Вкус бородинского хлеба

Анна Парусникова
      Я быстро бежал, будто меня преследовали; бежал среди огромных стеблей  кукурузы, уходящих в синее небо над моей головой; я бежал, воображая  невиданные картины приключений. Это было не простое кукурузное поле, это  был мой мир фантазий и мечтаний; мир – такой ясный и большой, какой он  может быть только в детстве.
 
      Один раз я споткнулся о земляную насыпь, которая скорее всего была  муравейником, и полетел вперед. Не желая задерживаться, я поспешно  поднялся и помчался дальше вдоль ровных рядов огромных растений. В мои  легкие влетал теплый летний воздух, наполненный сладким запахом  созревшей кукурузы. Этот аромат дразнил мое обоняние.
 
      Совершенно обычный запах, но для меня он остался в памяти  навсегда, равно как и запах бородинского хлеба. И если вы сейчас бы меня  спросили, что в них такого – я бы вам ответил: это волшебные запахи из  той далекой недосягаемой жизни, из жизни детства; а тогда – тогда я бы  вам не смог ответить на этот вопрос, потому что не давал ничему и никому  никаких определений; и все потому, что моя жизнь тогда только  начиналась...
 
      И вот, выбежав на яркий свет, я остановился. Передо мной был  небольшой ровик, отделявший поле от придорожных деревьев. На его дне  маленькие пестрые птички прыгали и взлетали, танцуя непонятный мне  танец, и задорно щебетали между собой.
 
      Подумав немного, я обернулся к кукурузному лесу, возвышавшемуся за  моей спиной, и выбрав, как мне казалось, самый симпатичный початок,  сорвал его, и, ловко перескочив ровик, направился к дороге.
 
      Теперь мой путь пролегал по открытой местности, солнце светило  вовсю, и я пожалел, что не послушался бабушки и не взял с собой кепки.  Кроме того мои мысли занимали просчеты моего плана приключения,  составленного накануне вечером.
 
      Не знаю сколько времени я шел в такой глубокой задумчивости, но  когда я вышел из нее и обернулся, увидел, что кукурузное поле осталось  где-то далеко позади, справа от меня тянулся густой лес, а к дороге с  обеих сторон примыкали запыленные кусты, распознать которые по виду я  совершенно не умел, как не старалась меня этому научить из лета в лето  моя выросшая в деревне бабушка. Она десятки раз проходила со мной по той  самой дороге и указывала мне на разные растения, называя их совершенно  причудливыми и не запоминающимися для меня именами. И, вероятно,  что-нибудь осталось бы в моей памяти, если бы в те прогулки я не думал  всякий раз о других воображаемых вещах, более мне тогда важных и  значимых, так же как и в тот день, возвращаясь с речки через поле.
 
      В руках у меня была кукуруза, я думал съесть ее ближе к дому, но  не удержался и решил не ждать. Сильного голода я не чувствовал, но  кукурузу любил. И оборвав со своей добычи волосики, я хорошенько  разжевал их и с наслаждением проглотил. Мне казалось, это самое вкусное в  этом растении. Зернышки же были мягкие, сочные и сладкие, но я съел  всего половину, остальное кинул в придорожные кусты. Из-за последних  вылетела видимо потревоженная мною стайка воробьев и покружив немного,  скрылась за стоящими группой поодаль от дороги березами и осинами.
 
      На небе не виднелось ни облачка. Я опустил глаза вниз, на свои  ноги, и будто только сейчас обратил внимание, что они все были в грязи,  отчасти уже подсохшей и посветлевшей, а кожа на коленках разодрана. И  мое приподнятое состояние духа сразу упало и я поник, как цветок при  дожде, остановившись посреди пыльной дороги.
 
      Тогда я раздумывал, что бабушка меня будет непременно ругать, а  потому уговорил себя в необходимости как-то привести внешний вид в  порядок.
 
