Глава 17. Ленин и Революция

Лилия Каширова
 В начале 20-ого века крестьяне составляли самое многочисленное сословие Российской империи — около 77 % от общего населения.

 Жизнь среднего русского крестьянина была исключительно  суровой, даже более того – жестокой и беспросветной. В попытке спастись от голода жители целых сёл и районов «шли с сумой по миру», пытаясь спастись от голодной смерти. Миллионы отчаявшихся людей выходили на дороги, бежали в города, доходя даже до столиц. Обезумевшие от голода люди попрошайничали и воровали. Вдоль дорог лежали трупы погибших от голода. Чтобы предотвратить это гигантское бегство отчаявшихся людей в голодающие деревни вводили войска и казаков, которые не давали крестьянам покинуть деревню.
 
Полнейшая неадекватность, беспомощность, продажность и откровенная тупость высших руководителей страны не оставляли никаких надежд по разрешению кризиса. Более того, не строилось даже никаких планов по решению этой проблемы.

Царское правительство, нисколько не стесняясь «приостанавливало все нормы права». Только по приговорам военно-полевых судов было повешено с августа 1906 по апрель 1907  1102 бунтовщика.

Массовой практикой были внесудебные расправы – крестьян расстреливали, даже не выясняя, кто он, хороня, в лучшем случае с надписью «бесфамильный». Именно в те годы как раз и появилась русская пословица «убьют и фамилии не спросят». Сколько погибло таких несчастных – не знает никто.

Жестокие столыпинские реформы привели к разорению большой массы крестьян. Крестьяне отчаянно пытались достучаться до правительства, пытаясь рассказать о своей жестокой и беспросветной жизни. Они более не были бессловесными жертвами. Начались массовые выступления, самозахваты помещичьих земель и инвентаря и т.д. Причём помещиков не трогали, в их дома, как правило, не заходили.
 
Девятого января 1905 года в городе Санкт-Петербурге царские войска расстреляли мирное шествие рабочих. Те шли к царю, чтобы вручить ему петицию со своими требованиями. Событие это случилось в воскресный день, поэтому в историю вошло как Кровавое воскресенье. Оно послужило толчком для начала революции 1905-1907 годов.

 В то же время царь и его семья вели расслабленную сибаритскую жизнь. Просто поразительно, даже перед лицом катастрофы, когда до Февральской революции оставались считанные дни элита страны так ничего и не поняла и принципиально не хотела понимать. В таких случаях или гибнет страна, или общество находит силы сменить элиту на более адекватную. Бывает, что сменяется и не один раз. Так случилось и в России.

Владимир Ильич Ленин.

Ленин и революция неразрывны. Ленин был гением революции, ее теоретиком, ее руководителем и вождем. Известно, что вызвать революцию искусственно нельзя. Революции зреют десятилетиями, иногда даже веками. В возникновении всякой действительно народной революции огромную роль всегда играет элемент стихийности. Но, раз возникнув, революция может или победить, или потерпеть поражение. И здесь уже от силы и сплоченности революционной партии, от умения и опытности ее вождей, от авторитетности партии в рядах революционного класса или классов зависит успех революции.

Владимир Ильич Ульянов родился в 1870 году в Симбирске в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова, — сына бывшего крепостного крестьянина Ульянова женатого на Анне Смирновой — дочери астраханского мещанина  крещёных калмыков.

Мать — Мария Александровна Ульянова, шведско-немецкого происхождения по матери и, по разным версиям, украинского, по отцу (версия писательницы Шагинян).

Из воспоминаний одноклассника В. Ульянова А. Наумова, будущего министра царского правительства:

«Способности он имел совершенно исключительные, обладал огромной памятью, отличался ненасытной научной любознательностью и необычайной работоспособностью… Воистину, это была ходячая энциклопедия… Он пользовался среди всех его товарищей большим уважением и деловым авторитетом, но… нельзя сказать, чтобы его любили, скорее — ценили…В классе ощущалось его умственное и трудовое превосходство…хотя…сам Ульянов никогда его не выказывал и не подчеркивал»

По мнению Ричарда Пайпса, известного американского ученого:

«В Ленине-юноше удивляет как раз то, что, в отличие от большинства своих современников, он не выказывал никакого интереса к общественной жизни. В воспоминаниях, вышедших из-под пера одной из его сестёр до того, как железная лапа цензуры легла на все, что писалось о Ленине, он предстает мальчиком чрезвычайно старательным, аккуратным и педантичным. Он был идеальным гимназистом, получал отличные оценки практически по всем предметам, включая поведение, и это год за годом приносило ему золотые медали. Его имя было в начале списка окончивших курс гимназии. Ничто в скудных сведениях, которыми мы располагаем, не говорит о бунте — ни против семьи, ни против режима."

Фёдор Керенский, отец будущего политического соперника Ленина, бывший директором гимназии в Симбирске, которую посещал Ленин, рекомендовал его для поступления в Казанский университет как «замкнутого» и «необщительного» молодого человека. «Ни в гимназии, ни вне её, — писал Керенский, — не было замечено за Ульяновым ни одного случая, когда бы он словом или делом вызвал в начальствующих и преподавателях гимназии непохвальное о себе мнение»

 Ко времени окончания гимназии в 1887 году у Ленина не было «определённых» политических убеждений. Ничто в начале его биографии не изобличало в нём будущего революционера; напротив — многое свидетельствовало о том, что Ленин пойдёт по стопам отца и сделает заметную служебную карьеру»

В том же 1887 году, 8 мая, его любимого старшего брата — Александра — казнили как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III.

Произошедшее стало глубокой трагедией для семьи Ульяновых, не подозревавшей о революционной деятельности Александра.

Видимо, под влиянием смерти брата Владимир выбрал политический путь.

По мнению Ричарда Пайпса, Ленин как личность окончательно сложился в возрасте 23 лет, к моменту переезда в Петербург в 1893 году:

"…этот непривлекательный человек излучал такую внутреннюю силу, что люди быстро забывали о первом впечатлении. Поразительный эффект, который производило соединение в нём силы воли, неумолимой дисциплины, энергии, аскетизма и непоколебимой веры в дело, можно описать только затасканным словом «харизма». По словам Потресова, этот «невзрачный и грубоватый» человек, лишённый обаяния, оказывал «гипнотическое воздействие»: «Плеханова — почитали, Мартова — любили, но только за Лениным беспрекословно шли, как за единственным бесспорным вождём. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатическую веру в движение, в дело, с не меньшей верой в себя»

Ленин и основанная им партия большевиков годами работали для приближения революции. Но в 1905 г., когда разразилась Первая русская революция, сил большевиков оказалось еще недостаточно для того, чтобы эта революция увенчалась полным успехом. Тем не менее значение теоретического и практического опыта партии, полученного в 1905—1907 гг., было чрезвычайно велико. Владимир Ильич Ленин не случайно называл революцию 1905 г. генеральной репетицией революционных событий года 1917-го.  В течение месяца в 1917 году сотни Советов покрыли сетью всю Россию. Еще  через семь месяцев Советы рабочих и солдатских депутатов стали государственной властью.