на людей. И интересно то, что мир, который держится на этом, умирает на наших же глазах.
Капитализм начинается с кооперирования труда, где деньги работают на производство, ставшим уже общественным и развивавшимся как общественное. На этой основе не более чем за трехсот лет капитализм изменил облик жизни и создал высшую цивилизацию. Теперь все это, попав в руки людей, расщепилось, и мы по воле судьбы оказались обратно в условиях средневековья. Теперь поэтому имеем уже умирающую вместе с парализацией общественного производства цивилизацию. И что из того, что государство создает программы за программами? Разве государство возникло как экономическая категория и когда-либо имело отношение к производительным силам? И тот факт, что в советском обществе оно контролировало и вело учет, отнюдь не говорит о важности его роли в экономике и распределении благ. Напротив, уже изо дня в день теряются все достижения цивилизации. И в этом не последнюю роль играет государство, ставшее вотчиной владельцев денег. Вот почему я назвал свою книгу: «Цивилизация медленно сходит с ума».