      Но от реки я уже отошел на приличное расстояние, и взглянув назад  поморщился. Если бы я возвращался к ней, пересекая снова кукурузное  поле, то бы потратил слишком много времени, которого мне и так не  хватало, потому что бабушке я обещал вернуться к обеду. Помыть ноги в  колонке в нашей деревне Расторопово было бы удобнее всего, но она  находилась как раз напротив наших окон на небольшой полянке, поэтому  этот вариант я исключил сразу. Маленькая речушка Десна дугой упиралась в  дальний конец деревни, до которой проделывать путь через всю деревню  мне также не представлялось хорошей идеей. Там же далеко стоял и  известный мне колодец. К нежеланию добавлялась уверенность, что,  разгуливая по улицам, я могу встретить знакомых, да и саму бабушку. Еще я  подумал о селе, через которое лежал мой путь, но не припоминал где там  есть колонки, или колодцы, и есть ли вообще. Я знал его в то время  достаточно плохо, да и позориться подобным видом на людях мне не  хотелось.
 
      Мои мысли мешались с усталостью, которую в тот момент я ощутил достаточно остро вместе с начинающейся головной болью.
 
      Идти до деревни Расторопово было еще не меньше часа. Надо сказать,  что бабушка моя была особой строгой, и говорила, что мальчик не должен  возиться в земле, как поросенок, а быть всегда чистым и опрятным. И в те  случаи, когда я возвращался домой испачканным, а это было в подавляющем  большинстве раз, говорила: «Ах, Петенька мой, ты как беспризорник».  Тогда я не понимал, что это значит, но чувствовал, что что-то очень  нехорошее.
 
      Такими размышлениями я пришел к выводу о необходимости привести  себя в порядок подручными средствами. Рассмотрев на обочине большие  листы какого-то растения, я сорвав их. Как мог ими, да простит меня  читатель – при помощи слюней, старался снять грязь. Надо сказать, это  было очень непросто; и такое звериное умывание заняло у меня немало  времени, и как мне показалось, чересчур много. Когда наконец я решил,  что достаточно чист, надергал еще два подорожника и приклеил к ранкам на  коленях, которые после моего «купания» начали нещадно щипать.  Распрямившись и осмотрев выполненную работу, я остался доволен собою, и  только тогда продолжил путь.
 
      К этому времени голова начала болеть еще больше и во мне  возрастало недовольство неудачливостью мною предпринятой кампании и  полной неблагосклонностью природы ко мне. Меня даже потянуло заплакать,  но вспоминая героев разных книг, которые мне читала бабушка по вечерам,  где они и не с таким справлялись, сделав над собою усилие, и не желая  разочаровываться в собственном характере, я взял себя в руки и плакать  все же не стал.
 
      С минуту поразмыслив о своей некоторой слабости, я глубоко  вздохнул и в этот момент сунул руки в карманы шорт, где нащупал  несколько монет, о наличии которых совершенно позабыл. Ноги даже  замедлили шаг в предчувствии огромной радости. Но вслед за ней мою душу  охватила тревога и я быстро вывернул карманы и пересчитал вытащенные  монеты. Для удобства я аж остановился и плюхнулся на дорогу, расставив  ноги и разложив между ними на землю драгоценный металл. Слава Богу все  монеты были на месте! Целых 15 копеек! А ведь, мог бы их растерять,  бегая по полю!
 
      Я сокрушался, как мог забыть о деньгах, которые с утра дала мне  бабушка на мороженое. Но наверное так спешил на речку и был взволнован  исполнением своего плана маленького путешествия, о котором никто не  должен был знать, и отчего последнее делалось еще более интересным и  заманчивым, что ничего вокруг не хотел замечать. Надо отметить, что по  плану я все исполнил, и  единственное, что не успел это переплыть через  реку, замешкавшись на берегу с другими ребятами, нашедшими в реке ржавую  канистру и какие-то вещи. Эти находки спешно были разложены на  утоптанной траве, где тут же начали строиться разные догадки. Я также  принял короткое участие в домыслах относительно «таинственных»  предметов, однако мне казалось, это не особо увлекательным, и, побыв с  незнакомыми товарищами около получаса, спохватился, что мне надо идти  дальше вдоль реки, вверх по течению, к заброшенной электростанции; где  она, стесненная крутыми поросшими зарослями берегами, становилась не  более пятидесяти метров в ширину и ее легко можно было переплыть.
 
