Весна нам расправляет паруса

Станислав Климов
- Надо что-то менять, надо что-то предпринимать, Любимый, так дальше не пойдет, - на вечернем семейном «совете» Марина думала и одновременно размышляла вслух о нашем дальнейшем существовании. Она все годы совместной жизни являлась, да и сейчас является, двигателем нашей семьи, источником нового и умного. Черпая из дальних клеточек своего молодого и действенного мозга какие-то, казалось бы, на первый взгляд, бредовые идеи, она превращала их в полезные всей семье дела и действия.
Так и в середине марта она стала интенсивно развивать свою мысль о смене обстановки, даже, о смене места жительства и начале нового и неизведанного, пока мы не зачерствели и не постарели, не стали «тяжелыми» и неподъемными для изменения своей жизни…

А за окнами расправляла свои теплые и живые паруса очередная весна, полным ходом шла подготовка к новой навигации, и никому совершенно не было дела до наших проблем. Никому, кроме нас самих и близких родственников, находящихся рядом, которые видели происходящее вокруг нас и сочувствовали, не подавая никаких идей. Да и подавать нам ничего не надо было, жена сама занялась, причем я об этом и не знал в первое время, поиском того самого «нового и неизведанного». Она залезала во «всемирную паутину» под названием интернет, помещала там данные моих рабочих специальностей по дипломам, флотских должностей по трудовой книжке и стажа работы. Смотрела какие-то варианты и однажды выдала «на гора», когда я после очередного «механически исполненного» рабочего дня смотрел телевизор в нашей комнате:
- Любимый, на сайте центра занятости Якутии есть много свободных мест по твоим дипломам. Не хочешь рискнуть поработать на севере?
- Где, где? – не сразу понял я ее упоминание о далеком таежном крае, вот уж, действительно, «новое и неизведанное».
- В Якутии, а что?
- Да как-то далеко, - начал неуверенно я, хотя, понимал, что могу ради своей семьи, Любимых детей и Марины, еще раз податься куда-нибудь подальше, как двадцать три года назад, по окончании речного училища, - а почему бы и нет? Здоровье у меня в порядке, комиссию пройду спокойно, почему бы на северных реках не поработать, даже, интересно для себя и полезно для творчества.
Мой еще не «засахаренный» мозг и не очерствевшую творческую душу уже захватили юношеская романтика и легкая степень авантюризма, которые были присущи выпускнику Горьковского речного училища, «Кулибинцу», на закате Советской эпохи большой страны, впоследствии «утонувшей» в омуте беспардонной махровой капитализации со всеми оттуда вытекающими последствиями. Я уже мысленно писал свежие строки стихов и поэм о неизведанных мною ранее частях России и людях тех краев света, о красотах лесов и гор, вечных льдах и горных реках…

Я мечтал, а Марина спустила меня с романтических небес:
- Так что ты решил?
- А почему бы и нет? А что там за организация?
И она выдала мне название учреждения, которое стало моим следующим, всего лишь вторым в карьере предприятием, где было суждено поработать на благо отечественного речного флота.
- Вот телефоны отдела кадров, надо часа в три ночи встать и позвонить им. Разница во времени шесть часов, там как раз начнется рабочий день…
А потом состоялся телефонный разговор и заместителем руководителя по кадрам того самого, как впоследствии оказалось очень разветвленного, предприятия, находящегося в самом сердце таежного края снегов и вечной мерзлоты – Якутске. Состоялись мои профессиональные вопросы, касающиеся предлагаемых должностей плавсостава и заработной платы, флота и рек, на которых предстояло работать. Мы договорились, что я пришлю свое резюме и копию рабочего диплома, на том и расстались…

А в мозгу уже крутился и прокручивался нелицеприятный разговор с моим прежним начальником – Иваном Михайловичем, не очень-то Любившим отпускать работников, которых когда-то учил и на которых рассчитывал в будущем. А именно таким и считался ваш автор в своем коллективе, правда, в нынешнее время без определенных перспектив развития по карьерной лестнице…

