Выпускница об учителе

Мириам Лакриме
Учитель… Кто же он на самом деле? Что значит это слово для каждого из нас?
Учитель – это человек, который оставит неизгладимый след в нашей жизни. Уже хотя бы потому, что каждый день учитель приходит в класс, создавая неповторимую атмосферу, целый мир, будь то мир математики, истории, биологии или языков. Учитель почти сказочник, который должен заставить слушать и слышать себя все 40 минут урока, искусно вплетая в ткань методического материала частички своей души.
Учитель – это друг, который верит в тебя даже тогда, когда ты сам разочаровываешься в собственных возможностях. Друг, который всегда рядом, готов выслушать и восторженные повествования, и слезы обиды и горя, которые мы приносим в класс из внешнего мира. Это друг, который не предаст, он строг к тебе, но не менее требователен и к себе самому. Учитель на своем примере показывает, как важно быть справедливым к людям и правдивым по отношению к себе.
Учитель – это актер, играющий свою роль перед самым требовательным зрителем – перед ребенком. Ребенок, будучи по природе чистым, замечает любую фальшь. Учитель не может сыграть плохо, ведь именно с этой сцены начинается жизнь, судьба, стиль и тип мышления сотен детских умов.
Учитель – это книга, полная открытий и тайн. Страницами этой книги мы с упоением зачитывались изо дня в день. Однако книги не всегда бывают радостными, есть в них и печальные главы, но эти главы нам не известны, увы. Ведь мало кто из учеников задумывается над тем, что за школьным порогом учитель – это самый обыкновенный человек, иногда он грустит и плачет, ему бывает одиноко и больно, невыносимо плохо и грустно. Но… о чем это я? Для учеников учитель всегда улыбающийся, готовый прийти на помощь по первому зову, дать мудрый совет, рассудить спор и защитить слабого.
Каков идеальный учитель? Может, для него есть особая, математически точная, выверенная формула? Что-то вроде… «Мудрость + знания + доброта +…» На мой взгляд, на этом список слагаемых не заканчивается, он едва ли не бесконечен… Значит, не верно…
А может, идеального учителя можно описать эпитетами, метафорами, использовать тропы и синтаксические конструкции? Что ж… «Учитель – это птица, летящая в бездонном небе знаний, сплетающая изящные кружева мудрости и чувств в сердцах своих учеников»… Нет, не то… Нет таких слов, которые объяснили бы сполна тот подвиг, на который сознательно идут люди, избравшие для себя однажды профессию учителя.
Вероятно, идеальный учитель – это результат химической реакции или биологического процесса? Искать ли его в книгах по истории, говорят ведь, что в истории сконцентрирована вся мудрость человеческого рода? Можно еще попробовать найти его на географических картах, в технических микросхемах…
Можно… А знаете, идеального учителя попросту не существует, как не существует в мире ничего крайнего, абсолютного… Так не существует идеального. Представления об идеальном у каждого свое, оно определяется скорее внутренними порывами, чем внешними факторами, но… я ведь не о том.
Нет смысла искать идеальное там, где свято, а профессия учителя – святая. Учитель – это человек, сумевший сберечь в себе ребенка, а потому способный понять нас даже тогда, когда мы не понимаем себя сами, сохранивший в душе мечту и тепло, не очерствевший под влиянием жестокого мира.
Учитель – это Человек с большой буквы, и именно умение быть Человеком среди людей и есть главный урок, преподнесенный нам школьными учителями.
Это не профессия, это призвание, это самоотверженная жертвенность и готовность изо дня в день быть родителем, другом, судьей и актером для своих учеников, это стремление отдавать жизнь во имя множества других жизней. Так живут цветы: сгорая под палящими лучами солнца, отдают жизни, погибают, обогащая почву, чтобы вновь жить в новый ростках, пробившихся из этой почвы. Так и учитель будет вечно жив в тех, в ком он посадил ростки добра и света, тепла и любви, преданности и верности…