Макаров Федор. Погиб в Мирной Долине 8. 02. 42 г

Владимир Пузиков
МАКАРОВ ФЕДОР ПАВЛОВИЧ
БРОННИКОВ ГЕРАСИМ ИВАНОВИЧ
351-я СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ 57-й РЕЗЕРВНОЙ АРМИИ

Бывший Командующий Южным Фронтом, с 22 октября 1941 года командующий 57-й Резервной Армии Рябышев Дмитрий Иванович в книге «Первый год войны» писал: «…В состав 57-й армии входили восемь дивизий, которые дислоцировались в разных городах.

351-я стрелковая дивизия формировалась в городе Фролов и прилегающих к нему станицах Сталинградской области. Личный состав ее был в основном из донских казаков, служивших ранее в Красной Армии. Многие из них участвовали в гражданской войне. Командовал соединением полковник Николай Устинович Гурский. Спокойный, выдержанный, он был немногословен, предельно точен и аккуратен в выражениях, инициативен в делах».

На формирование полков 351-й Стрелковой дивизии прибыли красноармейцы из Благодарненского, Туркменского, Петровского, Гофицкого и других районов Орджоникидзевского края.

Светлана Василенко (Макарова) вспоминала:
- По рассказам моей мамы – Макаровой (Антоновой) Нины Петровны, моего дедушку – Макарова Федора Павловича, 1901 года рождения, не должны были призывать в Красную Армию, по причине глухоты. Но в селе Красные Ключи мужчин призывного возраста и годных к строевой службе практически не осталось, а разнарядки следовало выполнять. Тогда наш родственник, занимавший руководящую должность, отправил в военкомат моего дедушку и больного Шальнева Петра. Военкомату тоже следовало выполнять разнарядки. Так два человека, не годных к службе в мирное время, сгодились для войны с немцами.

Жена Федора Павловича – Макарова (Ходакова) Евфимия Николаевна, 1899 года рождения, осталась с двумя сыновьями. Старшему сыну Ивану было пять лет, а младшему – Дмитрию три года. Евфимия ждала письма от мужа, и они приходили. Он сообщал, что служит в роте обеспечения, за ним закрепили лошадей, подвозит солдатам воду и продукты питания.

- Братья Федора Павловича – Никита и Тарас не оставили Евфимию без поддержки, - продолжила рассказ Светлана Василенко. – У Макарова Никиты Павловича и его жены Агриппины было своих четверо детей, но они за и моим отцом – Макаровым Иваном Федоровичем присматривали. А другой брат – Макаров Тарас Павлович в семью, в которой воспитывалось трое детей, добавил и моего дядю Диму. У Макаровых чувство родства было развито очень сильно, и оно от них передалось и нам, внукам и правнукам. Евфимия Николаевна была активной колхозницей, ее избирали членом правления колхоза «Красноармеец» и назначили звеньевой полеводческой бригады.

В 351-ю Стрелковую дивизию из села Сухая Буйвола Гофицкого района был зачислен дядя моей жены – Бронников Герасим Иванович, 1902 года рождения. На родине у него остались жена – Ирина Кирилловна, дети, брат – Бронников Павел Иванович, 1913 г. р., сестры: Коровина (Бронникова) Федосия Ивановна и Шуленина (Бронникова) Мария Ивановна.

К концу 1941 года на Юго-Западном фронте линия противостояния с немцами проходила в районе населенных пунктов: Крюков, Изюм, Райгородок, Дебальцево, Красный Луч, Куйбышево, Матвеев Курган. Большая часть Донбасса была оккупирована противником. Планировалось разгромить южную группировку фашистов с выходом советских войск к реке Днепр в нижнем течении.

Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко доложил в Ставке план Барвенково-Лозовской наступательной операции. Ставилась задача: ударом смежных флангов Юго-Западного и Южного фронтов прорвать оборону между Балаклеей и Артемовском, развить наступление на Запорожье, выйти в тыл донбасско-таганрогской группировке противника, прижать его силы к Азовскому морю и уничтожить. План был утвержден.

