How much?

Ezopik
Маленькая квартира состоящая из одной комнаты. Мебель старая, потертая, полинявшая от времени. Стол, диван, два кресла на переднем плане, сзади такая же маленькая прихожая. В одном из кресел сидит хозяин дома, Эрнест Савини. По его виду можно предположить, что он злится. Он слегка пьян. На полу разбросаны порванные и скомканные листы рукописей. На столе стоит початая бутылка виски. В комнату входит миловидная девушка лет 20. Она обращается к Эрнесту.

Мари - Что с тобой?
 
Эрнест - Мне страшно. Я открываю тетрадь и превращаюсь в размытое беспомощное "ничего" Есть то чем писать. Есть то на чём писать. Две составляющие, без  которых невозможна литература. Не хватает порой только самой малости, вдохновения. От этого желание заснуть становится невыносимым. Заставляю себя не спать. Не спи! - приказываю я себе, - Не спи, урод ты этакий.Даже бью себя ладонью по лбу чтобы проснуться. На мгновение вспыхивает отдалённо переливаясь тема, мысль, сознание, что всё-таки могу... Но это только на мгновение. И снова темно. Где я? Что я? Кажется огромный черный саван накрыл с головы до самых ног так, что становится трудно дышать. Черная ткань лезет в уши, глаза, нос... Я ничего не вижу. А вдруг, в двух шагах пропасть? Страшно.  Вот если бы я был птицей, то тогда ничего не стоит оттолкнувшись расправить крылья и парить высоко в небе, прямо над пропастью, не рискуя сломать себе шею.

Мари - Господи Эрнест, что ты такое говоришь? Ты взрослый человек, а страдаешь словно мальчишка.

Эрнест - Прости, не понимаю, что-то на меня нашло. Сегодня огромное желание напиться. Воздух словно пропитан предчувствием беды. А вдруг это конец, и я больше никогда ничего не напишу?

Мари - Напишешь. Поверь мне. Обязательно напишешь.

Эрнест - Мари, детка, если бы не ты, я бы давно покончил с собой. Ты даешь мне силы творить а значит жить.

Мари - Наверно ты преувеличиваешь.

Эрнест - Ни сколько. Сомневаешься, что я способен на самоубийство?
 
Мари молчит. Она подразумевала совсем другое.

Эрнест - Почему ты молчишь?

Мари - Я думаю.

Эрнест - О чем?

Мари - О нас. О том, что было, что может быть, а ещё о том, что уже никогда больше не будет. Ты стал другим. Не думай, я тебя продолжаю любить как раньше, но   что-то изменилась, ты стал раздражительным, много пьешь. Иногда мне кажется, что если бы это было возможно, я бы для тебя заложила душу дьяволу.

Эрнест - Хм... представляю, как бы это было... Ты ему - Возьмите мою душу. а он - Да у вас тут пробы ставить некуда. А ты - Ну возьмите. Что вам стоит. Недорого отдам.
смеются...

Эрнест - Если бы это было возможно? И я не прочь стать Фаустом.

раздается звонок в дверь...

Эрнест - Кто бы это мог быть? Уже поздно, погода ужасная, дождь льет, а ещё ветер... звонок повторяется, теперь он более настойчивый.

Мари - Пойду посмотрю.

Она уходит. Эрнест нехотя поднимается с дивана, но тут телефонный звонок прерывает движение.

Эрнест - Алло.

голос из трубки - Доброй ночи. Вас беспокоит фирма "Девил и сыновья". Мы являемся официальным дилером концерна "Ад" По только что поступившим данным...

... входит Мари за ней высокий мужчина в черном плаще и шляпе того же цвета.

Эрнест в трубку - Тут какая-то ошибка. Извините, ко мне пришли.

 он прерывает разговор, обращает к Мари недоуменный взгляд...

Мари - Дорогой, познакомься, господин Велиар. Он хочет поговорить с тобой.

Эрнест (по инерции) - Очень приятно. Чем обязан столь позднему визиту?  Вы, издатель?

Эрнест указывает на кресло напротив него.

