Быть ничем. Действие II. Допрос

Братья Бирт
                В Советском Союзе за 1938 г. было
                репрессировано 1.352.319 человек.
                Из них 600.000 расстреляно.
                Это было сообщено на пресс-конференции
                в КГБ народным депутатам.
                23.03.1990 г.






Комната с затасканными стульями и зашарпанными столами. Дверь открыта. В коридоре ходит дежурный. В комнате двое молодых офицеров. Один Капитан, другой Лейтенант. Накурено и грязно. Офицеры сидят на столах.

КАПИТАН. Я её сразу заприметил. Это же чистейшее создание. В чём такое может быть виновато?! Это наш брат-головотяп сцапал ни за что ни про что.
ЛЕЙТЕНАНТ. Есть же такие женщины, соблазнительницы, да и только. Она за платочком наклонится, а тебе уж такой соблазн...
КАПИТАН. Во-во, а она в это время и ухом не ведёт.
ЛЕЙТЕНАНТ. Это точно, холодны.
КАПИТАН. А мы и призваны здесь соблюсти закон. Соблазнил — отвечай. Хе-хе. Ступил, ни туда, куда положено, опять же держи ответ.
ЛЕЙТЕНАНТ. Ай да мы! Хулиганство это всё, кэп. Надо, конечно, но не так.
КАПИТАН. Лейтенант, оставь свой либерализм. На нём мы далеко не уедем.
ЛЕЙТЕНАНТ. Сегодня восточное крыло чешем?
КАПИТАН. Посмотри, какой там номер?
ЛЕЙТЕНАНТ. А-а, это предвариловка, I25-ая.
КАПИТАН. С ними еще больше мороки. Тут чутьё требуется. И глаза у них преданные и чистые, на первый взгляд, а копнёшь — конспирация. Ох уж эти инако… инакомыслящие. И, главное, не видишь плоды своего кропотливого труда. Чем больше давишь этих клопов, тем больше их.
ЛЕЙТЕНАНТ. Может, их в покое оставить?
КАПИТАН (раздраженно машет рукой на лейтенанта, затем смотрит на листок бумаги и громко говорит в открытую дверь). Южанина сюда из 125-ой. (Потом добавляет про себя.) Долго тут по одному с ними. (И опять громко:) Прихвати еще кого-нибудь с этой же.
ЛЕЙТЕНАНТ. Шеф приказал нам к концу месяца все предвариловки рассортировать. Говорит, много народу скопили.
КАПИТАН. Ему хорошо ставить сроки. А тут попробуй, помайся с ними. Хорошо еще крепыш попадётся, а то какого-нибудь хлюпика приведут, надавишь чуть, а он уже и слюни пускает. У меня на прошлой неделе два старичка преставились. И знаешь, вот как околели, так ясно понял, что ни в чём не виноваты. Да так ясно осознал, что поручиться могу за них. Чистейшие создания.
ЛЕЙТЕНАНТ. Меня часто одолевают сомнения. Поймут ли нас наши дети, если мы будем вот так с дубинкой в руках?
КАПИТАН. Пока рановато. Пусть присматриваются, а уж те, у кого глаза не закроются, вот те-то и будут писать о нас героику.
ЛЕЙТЕНАНТ. Ты мне как-то о сынишке своём рассказывал. Сколько твоему мальчику?
КАПИТАН. Андрюшке? Уже двенадцатый пошёл.
ЛЕЙТЕНАНТ. И понимает он твою героику?
КАПИТАН. Нет, пока не понимает. Потому что мне некогда ему объяснять каждый день. Это ведь за один раз не усвоишь. Это надо каждый день долдонить. (Машет рукой и с усмешкой продолжает): Недавно курицу надо было зарезать к гостям, так, видишь ли, ему жалко. В кого он такой уродился, жалобный. Я в его годы родную бабку чуть не порешил. Случай только и спас старую. Но сейчас понимаю, строга была старуха. И правильно! По пять часов в углу на коленях, да на горохе вымучивался. А оно и правильно. Сейчас бы ей за меня не было стыдно. Я теперь понимаю, она была чистейшим созданием и требовала это от других.
А как она умирала! Ты бы видел! Вот стойкая была, терпеливая. Мы бы с тобой здесь её не раскололи — это факт.
ЛЕЙТЕНАНТ. Мы служим с тобой одному шефу. Ты же знаешь, он человек жестокий. Он берет своей проницательностью, умом. А ты жестокостью. Мы прежде должны своей идеей... (В коридоре слышны шаги, ведут узников, дежурный приводит Южанина и Студента.)
КАПИТАН (встаёт, быстро подходит к Студенту). Молодой человек, я совсем забыл о вас. Вы у нас такой дебошир.
СТУДЕНТ. Вы напрасно тратите со мной время, Я не скрываю своего презрения к хунте. (Громко.) Палачи! Палачи!
КАПИТАН. Пройдемте вон в ту комнатку. (Показывает пальцем в сторону двери.) У нас будет долгая и тяжелая беседа. Не будем мешать лейтенанту.

