49-3. Как нужно смотреть на мир

Владимир Фёдорович Власов
49-3.

ШКОЛА ДАОСОВ О ТОМ, КАК НУЖНО СМОТРЕТЬ НА МИР

Разговаривая с мудрецами, я сказал, что у каждого человека есть свой взгляд на мир, и каждый день этот взгляд меняется, потому что сам человек постоянно развивается или деградирует: умнеет или глупеет; в его жизни открываются новые горизонты, или он делает какие-то открытия для себя. Но можно с уверенностью сказать, что ничто не стоит на своём месте, всё движется, и человек движется вместе с этим миром. Однако, есть всё же нечто постоянное, что и является для человека главным и решающем в переосмыслении этого мира. Но вот что это? Может быть, это - его мотивации или векторы движение в том направлении, которое сам человек выбирает, прокладывая свой личный путь в этом мире. Ведь мы никогда не знаем, правильно ли мы поступаем. Ведь, может быть и так, что наша правильность заводит нас в такой тупик, из которого нет выхода. Почему у нас возникают разные безвыходные обстоятельства, когда мы понимаем, что поступали не правильно, хотя нам и казалось, что всё нами сделано, как надо?

Мудрецы ответили мне молчанием. И только позже я понял, что для того, чтобы хоть как-то и что-то исправить в своей жизни, людям нужно переосмыслить то, что они делают. Но главное в этом деле – это взглянуть на свою жизнь новым взглядом, как бы отстранившись от себя и от своих дел. А это очень сложно сделать, так как обыденная жизнь часто замутняет людское сознание, и порой на свою деградацию люди смотрят как на обыденное дело.

По этому поводу Чжуанцзы высказал своё суждение:


ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ

Цюй Боюй всем шестьдесят лет преподавал ученье,
Все слушали слова его и мудрости внимали,
Но вдруг во всём всецело поменял свои сужденья,
Всё изгонял и отрицал, его не понимали.

Ещё не понял он, что было истинно, что ложно,
Всё то, что раньше люди все как Истину считали,
Решил, что не всё просто так, в чём разобраться сложно,
Но доводов сомненья многие не принимали.

Он говорил: «Живёт вещей тьма, а корней не видно,
Ворот не видно, всё откуда это появилось,
Всё то, что проявляется – ещё не очевидно,
В каком из всех своих наличий нам оно открылось.

Что знаньем познано, люди за правду почитают,
Не зная, где и в чём начнётся Истины познанье.
Познанье начинается, как мудрецы считают,
Лишь там, где в знаньях наших обнаружится Незнанье.

Ему названье дали как Великое Сомненье,
Через него непознанное в мире познаётся,
Оно с открытием пытливому уму даётся,
И это всеми названо как «Переосмысленье».

Но главное, как считал Чжуанцзы, это - научиться чувствовать и понимать вещи, находящиеся вне нас. Если люди этого не делают, то возникают большие конфликты, приводящие всю страну к войне и общему крушению. В связи с этим он высказал следующее:

ВЕЩИ ВНЕ НАС

Всё, что вне нас, не имеет огромного значенья,
Мы то, что не содержим в себе, просто отвергаем, 
Так как не можем дать им ясного определенья,
И в нашей жизни обычно всем тем пренебрегаем.

Поэтому все эти вещи значенье теряют,
Хозяин преданности от слуги ждёт, но не верит
Ему, если искренне преданность тот проявляет.
И вряд ли преданному слуге жизнь свою доверит.

Отец всегда почтительности каждый ждёт от сына,
Но если тот почтителен, то он его не любит,
Всё, что вне нас, стать может отчуждения причиной,
Поэтому все вещи наше безразличье губит.

То, что вне нас, приходит часто с нами в столкновенье,
При трениях вспыхивает дерево, вдруг загораясь.
Есть в мире многое, что зажигается от тренья,
И расплавляется металл, огню сопротивляясь.

Когда жара и холод возникают в беспорядке,
То возникает на земле и в небе возмущенье,
Так сходятся противоборствующие силы в схватке,
Найдя в раскатах грома, ливня, молний воплощенье.

Но горе человека в столкновениях сильнее,
Он между двух огней, и некуда ему деваться,
Когда не может средь противоречий оставаться,
Чем глубже все противоречия - ему больнее.

В своей тревоге ты не может ни на что решиться,
И сердцем тщетно мечешься между землёй и небом.
В беде ни в чём ты на себя не можешь положиться,
Помочь не можешь «вещи вне тебя» и гибнешь следом.

Когда в стране приходят вред и польза в столкновенье,
То все сердца своё благоразумие теряют,
Тогда огни гармонию народа пожирают,
Конец приходит, наступает общее крушенье.

Не знаю, удалось ли мне выразить ту безмолвную мысль, принесённую мне сокровенным вселенским Ветром, когда слышится анонимный Глас «флейты Неба», но чувствую, что что-то осталось за пределами сказанного мной и моими друзьями-философами, то, что осталось и существует вне нашего изложения, и что скрыто за пределом вещей, который не выразить ни словами, ни молчанием, и что не сводится к отдельным голосам.

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович