Золотые попы русской эмиграции

Анна Медиоланская
ЗОЛОТЫЕ ПОПЫ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ

Владыка Антоний часто вспоминал в своих рассказах одно из «присловий»( по выражению самого Владыки ) некоего пастуха из Румынии ,который ещё до войны  говаривал : « Страшные времена приходят .Были времена ,когда чаши у нас в церкви были золотые ,а попы деревянные.Но придет время ,когда попы будут золотыми ,а чаши станут деревянными .»
Русское духовенство эмигации оставшееся без Отечества ,без храмов , без «золотых чаш » , в окружении растерянной от полной неизвестности паствы ,воистину стали сами золотыми. Владыка постоянно вспоминал о тех ,с кем ему довелось начать свой путь ко Христу.
 
                ***
                Два Владыки
В 1930 году в Париже верными Московской патриархии оставалась небольшая группа эмигрантов человек в 25 во главе с епископом Вениамином (Федченковым).(8) В 1931 году они организовали приход в честь трех великих вселенских святителей- Василия Великого ,Григория Богослова и Иоанна Златоустого и обустороили в подвале снятого в аренду гаража маленький храм –Трехсвятительское подворье.Почти вся эмиграция отвернулась от них ,бросив обвинения в предательстве ,коммунизме и работе на Советы.
Духовенство подворья жило в истинно евангельской простоте и абсолютной нищите,питаясь подаянием прихожан. Владыка Антоний вспоминал : « Денег не было никаких,на которые можно было бы покупать пищу для живших при храме монахов.Ели они только то ,что прихожане складывали в картонные коробки у дверей одной кельи.Когда ничего не было-не ели…».
Служили священники в облачениях, сшитых из собранной прихожанами разной ветоши ,которую едва можно было довести до состояния благоприличествующего предстоятелю Божиего Престола.
И из этой нищеты возрастало древо огромной ,охватывающих всех и вся любви Пастырей к своей пастве ,древо истиной жизни.
«…мне представляется бесконечная даль,бесконечное небо и посреди этого маленькая группа существ-десяток овец и пастух.Вокруг и дикие звери,и другие опасности,что угодно.пастух такой же уязвимый,как и эти несчастные животные.Разница между ними такая:он готов жизнь отдать за них…».(6)
Во главе этих подвижников стоял великий молитвенник и человек дерзновенной веры-епископ Вениамин (Федченков),стяжавший  дух отца Иоанна Кронштадского, оптинских старцев  и многих других подвижников и печальников земли русской.
 «Меня поразило в Церкви ,когда я впервые с ней столкнулся,именно это- священники служили Богу и отдавали жизнь за нас.  Жили впроголодь ,жили холодно. Я помню ,пришел как-то в Париже на Трехсвятительское подворье ,а Владыка Вениамин ( Федченков )лежит в коридоре на  каменном полу ,покрытый своей монашеской мантией.Я спросил: «Владыка,что Вы тут делаете ?» « Знаешь,в келье моей места нет». «То есть как ?»-«На кровати-один нищий,на матрасе-другой, на ковре-третий,на моих одеялах-четвертый, а келья-то маленькая,мне пришлось в коридор выйти». Вот это для меня пастырство.» ( 1)
Явное Божие благословение почило на отвегнутых всем эмигрантским обществом отцах Трехсвятительского подворья по дерзновенной вере владыки Вениамина. Ему удалось совершить то ,что не смогло сделать все оставшееся довольно многочисленное общество русских эмигантов- выкупить за огромную по тем временам сумму из парижской антикварной лавки икону Иверской Божией Матери 18 века, похищенную в 1812 году французским офицером из Иверской часовни в Москве. В 1930 году её обнаружил один бывший москвич ,проживавший на тот момент в Париже. Эта находка взволновала всю эмигацию и для выкупа  был создан комитет ,который внес за икону задаток. Она была взята из магазина и с ней начался обход храмов и частных домов  подобно тому,как это происходило ещё в старой дореволюционной Москве.Перед иконой начали совершать молебны,что служило великим утешением оставшимся без Отечества эмигрантам.Однако на полный выкуп иконы денег собрать не смогли и её пришлось снова выставить на продажу.
Первооткрыватель иконы в последней надежде обратился к епископу Вениамину ,всеми отвергнутому в тот момент,перед которым были закрыты двери не только храмов других юрисдикций,но и многих частных домов. О полной нищете возглавляемого им прихода мы уже упомянули. Однако владыка немедленно отправился к антиквару для переговоров ,с ужасом узнав,что святыня должна уйти через три дня с аукциона. Во все время переговоров Владыка про себя молился.Цену снизить не удалось ,однако ему было позволено заплатить в рассочку и увезти икону с собой.
