Губительная зеленка

Федор Быханов
Злая шутка над пьяным другом, разрисованным раствором бриллиантовой зелени, завершилась двумя ударами топора.
…Зимний день был в разгаре, когда Николай Маркин  решил, что сегодня ему не придется обедать в одиночку. Ведь по телефону получил приглашение в гости к другу. Судя по голосу Юрия Шевцова, тот уже был навеселе, а возможно и не один за накрытым столом, поскольку последнее время компанию ему составлял их общий знакомый Сергей Калачиков.
Идти до нужного адреса было не близко. Так что успел Николай, следуя по своему пути, представить и обоих приятелей. А затем невольно вспомнил свое десятилетнее общение с Сергеем, которого мать воспитывала в одиночку, да и теперь продолжает помогать уже повзрослевшему вполне холостяку. 
Эти годы, как раз пришедшие на пору их юности и взросления, позволили прекрасно изучить характеры друг друга. Во многом они были схожими. Поскольку одинаково радушно недавно приняли в свой круг нового приятеля.
Тот лишь поздней осенью переехал в Бийск, решив сменить сельский образ жизни, где не находил подходящую работу, чтобы содержать свою многодетную семью, на городскую занятость. Поселился Юрий у матери с отчимом в частном доме, расположенном в их же родном заречном микрорайоне, где и сошлись вместе пути дорожки местных парней, получивших с этого момента удобную возможность проводить время под крышей нового знакомого.
Особенно пользовался этим Сергей, которому не нужно было, ни перед кем отчитываться: где он провел день, другой, а то и всю неделю. Об этом, обо всем, он рассказывал матери уже потом, когда окончательно протрезвеет.
Но недавно приезжий из села нашел-таки работу на промышленном предприятии, где обещали подходящую оплату. Вот почему ему самому не звонил Николай, полагавший, что тот в будний день занят на производстве. А раз сегодня на самом деле находился дома, да еще и нетрезвым басом бубнил в трубку о необходимости встретиться, то рядом мог быть и друг детства нового визитера.
Подойдя к нужной калитке, Николай ловко скрестил пальцы и протяжным свистом дал сигнал о своем появлении. Его действительно ждали. Поскольку почти сразу широко распахнулась дверь веранды, откуда взмахом руки его позвал зайти недавний телефонный собеседник.
О том, что не ошибся, предполагая присутствие в доме их общего друга, Маркин понял, едва за порогом веранды увидел, сброшенные там, кроссовки Калачикова. Да и самого Сергея незамедлительно узрел очередной гость, когда шагнул в тепло жилища, наполненного удушливой атмосферой густого табачного дыма и не менее стойкого запаха перегара.
Не заметить там еще одного – третьего сейчас по счету человека было бы просто невозможно. Поскольку тот лежал посреди комнаты на полу – лицом вниз, вытянувшись во весь рост и с головой, накрытой полотенцем.
На засаленном изрядно рушнике темнели пятна еще не совсем  засохшей крови. Точно такие же бурые следы имелись и на тесовых половицах под ногами, а также на топоре, валявшемся почти у изголовья приятеля.
О самочувствии Сергея интересоваться Николай не стал, поскольку, переполненный тревожным чувством, успел без всяких слов, молча, сделать несколько шагов по комнате и приподнять край полотенца.
Под ним он сам увидел на голове и шее бывшего друга глубокие рубленые раны. И тут над ним раздался виноватый голос хозяина, вопрошавшего друга и о его реакции на случившееся, и желавшего немедленно получить совет о том, что ему теперь делать дальше?
Поднявшись с корточек, Маркин постарался не выказать страха, внезапно охватившего его и при виде жертвы преступления, и от лицезрения того, кто только что лишил человека жизни. Скрывая истинные чувства, по пути от покойника к порогу, он посоветовал немедленно звонить в полицию. А о том, как были восприняты его слова, уже нисколько не заботился, перейдя на бег, когда за спиной остались веранда, крыльцо и калитка, ведущая на трагическое подворье.
Еще несколько раз, минуя один переулок за другим, он все оглядывался назад, словно ожидая погоню. Но и после того, как с облегчением убедился в ее отсутствии, не скрылся у себя в доме, где его, при желании, мог найти сельчанин. Вместо этого забежал к соседям со своей недоброй вестью.
Взволнованный вид и сбивчивая речь не заставили тех сомневаться в правдивости того, что услышали. Однако на телефон полагаться не стали. Завели машину и отвезли очевидца прямо в полицию с его заявлением о гибели друга.
Торопить сотрудников уголовного розыска дополнительно не пришлось. Вникнув в содержимое сообщения, они тотчас отправились туда, где должен быть в частном доме злоумышленник. Об этоми говорили, приведенные очевидцем, факты. По ним он представлял собой явную опасность для окружающих, поскольку вооружен топором и готов на все, если судить о том, что уже имеется  жертва.