В период с 18 по 28 декабря 57-ю Резервную Армию по железной дороге перебросили в район Старобельска.

Д. И. Рябышев писал: «…Несмотря на частые бомбежки, железнодорожники работали исключительно четко и слаженно. Все части и соединения армии, составлявшие 153 эшелона, были сосредоточены в указанных местах 28 декабря без потерь. Оружие и седла мы получали или перед отправкой на фронт, или в пунктах выгрузки. Затем каждая дивизия совершила походный марш в район сосредоточения. Стояли крепкие морозы с ветрами и метелями, температура воздуха понижалась до 25–30 градусов. Войска шли в пешем строю по бездорожью, утопая в снегу, выбиваясь из сил. Автотранспорта мы имели очень мало, не хватало походных кухонь, хлебопекарен. Все это весьма осложнило подвоз продовольствия и организацию питания частей».

С 1 января 1942 года 57-я Армия входила в состав Южного фронта. Штаб армии дислоцировался в Старобельске. К 5 января все соединения армии сосредоточились в указанных районах и были готовы к участию в боевой операции.

В своей книге Д. И. Рябышев характеризует количественный состав противоборствующих группировок, советской и немецкой: «…На 1 января 1942 года советские войска насчитывали 868,4 тысячи человек, 3430 орудий и минометов, 187 танков». В состав 57-й Армии входили стрелковые дивизии: 255, 333, 335, 341, 349 и 351-я; танковые бригады: 6 тбр, 12 тбр, и 130 тбр., а так же: 229-й и 476-й тяжелые, 116-й гаубичный, 196-й противотанковые артиллерийские полки и три минометных дивизиона. Армии предстояло «…ударом в полосе Каменка, Студенок в общем направлении на Барвенково во взаимодействии с 37-й армией уничтожить части 17-й армии противника».

Советским войскам противостояла группа армий «Юг», которой с середины января командовал фельдмаршал Ф. Бок. В этой группе насчитывалось 1169 тысяч человек, свыше 9 тысяч орудий и минометов, 240 танков. Таким образом, враг значительно превосходил советские войска в живой силе, танках и артиллерии.

Мой тесть – Бронников Павел Иванович в 80-е годы прошлого века рассказывал мне о том, что на фронте он встретил своего старшего брата – Бронникова Герасима Ивановича:
- Наша часть в январе сорок второго держала оборону по Северному Донцу. Я служил ездовым в тыловом подразделении. В расположение нашей дивизии стали поступать в большом количестве воинские части, техника, подвозились боеприпасы. Прошел слух, что среди прибывших много земляков со Ставрополья. Я стал интересоваться, нет ли кого из Гофицкого или Петровского районов. И, надо же такому случиться, встретил старшего брата Герасима. Обнялись, поговорили о службе, о родных. Брат пожаловался, что у них в полку плохо с питанием, тылы отстали. Тогда я выпросил у старшины продуктов питания, человек на десять, и передал брату. Встреча была недолгой. Их полк уходил на передовую.

Д. И. Рябышев писал о начале Барвенково-Лозовской наступательной операции утром 18 января 1942 года:
«…Наконец сигнал атаки. Войска двинулись. Немного спустя стали поступать первые донесения. Они были радостные. Атака оказалась внезапной! Врага застали врасплох! Наши правофланговые 341-я и 351-я стрелковые дивизии решительно атаковали противника и, не встретив с его стороны особого сопротивления, быстро овладели первой и второй линиями обороны, продолжали продвигаться». Во второй половине дня немцы были выбиты из населенных пунктов: Донецкой, Топольской, Перекоп и Сухой Каменки.
В этот день бою за Сухую Каменку погиб Бронников Герасим Иванович, где его и похоронили.