В молитве перед иконой у Владыки начали возникать помыслы о невозможности совершить это дело и сомнения том,что икона из Иверской часовни подлинная.И тогда в тонком сне ему явилась Сама Матерь Божия ,сказав: «Как ты можешь сомневаться ?».
После этого Владыка произнес вдохновенную проповедь перед своими прихожанами с призывом пожертвовать всех ,кто сможет свои сбережения. Люди понесли последнее- свои «похоронные» деньги, последнии копейки ,отложенные на прокорм семьи…Но денег все равно оказалось недостаточно.И тогда епископ Вениамин дерзновенно призвал пожервовать своих знакомых все свои неприкосновенные запасы ,отложенные на жилье , что грозило этим семьям немедленным выселением в случае просрочки. К указанному сроку необходимая сумма была собрана,и это поразило даже самого антиквара ,знавшего о нищете русской эмиграции.
Явное благословение Божие почило на самом бедном и маленьком русском приходе , совершившем то,что не смогла осилить вся эмиграция. Своей ризой Матерь Божия  покрыла всех тех,кто пожертвовал на выкуп Её иконы- никого из своей квартиры не выселили. (7)
Эта история через десятилетия зажгла сердце владыки Антония ,оказавшегося в точно таком же положении ,когда его поставили перед выбором власти Лондона- или ваш намоленный храм продается под китайское кафе,или вы его немедленно выкупаете. И-то же дерзновение-«Мы выплатим вам чистоганом!» ,когда за душой нет ни копейки ,и тот же отклик на призыв пастыря прихожан, принесших Богу «от лишения своего все житие,еже име..»(Лк 21:4) .
Светильник зажигается от светильника,а Владыка Вениамин самим своим бытием  связывал   Небо и Землю.
 « У Владыки Вениамина было одно потрясающее свойство, подобное которому было и у Владыки Владимира (Тихоницкого ) «…» .Когда они принимали участие в службе ,даже не служа,они как-то поднимали службу, и она от земли возвышались к Небу.Я помню, как Владыка Вениамин стоял на службе ,и от того служба делалась цельной и возносилась .» (2)
Будьте как дети ,ибо таким дано Царствие Божие.Таким,необычано простым ,  Владыка Вениамин и запомнился …
« Он говорил на редкость длинные проповеди.И как-то его спросили : «Владыка,как Вы проповеди готовите ?».Он говорит : «Я не готовлю.Я выхожу,перекрещусь,и скажу: Во Имя Отца и Сына и Святого Духа,-а потом прибавлю мысленно: Дух Святой,пошли мне мысль.И мне приходит мысль , которую я вам повторяю.Потом другая мысль приходит,потом третья,потом четвертая. А потом я вижу ,что вы все начинаете переминаться с ноги на ногу ,и я говорю мысленно :Господи ,Дух Святой ,им домой пора, перестай давать мне новые мысли.» (5)
Как-то ,побывав в Англии в 1925 году с визитом по случаю 1600-летия Первого Вселенского Собора, Владыка Вениамин оставил замечательные слова английских епископов,с которыми ему довелось пообщаться: «…в своей речи открыто заявили,что они,англичане, ждут от России не только нового слова о социальных вопросах,но и возрождения для себя христианского духа» (9). Никто тогда и предположить не мог,что именно таким русским станет ещё не встретившийся на тот момент со Христом, будущий прихожанин Трехсвятительского подворья Андрей Блум. Так великие Святители Василий Великий,Григорий Богослов и Иоанн Златоуст взрастили в своем саду две лозы уже не только русского,но вселенского православия.
Митрополит Вениамин вступил в последнюю золотую пору своей жизни ,когда архимандрит Антоний был только хиротонисан во епископа в 1957 году. И каждый по-своему всем своим житием доказал верность Отечеству,которое не выбирают ,став свидетелем истиного православия перед лицом Запада.

1-Ответы на вопосы «Московского Церковного вестника» .2002 г.
2-Видные деятели русской эмиграции. Htpp://www.kiev-orthodox/org/quo_vadis/5- там же.
6- Ответы…
7-диакон Николай Никишин « История Иверской иконы Пресвятой Богородицы ,находящейся в храме Трех Святителей в Париже»
8- Епископ Вениамин (Федченков) был настоятелем Трехсвятительского подворья в 1931-1933 годах.
9-«На рубеже двух эпох».Издательство «Отчий дом», стр.388