      Я посмотрел на солнце, что пробивалось сквозь ажурные своды берез и  как ни старался не мог сообразить сколько было времени. Поэтому спросив  который час у одного из мальчиков, высокого, стоящего прямо у канистры,  с огромными модными часами на толстом ремешке, понял, что отстаю от  плана и сразу решил не плыть через реку, а вернуться тем же путем, каким  пришел. Мои ноги помчали меня как можно быстрее назад через пролесок к  кукурузному полю, а там к дороге, ведущей к селу.
 
      Я очень хорошо помню как радовался своему богатству. Больше  кукурузы я любил мороженое. А какие дети его не любят? От этого момента  путь домой мне не казался уже сущей мукой, а солнце не так нещадно  палило, как раньше; будто удача вернулась ко мне! И в то же время я  мысленно поблагодарил компанию ребят с находками у реки, которые меня  задержали, и изменили обратный путь моего путешествия, через село с  районным магазином. 
 
      Я любил пломбир, но не меньше и фруктовое. А в такую теплую погоду  это было бы просто чудо. Мой путь теперь скрашивали представления,  какое мороженое смогу себе позволить.
 
      Очень скоро, а как известно с приятными мыслями дорога легче и  быстрее преодолевается, мои глаза уже различали за деревьями бетонные  дома старого поселения. Я прибавил шагу и даже перешел на легкий бег.  Подорожники уже давно слетели с моих колен и я о них совсем не думал, да  и о головной боли напрочь было позабыто. Все пережитые перипетии ушли  на задний план, уступив место мечтам о вкусной холодной сладости.   
 
      Ничего примечательного в селе, в котором находился магазин, не  было. Оно представляло собой типичное тогдашнее поселение большей частью  из серых блочных непривлекательных домов, не отличающих никакой  индивидуальностью.
 
      Так я шел по главной улице этого села, погруженный в свои мысли, и  неожиданно почувствовал нечто, что заставило меня повернуть голову  налево. Так проходя мимо торца одного из пятиэтажек, я увидел знакомую  мне девочку. Ее имени я не помнил тогда, но она неизменно участвовала в  совместных играх ребят в нашей деревенской компании. Рядом с ней лежал  на тротуаре велосипед. Она же сама сидела на бордюре, руками подтягивая  некогда белые гольфы к красным от ссадин коленям, при этом еле заметно  всхлипывая. Вообще вид у нее был сильно удрученный. Когда она, закончив с  гольфами, принялась рассматривать свои локти, весьма забавно и смешно  выгибаясь, я невольно рассмеялся. В то же мгновение мне стало нестерпимо  стыдно и постановил подойти к ней, поздороваться. К тому же было бы  вообще невежливо пройти просто не замечая мимо.
 
     - Привет – сказал я, садясь напротив нее на корточки.
 
     - Привет – процедила она не очень довольно и подняла на меня голову. – Ты тоже разбил коленки?
 
     - Ага. А ты упала с велосипеда?
 
     - Да, упала. – она немного помолчала, а потом добавила: - Ты  знаешь, что надо прикладывать подоржники, чтобы не было больно и не  появилась инфекция?
 
     Сказав это, она сорвала несколько листочков сразу возле себя и протянула мне.
 
     Я немного смутился, и приняв этот неожиданный «подарок», просто держал их в руке, не решаясь ни применить, ни выбросить.
 
     Она же заметив, что я видимо вовсе не благодарен ей, спросила надменным голосом:
     - Ты знаешь что такое инфекция?
 
     - Нет – закачал я головой, несколько раздосадованный.
 
     Она многозначно подняла один уголок губ, что меня еще больше  обидело. Ведь, я подошел к ней, справиться как дела, с желанием помочь, а  не выслушивать нотации на непонятные и неинтересные мне темы, и  почувствовал необходимость что-то ответить; и вышло у меня это  практически криком.
 
     - Эти ссадины такая ерунда! Даже не больно! С подорожниками или без  от них ничего не может быть плохого. Это просто царапины! Никто с ними  по врачам не носится. – выпалил я.
 
     - И что тебе не больно совсем? – не унималась она, ничуть не испугавшись моего тона. – Ты наверняка обманываешь.
 
     - Нет. Это правда!
 
     Она внимательно посмотрела на меня и поднявшись сказала:
 
     - Вообще-то мне тоже не больно. Но подорожник обеззараживает.
 