Бронников Павел Иванович вспоминал:
- Через два дня, как я встретил брата, наш командир роты сказал: «18 января был большой бой. Ваших земляков много полегло у Сухой Каменки». Так я узнал о гибели брата, но не мог сообщить его жене. Ирина Кирилловна последнее письмо с фронта от Герасима получила в декабре сорок первого. И все… Больше ни слуха, ни духа! В 1943 году Ирина с детьми уехала в Грозненскую область. Тогда много народа туда переселяли. Проживали они в селе Ново-Садовом Междуреченского района, работали в колхозе «Ленинский путь». Ирина неоднократно делала запросы на розыск Герасима. Но только в июне 1948 года ей ответили, что Бронников Герасим пропал без вести в июне 1942 года, что не соответствует истине.

Прошло три дня наступательной операции. Бои с немцами проходили в условиях бездорожья, глубокого снежного покрова, низких температур, отсутствия жилья для обогрева личного состава и приема пищи. Люди устали. Конскому составу требовался отдых. 24 января 1942 года дивизии 57-й Армии получили приказ: наступление прекратить, перейти к обороне на достигнутых рубежах.

28 января 1942 года штаб 351-й Стрелковой дивизии находился в Никольском. В оперативной сводке № 10 на 24:00 подполковник Пономарев сообщал штабу 57-й Армии обстановку: «…Противник нашей разведкой в Новопановке, Вер. Самара, Веселый, Дмитровка, Дерезовский, Успеновка, Толстой, Николаевка – не обнаружен.

- 351 СД с 130 ТБР, выполняя приказ ШАРМА-57 № 06, к 24:00 28 января 1942 года занимает следующее положение: 1159 СП – Петровка-2, Никольское; 1161 СП – Башилово; 1157 СП – Марьянка; 130 ТБР – Александровка. Штаб бригады там же.
- 621 ОСБ производит разведку минных полей в направлениях действия полков и работы по очистке дорог от снежных заносов, привлекая для этого и местное население.

- Артиллерия: ввиду заснеженности пути и переутомленности конского состава, отстала более чем на полперехода и находится в Ново-Александровке и Александровке, без суточного отдыха продвигаться не может.
- Связи с соседями и вверх нет. Приняты все меры к восстановлению ее. Связь с полками – делегатами связи и восстанавливается проводная.
- Ввиду отсутствия дорог и утомленности конского состава, подвоз всего необходимого для обеспечения боя очень затруднителен»

Потери личного состава 351-й Стрелковой дивизии за январь 1942 года по запросу на сайте «ОБД Мемориал» были значительными. Погибших около 600 человек. В том числе: 1157 стрелковый полк – 119 человек, 1159 СП – 80, 1161 СП – 101, 904 артиллерийский полк – 5.

В начале февраля 1942 года ожесточенные бои с фашистами проходили в районе села Мирная Долина Сталинской области. В этих боях полегло много советских бойцов и командиров.

Макаров Федор Павлович погиб 8 февраля 1942 года. В этот же день от разрывов вражеских снарядов и мин погибли двенадцать бойцов, призванных в РККА Благодарненским объединенным райвоенкоматом:
Андреев Федор Никитич, 1918 г. р., родом с. Подлужное;
Воронков Дмитрий Гаврилович, 1902 г. р., с. Мирное;
Ермошкин Петр Васильевич, 1912 г. р., з/с Ставропольский;
Колбасин Семен Кириллович, 1904 г. р., з/с Ставропольский;
Моисеев Григорий Семенович, 1912 г. р., с. Елизаветинское;
Пацев Семен Абрамович, ефрейтор, 1903 г. р., с. Шишкино;
Савченко Даниил Демьянович, 1903 г. р., с. Александрия;
Сизько Михаил Дмитриевич, 1909 г. р., с. Благодарное;
Смыкалов Иван Петрович, 1903 г. р., с. Александрия;
Стукалов Николай Петрович, 1908 г. р., з/с Ставропольский;
Ткачев Иван Лукьянович, 1904 г. р., м/с Казгулацкий;
Хубиев Файзула, 1904 г. р., с. Летняя Ставка.
Первоначально все похоронены в братской могиле в селе Мирная Долина Александровского района Сталинской области.