Южанин сочувственно смотрит на Студента, вздыхает. Капитан и Студент уходят в другую комнату. Зрители видят эту комнату. На тумбочке стоит магнитофон. Капитан включает его. На магнитофоне запись допроса. Сначала спокойного, а затем – со вскриками и угрозами.

ЛЕЙТЕНАНТ (Южанину). Молодой человек прикипел к революции, как сажа к старому походному котелку. И когда успел только?
ЮЖАНИН. Знаете ли, по молодости столько глупостей натворишь.
ЛЕЙТЕНАНТ. Ничего, здесь не такие раскисали. (Раскрывает тетрадь, листает, бегло прочитывает.)  Южанин Игнат Васильевич — председатель Совета Профсоюзов.
ЮЖАНИН. Так и есть. Я, я это.
ЛЕЙТЕНАНТ. Хотите прямой, откровенный вопрос?
ЮЖАНИН. Пожалуйста. Постараюсь ответить.
ЛЕЙТЕНАНТ. Ответить тоже надо откровенно.

Пауза. Лейтенант внимательно смотрит на Южанина.

Как вы думаете, надолго ли мы пришли? Сможем ли удержаться?
ЮЖАНИН. Если судить потому, как вы взялись, то надолго, а если посмотреть на то, как оно идет, то не надолго.

Из другой комнаты слышится крик Студента: «Мракобесы! Подонки! Нет, нет, аааа!» Но в то же время Капитан и Студент сидят за столом, мирно беседуют. Капитан ставит еду перед Студентом.

ЛЕЙТЕНАНТ. Батя, не юлите, не надо. Я попросил вас откровенно ответить.
ЮЖАНИН. То, что здесь, — это невыносимо. Может, так и надо по отношению к уголовным. Но тут слишком много людей, ни в чем не повинных. Просто бандитизм какой-то.
ЛЕЙТЕНАНТ. Не забывайтесь. Мы делаем революцию. Так надо! Как вы не можете это понять! (Снова слышны стоны из соседней комнаты.)
ЮЖАНИН. Молодой человек, я вам в отцы гожусь. Над нами издеваются. Что же я должен еще понять? Понять, что я должен сдохнуть здесь? Это, что ли?
ЛЕЙТЕНАНТ. Не горячитесь, спокойно. Вы Гаврилова знали? Работали с ним?
ЮЖАНИН. Да, знал, да, работал. Ну и что из этого?
ЛЕЙТЕНАНТ. Крупный деятель.
ЮЖАНИН. В каком смысле?
ЛЕЙТЕНАНТ. Организатор подпольной работы. Любит собирать людей, беседовать, наставлять. Подрывной элемент на идеологическом фронте.

Выходит из соседней комнаты Капитан.

