Истовый заступник русской речи

Михаил Мороз
Истовый заступник русской речи
Михаил Мороз: литературный дневник

31 мая К.Г.Паустовскому 125 лет.
Но я его книги читаю не только к юбилейным датам. Они всегда со мной. Слово писателя для меня как камертон. Другое дело, владею ли я в полной мере этим инструментом настройки, чтобы чисто владеть словом...

. Если бы была возможность и моя воля, то я сначала всех авторов сайта, в том числе и самого себя, заставил бы выучить наизусть весь текст Паустовского о языке. Добился бы от каждого из нас разумения, почему "от одного слова может померкнуть солнце". Признаюсь: уже знаю наизусть почти все абзацы из сборника "Наедине с осенью". Особенно вот этот, совершенно необходимый для нас, "обитателей" портала:

"Дурной язык – следствие невежества, потери чувства родной страны, отсутствия вкуса к жизни. Поэтому борьба за язык должна начаться со всеобщей борьбы за подлинное повышение культуры, за власть разума, за истинное разностороннее образование"

Читаю К.Г. Паустовского и думаю думу, почти крамольную. Должно быть, хорошо, что К.Г.Паустовский не дожил до нынешних дней, когда варварский язык стал почти нормой. Стоит только пройтись по улице и посмотреть на рекламные вывески и, если иметь то чувство языка, каким обладал Паустовский, то можно сойти с ума от бесчисленных примеров языкового варварства.

Я уже не говорю о языке интернета, социальных сетей... Наше чутье на языковое благородство, уместность употребления того или иного слова огрубело, "затуманилось", притупилось, "замылилось", а потому не воспринимает всего "сетевого бескультурья как ужасной беды. Паустовский не пережил бы всего этого...

Поэтому надо не только помнить просьбы и предупреждения истового заступника русского слова, но и выполнять их:

"Русский язык, по существу, дан не одному, а многим народам, и было бы настоящим преступлением перед потомками, человечеством, перед культурой позволить кому бы то ни было искажать его и калечить".