     - Да ты плакала. – и я указал пальцем на ее щеки. Я так начал возмущаться, что она не на шутку начала тоже обижаться и стала смотреть  на меня исподлобья и совсем не по-доброму. И мне казалось, она сейчас и  вправду разрыдается. В тот момент у меня возникло желание уйти, но  удержавшись, благоразумно переменил тему нашего разговора.
 
     - А сколько тебе лет? – спросил я.
 
     - Мне семь. Я пойду во второй класс в сентябре.
 
     - А мне уже восемь и третий закончил – заговорила во мне непонятная гордость. 
 
     В это время девочка подняла за руль свой велосипед, рама которого  была красивого ярко-зеленого цвета, как отборная газонная трава. Цепь же  «дружка» беспомощно свисала со звезд. «Видимо слетела при падении» -  промелькнуло у меня в голове. Еще я подумал, что мне такие велосипеды  жутко не нравятся. Никаких достоинств, маленький и тяжелый. Но вслух я  ничего не сказал, а вместо этого предложил попробовать поставить назад  цепь, на что она хоть и с недоверием, но согласилась. И что правда,  недоверие было от чего. Через какое-то непродолжительное время моего  неумелого копания с велосипедом, я понял, что у меня ничего не выйдет с  починкой. Мои руки были все черные, выпачканные в масле, а положительно  никакого результата я не добился. Ей я впрочем наболтал, что звенья цепи  искривились и потому отремонтировать не удастся, и добавил, что  наверняка придется покупать новую цепь. Она, как я заметил, не очень-то  огорчилась данной ситуацией, а лишь тем, что ей приходится катить этот  нелегкий велосипед.
 
      И так мы продолжили теперь путь в деревню вместе, и через пару кварталов мне предоставилась честь вести ее «дружка».
 
      Надо сказать, что идти в компании стало куда веселее нам обоим, и  мы вскоре непринужденно разговорились. Я узнал, что ее зовут Маша, а  она, что меня Петя. Мы наперебой делились интересными историями. Я не  преминул конечно поделиться новостью, что мне папа купит и привезет  «Орленок» в следующие выходные; а также о моем опыте катания на странном  велосипеде родственников, у которого все время что-то ломалось не  успевая проехать и ста метров, и даже отваливались на ходу колеса. Ее  позабавила и рассмешила последняя история, и она обещала в свою очередь,  что даст мне покататься на «дружке», когда его починят.
 
      Потом мы шли немного молча, и я поинтересовался, умеет ли моя спутница определять время по солнцу.
 
      - Так это все умеют – ответила она мгновенно без раздумий.
 
      Я засомневался и попросил точно назвать время.
 
      - Двенадцать часов двадцать минут. – ничуть не смущаясь ответила она.
 
      - А что даже точно можно узнавать?
 
      - Конечно!
 
      Я был искренне удивлен и вместе с тем обрадовался, что еще  настолько рано и можно не слишком спешить: но в то же самое время  насторожился, и, надо сказать не зря. 
 
      Все это время, пока мы шли вместе и беседовали, я не забывал  однако о сладком вознаграждении, теперь ожидающем меня уже вот в  нескольких стах метрах, за небольшим поворотом дороги, где располагался  магазин с тяжелой скрипучей дверью.   
 
      - В магазине есть часы, вот мы и проверим. – предложил я, а она  согласилась и полюбопытствовала, что собираюсь там покупать.
 
      - Мороженое. Это самая вкусная на свете вещь. – блаженно протянул я  и даже почувствовал при этом на языке вкус сладкого холодного  мороженого.
 
      - Нет. – возразила мне Маша. – Это не самое вкусное! Есть еще миллион чего повкуснее. Вот я бы сейчас хлеба купила!
 
      - Ты не любишь мороженое? – с удивлением спросил я.
 
      - Люблю, но когда голодная, хлеб я люблю больше. Моя тетя делает  бутерброды с маслом подсолнечным и солью. - мечтательно произнесла она. -  Вот бы сейчас такой бутерброд съесть!
 
      - Это разве вкусно? – в который раз засомневался я.
 
      - В сто раз вкуснее любого мороженого.
 