КАПИТАН. Беседуем. Ох, уж мне этот либерализм-демократизм. (Берет шприц со стола, подходит к Южанину.)
ЮЖАНИН — Уберите эту штуку. Зачем? Что это, что, зачем? (Вскакивает и бежит к комнате, где сидит Студент.)
КАПИТАН. Держи старого козла!

Но уже поздно. Южанин вбегает к Студенту. Тот сидит и ест колбасу, запивает молоком.

ЮЖАНИН (ошарашенно смотрит на Студента). Вы, вы здесь колбасу, колбасу...

Тянется невольно к колбасе. Студент и Капитан замешкались. На магнитофоне идёт запись допроса. Там голос Студента: «Мы объявим голодовку. Все, все сразу!»

КАПИТАН. Ну-ка, старый козёл, поди сюда. (Расстегивает кобуру.)
СТУДЕНТ. А вы растяпа, капитан. И инструкцию нарушаете. Совсем уже остервенели и отупели.
ЛЕЙТЕНАНТ. Капитан, не горячитесь.

Южанин медленными шагами двигается к Капитану.

КАПИТАН. Что с ним делать?

Приставляет дуло пистолета к виску Южанина, который бледнеет и хватает воздух ртом.

ЮЖАНИН (падает вдруг на пол, на карачки). Я баран, баран закланный. Режьте барана. Бе-е-е, бе-е, бе-е.
ЛЕЙТЕНАНТ. Что с ним? Того?
КАПИТАН. Симулянт. (Орет:) Встать, вста-ать! (Южанин блеет, но не встает.)
СТУДЕНТ. Он не дурной человек, товарищи офицеры. Дайте ему немного отдохнуть, и мы побеседуем с ним. Мне кажется, такие люди могут держать язык за зубами.
ЛЕЙТЕНАНТ. Конечно, если им объяснить хорошенько.
ЮЖАНИН. Бе-бе-е, бе...
КАПИТАН (ставит ногу на спину Южанину). Перестань кривляться, старик.
СТУДЕНТ (Южанину). Ты должен работать с нами. Сейчас другого выхода нет. Другого нет, иначе...
ЮЖАНИН (перестает блеять, молчит и после паузы медленно говорит). Не убивайте, жить хочу!
ЛЕЙТЕНАНТ. Нам нужно ваше сотрудничество.
ЮЖАНИН (встает) Жить, жить хочу! Не убивайте! Тьфу, тьфу, как мне противно за себя самого. Если бы вы... Никогда так... Жить, жить!
СТУДЕНТ. Нам ничего не остается, как понять друг друга. (Лейтенант даёт воду Южанину.)
ЮЖАНИН. Клавдия моя, пампушка. Жить!
СТУДЕНТ. Успокойся, старина. Посмотри на меня. Вот так. Кого видишь перед собой?
ЮЖАНИН. Студента вижу. Студента. Только его.
СТУДЕНТ. Смотри, какой он смекалистый. Убери револьвер, мясник.
ЛЕЙТЕНАНТ. Понятливый Старик, но он так перетрухал, что, пожалуй, все провалит своим видом.
СТУДЕНТ. Встряхните этого мытаря для верности. Только не здесь. (Капитан уводит Южанина в соседнюю комнату. Несколько раз слышатся вскрикивания Южанина.)
ЛЕЙТЕНАНТ (Студенту). Ему только разрешите, товарищ капитан.
СТУДЕНТ. Надо снять со старика испуг. По-моему он ужасно струсил.
ЛЕЙТЕНАНТ. Было от чего. Оставь его один на один с нашим кэпом. Ни за что шлёпнет.
СТУДЕНТ. Растяпы вы оба. Вот что. Я еще подумаю, доложить о вас шефу или нет. Всё дело срываете.

Капитан вводит, держа за шиворот, Южанина. Под обоими глазами ссадины. Южанин выставляет вперед руки, вроде бы защищается от удара.

