Рассказы о настоящих людях. Силуянов В. Я, Рассказ

Александр Горбунов 3
                Рассказы о настоящих людях

                Силуянов Валентин Яковлевич

                Рассказ: "Армейская юность", часть 2
               
               
               
   Время шло, законы его неумолимы и мы допризывная молодежь, приняв военную присягу на верность своему народу и государству, обрели черты молодых воинов. Мы научились стрелять из стрелкового вооружения строевой роты, ознакомились с ТТХ боевой техники стрелкового полка, научились водить танки, бронетранспортеры: БТР-152, ПТР-60П и 60ПБ, стрелять из пушки «Рапира» и полкового 120 мм миномета. Все сдали нормы ВСК первой или второй степеней.
 
   Первый учебный год подходил к своему логическому завершению. Он был знаменателен для моего героя еще и тем, что в 1968 году Валентин встретил в стенах нашего училища первую и единственную свою любовь. Избранницей ему на всю жизнь в их нелегкой армейской службе стала Людмила, сотрудница телефонного узла нашего училища. Став ему помощницей по жизни и верной боевой подругой Людмила Гурьевна, дочь офицера, была душой женских коллективов в тех частях, где Валентин проходил офицерскую службу.
 
    Эта помощь и поддержка жены  не раз помогали ему выходить из отчаянных ситуаций победителем, когда уже казалось, что «бой» проигран и трудности заставят отступить назад, сдать позиции. Их связывала по жизни взаимная любовь  преданных друг другу людей, поддержка друг друга и доверие.

   Наступило лето, время сдачи зачетов и экзаменов по боевой и физической подготовке. Всему тому, чему обучали нас наши командиры и преподаватели, мы готовились продемонстрировать на учебных полях, боевых стрельбищах, на полигонах и спортивных площадках или дистанциях. И мы не подводили ожидания их, сдавали успешно все положенные нормативы и упражнения.

    И настал день, когда предстоял последний экзамен – сдача экзамена по физической подготовке, а именно – плаванию в военной форме и снаряжении на дистанции 50 метров. Требования того времени были весьма жесткими. В отпуск военнослужащий мог быть направлен командованием исключительно за высокие результаты в боевой, политической и физической подготовке и высокую воинскую дисциплину.

     В условиях военного училища это требование означало, что курсант не имел право учиться на «тройки», то есть проще говоря, быть посредственным в учебе и дисциплине. Троечника ожидало общественное осуждение и сокращение (лишение зимнего отпуска) дней летнего учебного отпуска до минимума. Необходимо было время на пересдачу экзаменов или нормативов.
      Наш взвод уверено шел к тому, что все 100% курсантов поедут в полноценный летний отпуск – 30 суток туда и обратно.
 
     Но гром грянул неожиданно для нашего комсостава и нас курсантов. Выяснилось, что трое из нашего взвода, - Межлумов Ю, Исмаилов А и Петров В. не способны сдать положенный норматив по причине слабой подготовки по плаванию. Если плавать они могли в простых условиях на «хорошо», то в условиях приближенных к боевым, совершить «чудо» они уже не могли.

     Командир взвода и сержанты приняли решение подтянуть отстающих на водных дорожках, путем «тяги» их посредством парашютных строп. На водной станции училища были оборудованы специальные дорожки для сдачи  нормативов по плаванию. Всего их было оборудовано четыре направления со стартом и финишем.

      Мы стартовали в военной форме и снаряжении. Засекающий время преподаватель находился на финишной линии. К тому же он был в очках и вряд ли мог видеть как два сильных пловца соединили себя со слабаком, невидимой для глаз проверяющего, парашютной стропой.

     Двоих курсантов Исмаилова А. и Межлумова Ю. тянули я и Валерий Казимиров, хлопец со Ставрополья, имеющий разряд по плаванию. Полдела было сделано, оставался всего один сдающий – курсант Владимир Петров. Из третьего отделения. Беда состояла в том, что он должен был выполнить упражнение в одиночестве.

      И тут курсант Приказчиков Александр предлагает выставить себя вместо Петрова В. Его идею поддержал сержант Царев А. командир отделения. Времени на обдумывание ни у кого из сержантов не было. Ведь проверяющий уже начал высказывать свое недовольство по поводу возникшей долгой паузы.

     Приказчиков надев очки для плавания (они изменяли внешность плывущего) выполнил зачетный норматив за своего товарища успешно. Преподаватель ничего не заметил,  этому способствовали сержанты – командир третьего отделения сержант Царев А. и замкомвзвода старшина Силуянов Валентин. Они отвлекли его внимание вопросами.

     Все собирались покинуть место сдачи зачета, но беда не приходит в одиночку. На финишной линии появился командир роты капитан Кулик А.И. Не посвященный командиром взвода лейтенантом Беленьким А. в суть проводимой «операции», при виде курсанта Приказчикова А. воскликнул: «Ну, как курсант Приказчиков вы сдали норматив?». Услышав из уст ротного офицера фамилию пловца, проверяющий офицер спросил у него:
   - Как Вы назвали фамилию этого курсанта, товарищ капитан?
   - Приказчиков Александр, один из лучших пловцов десантного взвода, - ответил ничего не подозревающий  ротный.

   Так вскрылся обман, по научному – очковтирательство, жертвами которого стали командир роты, старшина Силуянов В. и Приказчиков А. Первому начальник училища задержал в звании майор на полгода, Валентина разжаловали до звания сержант, ефрейтора Приказчикова А. разжаловали до рядового и дело было улажено. Курсант Петров В. в этой предотпускной суматохе кое-как уложился в положительный норматив (проверяющий просто пожалел его и поставил ему «хорошо») и благополучно убыл в отпуск.
 
   Мы все были возмущены несправедливым отношением руководства училища (так нам тогда казалось) к нашему замкомвзводу. Но Валентин, как человек честный, дал себе сам оценку – виноват, ибо я заместитель командира взвода и несу персональную ответственность за все совершенное в нашем коллективе.
 
   И в этом поступке Валентин проявил себя настоящим командиром и старшим товарищем. Он всю вину за совершенное взял на себя, не «перевел стрелку» на взводного офицера , не выполнившего возложенной на него обязанности – не допустить на финишную линию не посвященного в планы командира роты.

      Он не ушел с финишной линии, сославшись на какую -либо формальную причину тогда, когда стартовал Приказчиков А. И подставил бы этим Царева А. Он предпочел остаться и это был поступок настоящего человека, нравится это кому-то или нет. Это был поступок Лидера.
 
   Мы на некоторое время простимся с нашим героем на страницах этого рассказа. Дадим ему и всем участникам «позорного заплыва» снять страсти с души и успокоиться. Время лучшее лекарство, оно залечит огорчения и неудачи.

   В нашем сознании Валентин оставался достойным человеком, ничто не смогло поколебать его авторитета в наших сердцах.

                Продолжение следует…