Велиар - Я то, пожалуй что и так. Только не издатель, а наоборот собиратель, коллекционер.

 он снимает плащ, шляпу, протягивает их  Мари, она вешает их на вешалку. Под плащом идеальный черный костюм, белая манишка, галстук...удобно усаживается всем телом в плоть кресла и вдруг хитро улыбнувшись говорит - Я душами интересуюсь.

Эрнест - Это в каком смысле?

Велиар - Да в прямом. Есть товар, есть купец. Вы продаете, я покупаю. Договоримся?

Эрнест - (недоуменно) О чем?

Велиар достает из черной кожанной папки розовую бумагу и протягивает Эрнесту.
Эрнест (читает вслух) - настоящий контракт составлен между концерном "Ад", в дальнейшем, Покупатель и частным лицом.

Велиал - Здесь может состоять ваша фамилия, если договоримся.

Эрнест (продолжая читать) -... о том что покупатель приобретает, а продавец продает душу дьяволу... Ерунда какая-то. Уж не хотите ли вы сказать, что являетесь (он понижает голос до шопота) дьяволом?

Велиал - Ну, это вы хватили через край любезный. Я старейший служащий дьявольского центра. (он кладет бумагу обратно в папку) - Это вам не Деним какой-нибудь. У меня вековые традиции. Но дьявол?! Это вы хватили через край. Хотя   не скрою, приятно.

Эрнест - Деним, Деним... где-то я уже слышал это имя... Позвольте, совсем недавно был звонок.

он указывает на телефон... - Кажется начинаю понимать. Вы меня разыгрываете? Кто же тебя послал? Признавайтесь... вы нанятый артист? А телефонный звонок... все звенья одной цепи? Сколько вам заплатили за этот спектакль?

Вновь раздается телефонный звонок. Эрнест берёт трубку.

трубка - ...расплескивающий призрачную жизнь? - радостно вопрошает трубка - Молчите? Эрнест Савини?

Эрнест - Да, я.

трубка - на грани осознанного безумия критического конца, призывая вступать...

Эрнест - Не понял?

трубка - перехожу в режим синхронного перевода... в трубке раздается щелчек... Чего тут непонятного. Компания "Mephisto" является частным риэлтором человеческих душ.  Хотите поменять душу на меньшую, более отдаленную от Бога, обращайтесь только к нам!

Эрнест - Бросьте наконец валять дурака. Это не смешно!

трубка - Кто здесь смеётся? Мы среди бесов в аду самые частные. Гарантируем тайну сделки. Некоторые из политических деятелей являются нашими клиентами, например, Николя Саркози...

Эрнест - При чём здесь Саркози? Не морочьте голову!

с силой кладет трубку на рычаг.

Эрнест - Ничегошеньки не понимаю.

Велиар - Могу объяснить... - и не дожидаясь ответа он начинает рассказывать - 

- Представьте себе что вы где-то на вечеринке обронили фразу, что неплохо было бы ваш особняк в центре Парижа, продать. На следующий день вам звонят, к вам приходят, с одной только целью, узнать сколько стоит это милое гнездышко. А вдруг и правда продадите?

Эрнест - У меня нет особняка.

Велиар - Это я к примеру. Так вот, душа, та же квартира. Вы обмолвились, и я уже здесь. Продайте... - указывает жестом на Мари - а взамен можно получить достаток,  талант, незабываемые переживания, словом все, все, все... для нас в этом мире ограничений нет.

Мари - Звучит заманчиво.

Эрнест (про себя, мысленно) - Если бы это было на самом деле?! Но, чего же они от меня хотят. К чему весь этот цирк?

Велиал (пародирует конферансье из цирка) -  Вечером на арене акробаты, жанглеры, предистижитатор, слоны, клоуны Бим и Бом...

Эрнест понимает, что этот человек только что прочитал его мысли и с интересом смотрит на гостя.