КАПИТАН. Получайте, коллега. В лучшем виде передаю.
СТУДЕНТ. Вижу.
ЛЕЙТЕНАНТ (кивает в сторону Южанина). Надо ему протокольчик о неразглашении государственной тайны. Чтобы подписал.
КАПИТАН (ухмыляется). Печатями скреплено. Осталось подписать.
СТУДЕНТ. А у нас иного выхода нет. Вернее, гуманного нет.
ЮЖАНИН. Я, я подпишу.
СТУДЕНТ (Южанину). Хотите с женой свидание?
ЮЖАНИН. Да, конечно, да, да, да.
СТУДЕНТ. Через неделю-другую устроим. Надо посмотреть на поведение ваше… Лейтенант подносит лист, Южанин быстро подписывает его. Авторучка падает на пол.

ЮЖАНИН. Фу, фу-у. Как я устал.
КАПИТАН. Мы тоже устали с тобой. Наделал нам хлопот.
СТУДЕНТ (Капитану). Пора нас уводить. Затянули совсем.
КАПИТАН (шепчет Студенту). Послушай, смирный старик с фингалами под глазами, а ты так неприглаженный и пойдешь? Не подозрительно ли?
СТУДЕНТ. Тебе не терпится дать мне по морде?
КАПИТАН (шёпотом). Нет, я только ради дела.
СТУДЕНТ (шёпотом). Я им что-нибудь болтану там. А на всякий случай, введите мне укол снотворного, и пусть меня внесут туда на носилках. Через часик, когда я очнусь, приведите этого. За ним теперь глаз да глаз нужен. (Студент и Капитан уходят.)
ЛЕЙТЕНАНТ. Игнат, как вас там дальше?
ЮЖАНИН (машет рукой). Называйте просто Игнат. Ох, фу-у. Устал.
ЛЕЙТЕНАНТ. Так вот, дядюшка Игнат, мы вас сейчас накормим.
ЮЖАНИН. В каком смысле?
ЛЕЙТЕНАНТ. В прямом. Пожуём.
ЮЖАНИН. Меня?
ЛЕЙТЕНАНТ. Да, то есть не...
ЮЖАНИН. Меня будут?.. Как?
ЛЕЙТЕНАНТ. Пройдите в ту дверь. Там отдохнёте. Пе-ре-ку-си-те! Понятно?
ЮЖАНИН. Ох, Клавдия, как мне тяжело. (Медленно встает и идет к двери.)
ЛЕЙТЕНАНТ (громко, караульному). Завтрак принеси сюда. (И уже тише): Только начали, а уже такая волокита получилась. (Слышится телефонный звонок.)
ЛЕЙТЕНАНТ. Алло, дежурный по комендат... Привет, привет. Ты, как всегда, вовремя. Нет, только присел. Нет, нет. Работа как работа. Хорошо, бери на 20.00. Только не двухсерийное. Подбери посмешнее что-нибудь. Целую, целую. Пока, Ленок, до встречи. (Лейтенант весело мурлычет песенку.) Послушай, дядька Игнат.
ЮЖАНИН (из другой комнаты). Да, я.
ЛЕЙТЕНАНТ. Поди сюда, брякнем по телефону. Дома у тебя есть, наверное?
ЮЖАНИН. Был.
ЛЕЙТЕНАНТ. Что значит – «был»? А сейчас есть?
