По следам пропавшей печати Величко

Борис Гузь
           Историю печати Величко я привел в статье “О пропавшей печати Величко”, опубликованной на Прозе.ру в 2012 г. Информация, изложенная в статье, касалась родословной писателя Сергея Анатольевича Сокурова. Девичья фамилия его прабабушки Елизаветы Илларионовны Чебалдовой была Величко. Бабушка писателя Елизавета Фролова рассказывала внуку об известном малороссийском летописце 18-го века Самуиле Величко, называя его на украинский лад Самийлом, говорила, что происходил он из украинских казаков, упоминала и его потомка-черносотенца (вероятно, Василий Львович Величко). Хранилась в семье круглая печать с надписью “Полковник Войска Запорожского Величко”, или же “Полковник Величко”, надпись на печати смутно помнила только бабушка. Эта печать была конфискована ОГПУ в 1931 г. при обыске в харьковской квартире Фроловых, больше печать никто не видел. Ссылаясь на рассказы своей бабушки, Сергей Сокуров стал называть себя потомком Самуила Величко и подписывать статьи об Украине двойной фамилией Сокуров-Величко.
           Об этом он писал так: “Из техникума получил «распределение» в Полтаву. Подъезжая как-то по служебному делу к Диканьке, испытал вдруг сильное волнение. Ни мама, ни бабушка Фролова никогда не рассказывали мне о родстве с «летописцем» Величко. Подозрительная родословная была чревата осложнениями для комсомольца, чудом избежавшего штампа «внук колчаковца». Много позже я понял причину своего душевного состояния: мой знаменитый предок провёл последние годы жизни на хлебах владельца Диканьки – сына казнённого Кочубея. Как не верить после этого в «голос крови»!? В память о малороссийских родовых корнях часть своих сочинений я подписываю Сергей Сокуров-Величко”.
           В развитие этой гипотезы друг С.А. Сокурова Николай Ярёменко опубликовал статью “Три лика одного рода”, в которой изложил биографии летописца Самуила Величко, поэта и драматурга Василия Величко и писателя Сергея Сокурова, считая их представителями одного рода. Вот как Николай Ярёменко описывал это родство: “Вскоре, проезжая по делам геологоразведки Диканьку, вдруг испытал приятное волнение, как в предчувствии разгадки какой-то светлой тайны. Взрослые в родительской семье долго скрывали от младшего из Сокуровых тайну его происхождения по одной из родовых линий. Состоять в родстве, пусть далёком и запутанным, с выходцем из казацкой старшины, приравненной Екатериной II к российскому дворянству, да оказаться «одного поля ягодой» с черносотенцем при власти рабоче-крестьянских строителей социализма, значило, по меньшей мере, испортить себе карьеру. Когда же Сергей был посвящён, наконец, в тайну рода, он смог объяснить своё душевное состояние: при проезде Диканьки его кликнул родной пращур, чьи кости давно истлели в этой земле. Нет, не поэтическая выдумка волнующий «зов предков»!”.
           Родовые предания вошли в официальную биографию Сергея Сокурова, об этом написано и в соответствующей статье Википедии.
           Не верить в родовые предания не было оснований, но гипотеза требовала документального подтверждения. Нужно было найти Иллариона Величко, отца Елизаветы Чебалдовой. Длительное время поиски не давали результатов, я искал потомков Самуила Величко среди дворян, но, увы, найти Иллариона не удавалось. Тогда я предположил, что из рода Самуила Величко происходила мать Елизаветы, это могла быть одна из младших дочерей генерал-майора Ивана Ивановича Величко (1787-1858).  Возможно, она была женой священника, вот дочь Елизавету и выдали, по традиции, замуж за выпускника семинарии. Эта гипотеза также не подтвердилась, но позже выяснилось, что она была близкой к истине.
           В ноябре 2016 г. на мою статью откликнулся Виктор Александрович Михальченко, директор музея "Христианская Одесса". Он профессионально изучает историю духовенства Херсонской епархии и является автором книги  о духовенстве края (Духовенство Одессы, 1794-1925 гг./ авт.-сост. В.А. Михальченко; ред. Е.А. Каменева. – Одесса: ТЕС, 2012. – 559 с.). Виктор Александрович любезно предоставил сведения из своей книги и другую информацию, позволившую, в основном, восстановить родословную Елизаветы Величко, Ивана Чебалдова и других причастных лиц.