С мигающими проблесковыми огнями и сиреной путь занял совсем немного времени. Со всеми предосторожностями полицейские вошли в дом. Но там их встретил, внешне вполне миролюбивый хозяин. Не было в помине топора, кровавых пятен и уже тем более покойника. Так что пришлось вести самый тщательный поиск фактов, подтверждавших совершение тяжкого преступления.
И они нашлись. Криминалисты обнаружили и изъяли одежду и обувь Юрия Шевцова с явными следами крови. Топор с такими же отметинами лежал на поленнице дров, сложенной на веранде. А когда на кухне сдвинули с места тумбочку, под ней обнаружили скрытый предметом меблировки, люк, ведущий в подполье.
Подняв крышку, представители правоохранительных органов в присутствии понятых сначала увидели внизу палас, на котором были накиданы личные вещи, в которых по описанию Маркина, ходил его друг Калачиков.
Тело самого Николая лежало на дне подпола, сверху прикрытое этим самым ковровым паласом. Так что поводов для ареста подозреваемого оказалось более чем достаточно. Его отправили в изолятор временного содержания, а все остальное передали – на изучение экспертам.
Оказалось, что смерть наступила в результате нанесения двух рубленых ран, в том числе и с пересечением шейного отдела позвоночника. После чего Сергей скончался на месте. В крови жертвы, газохроматографическим методом исследования обнаружили этиловый спирт в концентрации 4,4 промилле, что у живых лиц соответствует тяжелой степени алкогольного опьянения. Ее частицы оказались на топоре, а также на брюках, футболке и левом ботинке хозяина жилища, где было совершено преступление.
А еще в морге, во время вскрытия погибшего, на его теле зафиксировали странную особенность. Она была в виде множество хаотичных рисунков, нанесенных с помощью обычной бытовой зеленки, как еще называют безобиднейший аптечный антисептик, всем известный как раствор бриллиантовой зелени.
Происхождение  этих «художеств» на трупе жертвы преступления, стало понятным, после того, как протрезвев в камере с решеткой в оконной раме, Юрий Шевцов начал давать откровенные показания.
Сначала он во всем сознался и раскаялся. Даже написал заявление о явке с повинной, в котором поведал о том, как, еще накануне того злополучного дня, принимал в гостях своего друга. За одним столом с этими двумя приятелями бражничали мать и отчим приезжего из сельской местности. Но потом они ушли к себе, когда алкоголь сморил самого молодого собутыльника, сползшего из-за стола прямо на пол, где и заснул мертвецким сном.
Проводив родственников и оставшись в одиночестве рядом с пьяным приятелем,  Юрий от скуки решил сыграть с ним неординарную шутку. Достал из домашней аптечки пузырек с зеленкой и пока в нем еще оставался раствор, разрисовал им все открытые места тела спящего гостя.
Утром, когда тот проснулся и увидел свое изображение в зеркале, разразился скандал. Понимая, что теперь надолго не сможет показаться на глаза людям, Сергей Калачиков сжал кулаки. Пошел на обидчика, отступавшего из комнаты на кухню. И даже попытался нанести ему удар в лицо. Но алкогольное опьянение было таким, что он не держал равновесия, и не мог противостоять, менее пьяному хозяину. Тот увернулся от кулака и в свою очередь сбил противника с ног на пол. И тут под руку сыну хозяйки дома попался топор, ранее стоявший у печи. Занеся его над поверженным телом, он и раз, и другой опустил его на голову и шею жертвы.
Все эти свои показания, Шевцов подтвердил в ходе следственного эксперимента. Его провели на месте происшествия, где с помощью манекена Юрий показал, как орудовал топором, а потом пытался замести следы совершенного злодеяния, когда не только друг, но и жена, которой он позвонил в село по телефону и сообщил о том, что натворил, посоветовали ему пойти с повинной в полицию. Только, уже имея за плечами одну судимость, он никак не хотел снова оказаться лишенным свободы.
Позже обвиняемый попытался искать и неправедные пути для смягчения своей участи. Заявил, что лишь оборонялся от нападения и даже получил повреждение на руке. Но выяснилось, что ушиб нанес себе сам, когда кулаком сбил с ног гостя. В то время как со стороны потерпевшего не было на него опасного посягательства, а желание ударить вызвали противоправные действия Шевцова, разрисовавшего его зеленкой.
То что Юрий не находился в состоянии аффекта, установили эксперты, заодно признавшие обследуемого вменяемым в момент совершения преступления.
Эти действия были квалифицированы как убийство, то есть причинение смерти другому человеку. Отягчил  участь подсудимого опасный рецидив преступлений. Поскольку выяснилось, что за несколько лет до этого, он нанес топором телесные повреждения своей матери и по приговору суда немало времени провел в местах не столь отдаленных. За новое преступление осужденному назначили наказание в виде девяти лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.