ЮЖАНИН. Когда уходил, был, теперь не знаю.
ЛЕЙТЕНАНТ. Садитесь, набирайте свой номер. Только смотрите, помните о не разглашении. (Пальцем показывает на дверь, куда ушел Капитан.)
ЮЖАНИН (осторожно берет трубку и быстро набирает номер). Невероятно!
ЛЕЙТЕНАНТ. Только бодрее, дядька Игнат, чтобы в голосе больше жизни.
ЮЖАНИН. Клавдия, Клавдия, Клав...
ГОЛОС КЛАВДИИ. Гнатушок, откуда ты? Исчез! Я уже ходила туда, сюда. Никто ничего!
ЮЖАНИН. Пансионат у нас здесь. Лечат.
ГОЛОС КЛАВДИИ.  Какой пансионат? Ты как с бумагами ушёл, как в воду канул. Ну, какой пансионат?!
ЮЖАНИН. Понимаешь, я не могу тебе вот сразу по телеф... Лечат точно...
ГОЛОС КЛАВДИИ. Тебя направили без твоего согласия?
ЮЖАНИН. Нет, я согласился, подписал все...
ГОЛОС КЛАВДИИ. А меня забыл? Как пансионат, так и забыл свою старушку?
ЮЖАНИН. Слышишь, я здоров, принимаю процедуры. Соскучился по тебе. Наверное, скоро выпишут.
ГОЛОС КЛАВДИИ. Хотя бы весточку дал о себе.
ЮЖАНИН. Ну, вот и даю. (Утирает глаза рукой.)
ГОЛОС КЛАВДИИ. Почему у тебя голос задрожал?
ЮЖАНИН. Это телефон здесь такой – неисправный, а вроде бы как жалобный. А есть совсем наоборот: будешь плакать, а тебе там всё весело будет казаться.
ГОЛОС КЛАВДИИ. А что же ты по жалобному-то, а?
ЮЖАНИН. Так получилось.
ГОЛОС КЛАВДИИ. Игнатушко ты мой, что ты там несёшь?
ЮЖАНИН. Да ничего я не несу здесь. Самого чаще носят. Сижу, в основном, баклуши бью, челюсти уже устали от, от... от жевания.
ЛЕЙТЕНАНТ (показывает большим пальцем, мол, молодец; шепотом). За-кан-чи-вай.
ЮЖАНИН. Ну, вот пока все.
ГОЛОС КЛАВДИИ. К тебе можно прийти? Когда и как?
ЮЖАНИН. Сиди дома. Никуда не ходи. Только в магазин и сразу назад.
ГОЛОС КЛАВДИИ. Я так не могу! Никуда? Я хочу тебя видеть!
ЮЖАНИН. Скоро увидимся. Это чисто мужской пансионат. Женщин сюда не пускают. До свидания. Жди меня. Обязательно!
ГОЛОС КЛАВДИИ. Не ложи трубку, Игнат. Мне надо много...
ЛЕЙТЕНАНТ (кладёт руку на плечо Южанину; шепотом). Хватит, а то засекут.
ЮЖАНИН. Прощай, Клавушка! Жди! Жди! (Кладёт трубку.)
ЛЕЙТЕНАНТ. В другой раз поговорите, а то и свидитесь.
ЮЖАНИН. Спасибо, благодарю. Засуетилась моя Клавдия. Расстроил её звонком. Сердце подскажет ей. (Входит Капитан.)
КАПИТАН. Виталик, ты с ним закончил допрос?
ЛЕЙТЕНАНТ. Да, полностью.