           Отцом Елизаветы был священник Херсонской епархии Иларион Филиппович Величко (1837-1874). Его церковная карьера поначалу складывалась не очень удачно. После исключения из Елисаветградского духовного училища служил сначала пономарем в Елисаветградском соборе, с 1860 г. – пономарем в Георгиевской церкви предместья Одессы с. Дальника, а в 1861 г. – дьячком в Одесской больничной Рождества Христова церкви. В 1861 г. возведен в сан диакона и определен в Петропавловскую церковь с. Поповки Александрийского уезда, в том же году был переведен к Николаевской церкви с. Вершино-Каменки того же уезда. В 1862 г. рукоположен в сан священника и определен к Одигитриевской Богородицкой церкви в с. Шпаковку Бобринецкого уезда, а в 1872 г. определен помощником настоятеля (вторым священником) к вновь построенной Николаевской церкви в с. Плоском, приписанной к храму с. Красноселья Александрийского уезда.
           Младший брат Илариона Владимир Величко (1856-1904) в 1883 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, служил в храмах Одессы, а в 1900 г. был возведен в сан протоиерея. 
           Матерью Елизаветы была Евпраксия Ивановна (1843-?), урожденная Нериевская, воспитывалась она при Одесском Архангело-Михайловском женском монастыре, венчались с Иларионом Величко в 1860 г. в монастырском храме.
           Отцом Илариона и Владимира Величко был диакон Филипп Федорович Величко (?-1871), служивший в с. Стоговка (Аннинское) Елисаветградского уезда Херсонской губернии, а матерью –  Иулиания Власевна, урожденная Кульматицкая (1814-?). О Федоре Величко никаких сведений нет. Иулиания же происходила из духовного рода, а её мать Мария Николаевна была светской, из рода купцов Здетовецких, проживавших в Киеве.
           После смерти Илариона Величко Елизавета осталась круглой сиротой (мать умерла еще раньше). По ходатайству бабушки Иулиании её в 1876 г. определили в Сировоспитательное заведение при Одесском Архангело-Михайловском женском монастыре, которое в 1878 г. было преобразовано в Епархиальное женское училище. По окончании обучения Елизавета осталась в училище, около года служила воспитательницей и учительницей чистописания, а затем вышла замуж за выпускника семинарии Ивана Ивановича Чебалдова (1861-1910).
            Чебалдовы – известный в Херсонской епархии духовный род, происходивший из болгар. Отец Ивана, Иоанн Чебалдов в 1878-1884 гг. был настоятелем Рождества-Богородичной церкви пригорода Одессы селения Усатовых Хуторов. А впервые Иоанн Чебалдов упоминается в 1858 г. как священник села Евгениевка Тираспольского уезда, его жену звали Ольга Даниловна.
           У мужа Елизаветы был брат-близнец Александр, они вместе окончили в 1882 г. Одесскую духовную семинарию. Возможно, были и младшие братья, Павел Чебалдов (1866-1896) и Михаил Чебалдов (1870-1906), также священники.
           Сергей Сокуров писал о состоятельных одесситах Новицких, которые стали опекунами круглой сироты Елизаветы (бедной Лизы, как она себя называла). Опекуном, вероятнее всего, был диакон Анисим (Онисифор) Новицкий. Духовные роды Новицких и Величко общались: в 1886 г. восприемницей при крещении сына Александра Онисифоровича Новицкого Сергея была Варвара Ивановна Величко, жена Владимира Величко.
           Еще Сергей Сокуров писал о своем родстве с русской и советской оперной певицей Антониной Васильевной Неждановой (1873-1950). Старшая сестра его матери проживала в Москве у Антонины Неждановой как родственница и училась у великой певицы пению.
           В официальных биографиях Антонины Неждановой указано, что она родилась в селе Кривая Балка под Одессой в семье народного учителя Василия Павловича Нежданова (1851-1890). Биографы скромно умалчивают, что Антонина происходила из духовного рода: Василий Нежданов в 1886 г. был рукоположен в сан священника и служил настоятелем Пантелеимоновской церкви, что на Андреевском-Куяльницком лимане (ныне курорт Куяльник). Мать Антонины, Мария Николаевна, урожденная Филонова (1848-1924), также происходила из духовного рода, её брат, священник Василий Николаевич Филонов, с 1890 г. служил после смерти Василия Нежданова в той же Пантелеимоновской церкви, а в 1917 г. стал протоиереем.
           По традиции, дочери священнослужителей выходили замуж за священников, так что Неждановы или Филоновы вполне могли состоять в родстве, например, с Величко или с Чебалдовыми, есть и другие варианты родства.
           Родственные связи еще предстоит найти, такие возможности имеются, одесские историки начали публиковать копии церковных метрических книг по Херсонской епархии. Учитывая большое количество детей в семьях священников, поиск по метрическим книгам весьма трудоемкий, нужно просмотреть сотни записей, а на это требуется время.