      По всей видимости в тот жаркий день Маша откровенно упрямилась,  ибо с трудом терпела быть неправой. И если честно я ей не поверил тогда. 
 
      А тем временем мы уже повернули к магазину и я не отрывал глаз от  серого блочного здания по правой стороне дороги и грезил теперь только о  мороженом, какое же мне выбрать, молочное или ягодное. Когда магазин  был уже через дорогу, я остановился. «Ну наконец!» - радостно подумалось  мне.
 
      Маша тоже остановилась.
 
      - Я подожду тебя здесь. Хорошо? – сказала она, и не взглянув на  меня, отошла в сторону.  Велосипед прислонив к стволу одного из  деревьев, сорвала подоржники, и послюнявив их, приложила к коленке и  локтю и от того поморщилась. Предаваясь этому занятию, на меня она не  обращала ни малейшего внимания, решив видимо, что я уже давно ушел.
 
      Сбросив с себя оцепенение и отвернувшись, я побежал к заветному  магазину. Слышно было как шуршали камушки на дороге под подошвами моих  сандалий. И мне невольно вспомнилось о головной боли, которая все еще  продолжала опоясывать мою перегретую голову.
 
      Когда я вернулся из магазина, то нашел Машу на том же месте, но  уже стоящую, упершись о руль, и послушно ожидающую моего возвращения.
За спиной в руках я нес свою покупку. Девочка, завидев меня, улыбнулась и  поинтересовалась где же мороженое. Немного помедлив, я вытащил из-за  спины руку с буханкой бородинского хлеба.
 
      - Вот! – быстро разломав его посередине, половину протянул удивленной Маше. - Правда без соли и масла... но все же...
 
      Она смотрела на меня ошарашенно наверное с минуту, которая мне  показалась целой вечностью, а опомнившись, радостно кивнула и приняла  хлеб, вежливо поблагодарив.
 
      – А как же мороженое? – спросила девочка, жадно откусывая мой «подарок».
 
      - Да, знаешь, - ответил я практически без раздумий, - там был один пломбир, а мне на него все равно денег бы не хватило.
 
      После этого дорога стала еще веселее и радостнее. Мы беседовали о  чем-то очень важном, о том, что наиболее занимало наши детские умы, о  наших мечтаниях. И казалось вот оно настоящее счастье, при котором я  совсем забыл про часы в магазине, показывающие пол второго и  доказывающие ее неправоту, забыл, что спешу, и о головной боли, и о  жарком солнце, и о разбитых коленках.
 
      И так мы приближались к деревне, поедая с аппетитом хлеб. Когда же  стали мелькать первые покосившиеся домики окраин, он уже был полностью  съеден, а интересные темы для разговоров казалось не могли закончиться.  Однако вскоре мы расстались у калитки ее дома с аккуратным двориком, и  дальше я шел уже один.
 
      Дома бабушка на удивление меня не ругала и не назвала ни босяком,  ни беспризорным, а только покачала головой, глядя на коленки и  испачканные руки. Оставшийся вечер я старался не встречаться с ней  взглядом, чтобы ненароком не нарваться на расспросы о деньгах.  Обманывать я бабушку не стал бы, а рассказывать про хлеб не хотелось. Но  она вероятнее всего забыла про них и даже словом не обмолвилась. А я в  свою очередь не стал ей рассказывать о своей покупке.
 
       Что тогда меня толкнуло к выбору хлеба вместо мороженого, я  сейчас уже наверняка не припомню. Помню как стоял перед старым потертым  деревянным прилавком и изумлялся большому выбору фруктового и пломбира. Я  помню, что изумление мое ограничивалось лишь сознанием, а чувства мои  были далеки от него, и думал я тогда кажется совсем не о мороженом. И я  рад, что поступил именно так. Разве бы в моей памяти остался тот случай,  сделай я иначе? А вот хлеб я этот запомнил на всю жизнь; запомнил его  вкус, который как вкус самой жизни; запомнил его неповторимый аромат; и  то, что после я больше никогда не ел такого чудесно-вкусного хлеба,  каким он был в тот жаркий июльский день, когда мы с девочкой Машей  возвращались домой. Все это прочно вросло в мою память, так же как и  растороповские поля кукурузы, через которые я удирал в свои летние  приключения.