КАПИТАН (громко). Часовой, увести заключенного в сорок восьмую. Часа через два в сто двадцать пятую переведёшь. И еще. Кого там из этой сто двадцать пятой? Лейтенант, кто там у нас?
ЛЕЙТЕНАНТ. Двоих? Или одного?
КАПИТАН. Двоих.
ЛЕЙТЕНАНТ. Правдина и Арбузова?
КАПИТАН (караульному). Веди Правдина и Арбузова. (Лейтенанту.) Как думаешь, наш коллега стуканёт на нас с тобой?
ЛЕЙТЕНАНТ. Шеф строг насчёт аккуратности.
КАПИТАН. Мне бы хотелось, чтобы он действительно был студентом, а не капитаном нашего ведомства. Так любит докладывать наверх. Не знаю даже, как это он сейчас сразу не позвонил.
ЛЕЙТЕНАНТ. Сразу оно неудобно. Да, кроме того, он в некотором роде сейчас у нас в кутузке. А тут всякое может случиться. (Капитан и Лейтенант смеются.)
КАПИТАН. Хитроват капитан-студент. Но ничего. Дело общее. Все мы в одной упряжке. Если нам удастся выявить Тритона, то на все эти оплошности наплевать можно.
ЛЕЙТЕНАНТ. Старика мы завербовали. Я так думаю.
КАПИТАН. Аа, этого бедолагу... Толку с него маловато. (Вводят узников – Лысого и Старика.)
ЛЕЙТЕНАНТ. Правдин Вениамин.
ЛЫСЫЙ (громко). Я, гражданин начальник.
КАПИТАН. Мы уже раз с тобой беседовали. Так, Правда? Вроде всё обговорили.
ЛЫСЫЙ. Было дело.
КАПИТАН. Фамилия у тебя парадоксальная для твоей внешности. Так и хочется назвать тебя «Лысюк». С тобой всё ясно. Но ты нам нужен. Старостой пойдешь в 131 барак.
ЛЫСЫЙ. Дело незнакомое, но справлюсь, чую.
КАПИТАН. Молодец, справишься. Там интеллигенция. Народ смирный. Одному по лбу щёлкнешь, другие десятеро поймут. Они грамотные, нежные. Одним словом — плесень.
ЛЫСЫЙ. Это верно — «плесень». Любят юлить. Прямоты нет.
КАПИТАН (Старику). Так, фамилия, старина?
СТАРИК. Ахбузов Александх Евстахьевич.
КАПИТАН. Как? Ка-ак, точнее?
СТАРИК. Ахбузов я Александ...
КАПИТАН (перебивает). Жил карась, жил. Уже седым стал и вдруг выловили. А жрать его никто не хочет. Ха-ха.
СТАРИК. Товахищи начальники, я тхебую к себе элементахного уважения. Тем более, что я не пхеступник. я всё ещё вехю, что это солидная фихма, а не пихатская шхуна.
КАПИТАН. Арбузов, перестань паясничать. Мы тебя выпустим, наверное, евреев ты больше не наплодишь. Стар, опасности не представляешь. (Лысому) Он требует уважения. Ну-ка, вломи ему, Венька. Дай взашей.