           И о пропавшей печати Величко. Её принадлежность так и остается невыясненной. Декоративно-подарочную печать могли вручить какому-то из военных по фамилии Величко при присвоении очередного чина полковника, либо подполковнику, которому присвоили этот чин при выходе в отставку после безупречной службы. Возможно, кто-то из духовного рода Величко выбрал военную карьеру, такая возможность для детей священников имелась. Названные мною ранее полковники из рода Самуила Величко и из рода лубенских Величко, получившие чин по службе, не подходят. Есть на примете два подполковника Величко, но их принадлежность к духовному роду Величко требует ещё документального подтверждения.
           Таким образом, родовая ветвь Сергея Сокурова по линии Величко документально подтверждена до седьмого колена. Ну а как же быть с “голосом крови” и с волнующим “зовом предков”?   
           Здесь следует отметить, что сведения о казацком летописце Самуиле Васильевиче Величко весьма скудные, в основном это свидетельства самого Величко в летописи, но они фрагментарны. Никаких данных о семье летописца нет. Поэтому историки ставят под сомнение даже происхождение Василия Львовича Величко из этого рода, поскольку нет сведений о сыне Самуила Величко Степане. Т. Г. Таирова прямо пишет: «Мы точно знаем, что С. Величко не был женат и не имел семьи». Прилукские Величко вели свой родовод от Якова Степановича Величко, I-го полкового есаула Прилукского полка (1742-1764), а затем подкомория Прилукского уезда. 
           Из какого сословия происходил старший канцелярист Генеральной войсковой канцелярии Войска Запорожского Самуил Величко – неизвестно. Исследователи его биографии, в частности В. Шевчук, предполагают, что Самуил мог происходить из казацкого старшинского рода. Но есть и другие мнения. В одной из биографий написано, что Самуил Величко родился “в казацкой (или священнической) семье”.
            Самуил Величко окончил Киево-Могилянскую академию, до 1755 г. это было единственное высшее православное заведение Российской империи с правами, аналогичными Ягеллонскому университету в Кракове. Принимали в академию детей духовенства, горожан, казаков и крестьян без ограничений по сословиям. Первый низший класс в академии, назывался он фара, был подготовительным, но принимали в него учеников, уже имеющих определенный объем знаний.
           Поэтому для поступления в академию требовалось предварительное обучение. Эффективным вариантом такой подготовки было обучение на дому. Детей казацкой старшины обучали специально нанятые церковнослужители. Очевидно, если Самуил Величко происходил из духовного рода, пусть его отец Василий был даже простым псаломщиком, то шансов быть принятым в академию после обучения под руководством отца у него было бы больше, чем у детей казацкой старшины.
           Поэтому предположение о происхождении Самуила Величко из духовного рода является более вероятным. В семьях священнослужителей дети наследовали профессию отцов, неофициально даже действовала система передачи приходов в наследство: “В XVIII в. закрепилась практика наследования церковных приходов, когда епархиальный архиерей при уходе «на покой» приходского священника закреплял, по прошению последнего, место за его сыном или зятем. В результате получить приход претендент чаще всего мог путем женитьбы на священнической дочери, для чего в духовных консисториях велись списки невест и желающим давались рекомендации”. 
           Мне известен такой пример: в церкви Иоанна Богослова села Хаенки Прилукского уезда, где позднее молился и Василий Львович Величко, более 150 лет подряд службу правили священники Радзиевские. Первым известным священником был с 1700 г. Петр Радзиевский, а его потомок Константин Васильевич Радзиевский возглавлял приход до 1 июня 1855 г.
           Поскольку Самуил Величко не имел семьи и не оставил потомков, то остается лишь одна гипотеза: предки Сергея Сокурова могли происходить от одного из братьев казацкого летописца, который был священником. Чисто гипотетически можно провести воображаемую линию от предполагаемого сына Василия Величко, проживавшего в конце 17-го – начале 18-го века, до Федора Величко, жившего в последней четверти 18-го века, но подтвердить такую связь невозможно. На Полтавщине и Черниговщине имелись тогда десятки казацких родов с такой фамилией, происходившей от слова “великий”. Любой из их потомков, имевший священников среди предков, с тем же успехом может претендовать на родство с великим летописцем. 
          Не было никакого «голоса крови» и «зова предков», это просто творческие фантазии писателя, а происхождение одесско-херсонского духовного рода Величко от предков казацкого летописца Самуила Величко можно рассматривать лишь как красивую легенду.
           И в заключение выражаю искреннюю благодарность Виктору Александровичу Михальченко за предоставленные материалы и за консультации.