- А почему вы нацелены в плавсостав пойти, а не желаете поработать главным инженером в Алданском районе водных путей? – задал он мне конкретный вопрос.
- А что, есть такое предложение? - вопросом на вопрос парировал я, заинтересовавшись не предлагаемой раньше должностью.
- Да, жить будете в Усть-Мае, районном центре, - начал Валентин Семенович, тот самый заместитель руководителя по кадрам, - филиал один из крупнейших в нашей организации и есть перспектива в скором времени стать там начальником филиала.
- Но такой вакансии не было на вашем сайте? – опять задал я вопрос.
- Она не для всех, это руководитель высшего звена и мы ее не всем предлагаем…
Тогда мои вопросы, касающиеся численности работников филиала и количества единиц флота посыпались один за другим, должностные обязанности и условия оплаты и жизни тоже меня очень сильно интересовали. На такую должность ехать работать на навигацию не было смысла и мне хотелось, что бы вся семья находилась рядом со мной, а, значит, именно то, что подразумевала когда-то Марина – «новое и неизведанное», полная смена жизненного и рабочего тонуса, становилось реальностью. Условия оплаты труда, пока, правда, на словах, меня полностью устраивали, в конце концов, там тоже живут люди, речники, Россияне и вполне адекватные таежники.
Все мои вопросы были удовлетворены более-менее сносными ответами:
- Да вы позвоните начальнику того района, записывайте телефон, - и он продиктовал мне номер рабочего телефона в Усть-Мае, - только звоните в девять часов по нашему времени, потом его можно не застать в кабинете, а сотовой связи там еще нет.
Вот это да! Первое мое удивление, что в нашей большой и продвинутой стране, где в Европейской части она, сотовая связь, раскинула паутину вышек по всем деревням и закоулкам, а здесь, в далекой Якутии, что до Японии и Америки «рукой подать», ее еще где-то и нет вовсе! Приехали! Какая же должно быть это дыра – Усть-Мая?!..
- А какой у вас флот? А какие обязанности у главного инженера? А где я буду жить? – мои вопросы теперь уже начальнику филиала сыпались один за другим, мне очень хотелось знать, куда и зачем я туда еду и самое главное, что меня при всем при этом там ожидает.
Петр Александрович, а это был начальник Алданского района, нехотя и вальяжно отвечал на мои вопросы, скупо и резковато, словно не хотел, что бы я что-то узнал заранее, а приехал туда посмотреть сам. Так оно и вышло:
- А ты приезжай, тогда и увидишь, - легко и просто ответил начальник, обломав все мои последующие любознательности, - чего лишние вопросы задаешь?
- Ничего себе, ответ, - парировал я в телефонную трубку, понимая его бесцеремонность и неприветливый голос, но не так же с незнакомым человеком, - за девять тысяч километров приехать просто посмотреть, к вам добраться-то целая проблема и в передвижении, и в деньгах.
- Зато сам все увидишь, - удивил меня еще больше будущий мой руководитель напоследок и положил трубку…

Марине был очень интересен мой телефонный разговор и она с нетерпением, а скорее с недоумением смотрела на мое искаженное и вытянутое лицо и ждала рассказа о таежной сказке и приветливых людях, там обитающих. Теперь пришел мой черед спускать ее на грешную землю с заоблачных далей от всего мною услышанного, в голове складывалась картинка дальней дороги по лесам и болотам, с комарами и медведями, при минус сорок, как минимум и неприветливым начальником, как максимум.
После некоторой паузы я, все-таки, ей выдал:
- Он предложил приехать посмотреть, представляешь, в какую-то тмутаракань съездить посмотреть, ничего себе, начальничек…
Моя Любимая ничего не ответила, а только встала с кровати и пошла к компьютеру. Она решила воочию посмотреть на ту самую Усть-Маю во всемирно известной википедии, что бы поближе узнать далекий край, куда в скором времени предстояло отправиться всей семье…

- А что, нормально, - то ли успокаивала меня, то ли приободряла себя Марина, разглядывая, как потом окажется, снимки с вертолета десятилетней давности, когда из поселка сбежали еще не все приезжие, - тринадцать тысяч населения, совсем неплохо.
Стройные домишки, аэропорт, вроде бы прямые улочки и переулки, красиво снятые, словно для рекламы Советского времени, как завлекаловка и «лапшегонство» для ротозеев на стройки великого коммунизма и за «длинным рублем». А что, собственно, мы хотели, ничего не изменилось за сорок лет, когда в этих или близко к этим местам, мой дядя Виталя валил лес, заколачивая тем самым те самые «длинные рубли», ничего ровным счетом не изменилось.
- Самое главное, Любимая, он пообещал новый небольшой дом с тремя комнатами, будет, где жить и детей растить, - успокоил себя и ее я, - ты же знаешь, для меня жилищные условия всегда были на первом месте. Как раз для главного инженера строили дом, а он не вселившись, год проработал и уехал домой. Значит, нам достанется.
- Так ты уже согласен ехать, Любимый? – поняв мое резюме разговора с будущим начальником, спросила Марина, уже, однако, поняв, что именно так и есть, я был готов ехать куда угодно, лишь бы дали работу по душе и по специальности и неплохо бы платили…

Оставалось самое главное и самое трудное – разговор с начальником нынешним, зная его характер и сложность ситуации в техучастке накануне новой навигации. А когда она была не сложной? У нас, по-моему, не аврал в выходной день, так праздник, не праздник, так похороны ветерана канала, и всем должен заниматься заместитель по кадрам и быту. Меня из-за этих самых похорон и праздников так и нарекли в поселке – «директор похорон и праздников, начальник веселья и горестей»…

Ну, да ладно, все еще впереди, выкрутимся…