Лысый подходит к Старику и аккуратно берёт его за шею. Сдавливает. Старик краснеет, хрипит, топает ногами. Пытается отцепить руки.

ЛЕЙТЕНАНТ. Правдин, отставить, хорош. (Лысый отцепляет свои руки от шеи.)
КАПИТАН. Исполнительный ты, Правда, как сама Правда.
СТАРИК (кашляет;  Лысому). Сволочь, сволочь. Убехи свои гхязные хуки. (Снова кашляет.) Я буду жаловаться. У меня будет, будет такая возможность. Я вехю. Вехю. Непхеменно.
КАПИТАН (громко, караульному). Увести арестованных в I25-ую.Ну их.
ЛЕЙТЕНАНТ. Правдин, в камере руки не распускайте.
ЛЫСЫЙ. Будет сделано.

Узников уводят.

ЛЕЙТЕНАНТ (просматривает список и говорит шепотом). Тормозов и Рябинин. (Встаёт, выходит к караульному, возвращается.) Сейчас еще двоих и закончим.
КАПИТАН. Кто там?
ЛЕЙТЕНАНТ. Двое особо подозрительных. Вот тут у тебя помечено. Тормозов, Рябинин, смотри.
КАПИТАН. Да, это мои пометки. Волоки их сюда. Сейчас они у меня запоют какофонию. Этот дуэт, спетый по моим намёткам. Я им свидетеля подкину. Расколются, наверное.
ЛЕЙТЕНАНТ. А, это те самые. Молчуны?
КАПИТАН. Я из них выжму. Ходить не будут, но заговорят. (Выходит из комнаты.
В дверях Тормозов и Рябинин.)
ЛЕЙТЕНАНТ. Пока Капитан отсутствует, я хотел бы с вами спокойно побеседовать.
ТОРМОЗОВ. Вы добиваетесь, чтобы я признался. Но в чём? Что я Тритон? Я здесь впервые услыхал это слово.
ЛЕЙТЕНАНТ. А забастовка на машиностроительном? Это не ваших рук дело? У нас есть и люди, которые видели вас этаким корифеем в саботажных делах. Клеймить мы все можем. А попробуйте порядок обеспечить, Чтобы все работали, и тихо было?! Это не так просто.
РЯБИНИН. Если Вам всё известно, зачем вы нас допрашиваете?
ЛЕЙТЕНАНТ. Но вы не признаётесь. Получается этакая путаница. Мы знаем вас, вы знаете себя, а сказать нам, что вы занимаетесь антиправительственной деятельностью, не желаете.

(Входит Капитан с молодой женщиной. Это Лиза).

КАПИТАН (Тормозову). А вот и свидетель твоих грязных дел. (Тормозов внимательно смотрит на женщину.)
ЛИЗА (Тормозову). Здрасте.
ТОРМОЗОВ. Здравствуйте, но я вас впервые...
ЛИЗА. Не надо, Павел. Они уже знают всё. Артём уже месяц назад всё как на духу. И про листовки, и про типографию.
ТОРМОЗОВ. Лиза, как ты могла. Ты же нам булочки домашние… Помнишь? Чай горячий заваристый. Ну, помнишь, ну? Чего же ты?
ЛИЗА. Что ну, чего ну? Слаб ваш Артём. Не для этих дел. Ему лопату побольше, и будет он образцовым тружеником. А вы его куда затянули?!
ТОРМОЗОВ. Сука ты, Лизка. Ныла, ныла на своего мягкотелого, пока он не заложил всех с потрохами.
ЛИЗА. Ты не хами, Тритон. Здесь учреждение государственное. Это тебе не сходка. Вишь, разошёлся. Я тут с разрешения офицера могу тебя и отматерить.
ТОРМОЗОВ (плюет в сторону, машет рукой). Я не хочу с тобой разговаривать. (Отворачивается).
ЛИЗА. Ишь ты, подумаешь, зазнался. Хлебал, хлебал щи у нас, а теперь и знать не хочет. Неблагодарный. Видите ли, плохо им живётся. Жилось бы плохо, не видал бы ты этих булочек. За задницу всех вас. Правильно, правильно.
РЯБИНИН (Лизе, гневно). Уймись, провокатор.
ЛИЗА. А ты-то кто? Ишь, заступник объявился.
ЛЕЙТЕНАНТ. Что? Тоже знаком? Может, вспомните?
ЛИЗА. Этого охламона первый раз вижу.
КАПИТАН. Во! Чешет. Золото, а не баба. И справедлива. Не видала, так не видала. Категоричная женщина.
ЛИЗА. По глупости, да в запальчивости. Надо было бы этого заступничка вспомнить.
ЛЕЙТЕНАНТ. Нет, понапрасну нам не желательно. (Лейтенант подносит лист бумаги  Тормозову.) Прочтите и подпишите. (Тормозов подписывает.)
КАПИТАН. Так, Тормозова уведите. ( Лизе.) Спасибо вам, Лизочка. Спасибо. Удружили, да ещё как!
ЛИЗА. Не за что. Пожалуйста. Избавили хоть от этих.
ЛЕЙТЕНАНТ (Капитану).. А Рябинина?
КАПИТАН. Оставить здесь. Мы с ним один на один потрескаемся.
ЛИЗА. До свиданьица всем, а лучше прощайте.
КАПИТАН (Рябинину). Садись вон туда. Видишь кресло. Зубы буду лечить. Много сладкого ешь.