Светлана Василенко (Макарова) написала очерк о подвиге своего деда и воинов, погибших за освобождение Украины от фашистских злодеев. Из ее очерка: «…Бабушке Евфимии Николаевне пришла похоронка. Ее выписал Благодарненский райвоенкомат на основании письма штаба 351-й Стрелковой дивизии о гибели Ф. П. Макарова. Большое горе – потеря любимого человека и кормильца семьи. Оплакали, помянули. Но жизнь продолжалась, в трудах на колхозных полях, в заботах о детях».

В 1943 году Евфимия Николаевна с детьми переехала в Карачай. После депортации карачаевцев власть принимала меры для заселения освободившихся территорий. В Карачай переселили много семей из Красноключевских хуторов. Через год-два многие вернулись на родину.

- В 1963 году бабушки не стало, - писала Светлана Василенко. - А в 1972 на ее имя пришло приглашение на перезахоронение воинов на Украине, которое намечалось на 9 октября. 8 октября 1972 года мои родители и дядя – Макаров Дмитрий Федорович выехали по адресу, указанному в приглашении. Они добрались с трудом, сделав 7 пересадок. Их тепло встретили организаторы, среди которых была Линкина Валентина Семеновна. Моих родных разместили на квартире у Машковой Нины Алексеевны.

 Перезахоронить подлежало останки сорока воинов. Во время вскрытия братской могилы было найдено несколько капсул-гильз с именами воинов. Удалось прочитать две фамилии, остальные практически не читались.
Хотя фамилии захороненных в 1942 году воинов по документам стрелковой дивизии были известны, но родственников разыскали и пригласили мало. Приехали Макаровы, семья Белоконь Сергея Епифановича из Ставрополя и несколько семей из других мест.

Валентина Семеновна Линкина рассказывала:
- Когда немцы захватили село, то несколько человек зашли в первую хату. В ней жила старенькая, слепая бабушка. Они ее пожалели и подожгли село со второй хаты. В последней хате нашли двенадцатилетнюю девочку. Хату не стали поджигать. Почти все село сгорело. Остались две крайних хаты.

Так вот, это девочкой была Валентина Семеновна. Бабушка и Валя, оставшиеся на все село, вдвоем вырыли могилу и стали перетаскать в нее солдат. Уложат ряд воинов, накроют шинелями, и снова сверху ряд воинов, снова шинелями. Так и предали земле всех погибших воинов в братской могиле.

После войны в селе Мирная Долина на месте захоронения поставили памятник «Бронзовый солдат», но рядом был зерноток, а от него полова летела на памятник. Поэтому решили перенести останки воинов к зданию местной школы.
Останки солдат уложили в 33 гроба. Траурное прощание состоялось в сельском Доме культуры. Потом гробы установили на грузовые автомашины. Каждую машину сопровождали по два солдата. Впереди всей траурной процессии шли школьники и учителя, затем медленно двигались автомашины, далее – жители Мирной Долины и окрестных сел. Когда опускали гробы, то звучали оружейные залпы. После захоронения, прямо здесь, на площади, люди уселись за накрытые столы и помянули воинов.

К 30-летию Победы моих родителей и дядю пригласили снова. К тому времени памятник перенесли к школе, вокруг разбили клумбы, насадили много цветов. Фамилии воинов увековечили на вертикальной мраморной плите. Внизу памятника расположили 45 звезд с фамилиями и именами красноармейцев, которых достоверно опознали.

В этот раз приехало много больше гостей. Мои родители и дядя были в гостях у Валентины Семеновны. Принимала она их очень тепло, по-родственному. Большое внимание проявил председатель сельского совета села Мирная Долина Давиденко Валерий Тимофеевич. Он отвез родителей в город Донецк, проводил домой.
Были приглашения из Мирной Долины и на 50-летие Великой Победы. Но Советский Союз уже распался, деньги поменялись, доходы уменьшились, да к тому же, заболел мой папа, и поездка не состоялась. Мама написала письмо, поздравительную открытку и отправила в адрес сельского совета. Ответ из Мирной Долины пришел. Сообщалось, что Линкина Валентина Семеновна ушла из жизни. Машкова Нина Алексеевна уехала к дочери в Севастополь. Гостей в тот раз было мало. В третий раз приехала семья С. Е. Белоконь. И даже приехала 90-летняя старушка. Спустя 50 лет она наконец-то узнала, где погиб ее сын, и смогла побыть у него на могилке. И это все благодаря школьникам и всем жителям Мирной Долины, таким гостеприимным.

Моя мама и внучка одного воина просили, чтобы я написала очерк к 70-летию Великой Победы. Для этого мама старательно вела записи событий. Процитирую строки из ее тетрадки: «…С Валентиной Семеновной и Ниной Алексеевной мы долго переписывались, пока они не умерли. После распада СССР переписка совсем прекратилась. Что и как будет дальше, неизвестно. Может быть, восстановится мир на Украине, правнуки смогут поехать в Мирную Долину поклониться праху прадеда, вспомнят с благодарностью его подвиги в борьбе с немецкими захватчиками, ради жизни на земле!»

Очерк Светлана Василенко (Макарова) завершила словами:
«…Низко склоняю голову перед памятью и подвигами наших дедов и отцов. Благодарю их за мужество, стойкость и наше мирное небо. Вечная память нашим дедам и отцам. Вечная Слава павшим Героям!»

Похоронка на Бронникова Герасима Ивановича до родных не дошла. Карточка на погибшего была выписана 4 мая 1942 года, но где-то затерялась. На наш взгляд причин две. Первая – в мае 1942 года 351-я Стрелковая дивизия прекратила свое существование. 27 мая погиб командир дивизии Гурский Николай Устинович. Вторая – немцы устремились на Северный Кавказ. 3 августа 1942 года немецкие танки вошли в город Ворошиловск (Ставрополь),  4 августа подошли к реке Калаусу, оккупировали Петровский, а затем и Гофицкий районы.

- Расскажите о семье своего дяди – Бронникова Герасима Ивановича, – в апреле 2017 года попросил я Бронникову Нину Павловну, жительницу села Сухая Буйвола Петровского района.

- Семья у Герасима Ивановича большая! Дети: Марфа, Матрена, Мария, Иван, Тая, Николай. Марфа, старшая дочь, в конце 50-х годов из Грозненской области вернулась на родину, проживала в поселке Демино, около Ставрополя. Позже переехала в село Рогатую Балку. Воспитала сына Александра. Он живет в Светлограде. Матрена, мы ее звали – Мотя, жила в Шалях. Ее муж – участник войны, двое сыновей. В начале 90-х годов их семья переехала в Сухую Буйволу, а через пару лет – в Рогатую Балку. Племянница Таисия вышла замуж за Николая Старкова. Жили в средней полосе России, на родине мужа. Воспитали дочь Марину. В 70-е годы переехали в Ставрополь. Проживали в районе кирпичного завода, затем поселились в селе Кугуты Петровского района. Племянник Николай жил в Приморском крае, работал мотористом на судне, ходил в рейсы по дальним странам. Каждый год приезжал к нам в гости. В семьях детей дяди есть внуки и правнуки. Так что, есть кому собраться в День Победы и вспомнить участника войны Бронникова Герасима Ивановича, пролившего кровь за освобождение советской страны от фашизма.

Владимир Пузиков
г. Благодарный
22 мая 2017 г.