Велиал - Нет, дорогой Эрни, это не цирк, я не нанятый вашими друзьями артист, а вы не Фауст. Очень сожалею, но нет. В доказательство, я бы мог показать прямо сейчас несколько простых фокусов с исчезновением, прохождением сквозь стену и прочей мурой. Но, к чему весь этот цирк! Как было совсем недавно замечено.
Если хотите, мы подпишем контракт, а если нет, я откланиваюсь... Дела.

он решительно встает, подходит к вешалке, хочет надеть плащ...

Эрнест (шепчет Мари) - Любимая, это твоя душа, я не могу. Искушение слишком велико, но я не могу.

Мари - Иди и останови его. Я так хочу.

Мари толкает Эрнеста в сторону двери.
 
Эрнест (останавливая его) - Не будем спешить. Сейчас чайку попьем, поговорим. Подобные дела так не решаются. Не каждый день приходится говорить с самим Дь...

Велиал выразительно смотрит в его сторону.

Эрнест - Не хотите чего-нибудь выпить?

Велиал - Виски. 

Эрнест (наливая виски), - Как же вы нас нашли?

пауза, выпивают...

Эрнест - Крепкий, зараза. Так на чем мы остановились?

Велиал - На контракте. Я так понимаю, что вы хотели бы его подписать?

достает вторично розовую бумагу... - Вот этим пером. - дает Эрнесту предмет похожий по форме на козлиное копыто.

Эрнест (про себя) если это розыгрыш, то мы ничем не рискуем. Останемся при своих.

Мари - Подписывай!  Что же, от меня убудет что-ли?

Эрнест берёт в руку козлиное копыто с пером на конце...

Велиал - Пишите. Я Эрнест Савини, добровольно продают душу своей возлюбленной Мари, дьяволу. Точка! Теперь расписываетесь здесь и здесь. Ну вот и умница.

когда Эрнест старательно выводит свой витиеватый вензель, за окном слышатся раскаты грома. Сверкает молния.

Велиал -  Теперь о сроках. Душу вы передаете навсегда, а блага получаете на время.

Мари, Эрнест (хором) - На время? Почему?

Велиал - Так полагается. Сейчас вам меньше тридцати. Вы молоды. (обращается к Эрнесту) Хотите, ваш талант завтракает всеми цветами радуги прямо сейчас, или только через 20 лет? Выбор оставляю за вами. А может никого никакого вдохновения не надо? Может просто деньги, и чем больше, тем лучше.
 
Эрнест - Нет. Позвольте. Мы так не договаривались.

Велиал - Уж очень это хлопотное дело, вдохновение.

Эрнест - К чему иметь талант, когда ты стар? Ну нет, увольте. Сейчас хочу я  гениальным быть в миру.

Велиал - Да будет так!

хлопает в ладоши и начинает медленно растворяется в воздухе... - Хочу заметить, что гении порой бывают непризнны  и умирают в нищете.

исчезает... Мари падает в обморок.

Эрнест - Куда же ты? Невидим...

Велиал - Дела. Прощай же раб. До встречи в преисподней. (смеется)
 
Эрнест - Так это правда. И дьявола я принял за актера... (обречённо) - Пускай, теперь мне всё равно. Могу творить я неустанно, как гений. Но почему же "как"?
Я гений! Кто яд вкусил, тот должен умереть.

занавес, конец первого действия.

действие 2 сцена 1
Прошло 10 лет. Шикарный особняк в центре Парижа. Эрнест Савини сидит в своем кабинете. Большое количество книжных полок,  уставленных книгами от пола до потолка. Прямо над письменным столом, полка, на которой расположились книги самого Эрнеста. Разные премии и дипломы развешаны и расставлены на стене, тут же фото Мари.

Эрнест - Достиг всего, чего хотел. Я словом обращаюсь словно с телом. Могу ступать ногой, могу рукою двигать, влево или вправо, и бровью повести мне ничего не стоит. Он начинает вспоминать... - Сбылись, сбылись все предсказания беса. Сперва волны вдохновения накатывали на меня, сбивали с ног. Я ошалел от способности легко и непринужденно, как говорят критики, только в ему присущей манере, выражать свои мысли. Я потерял голову! Писал...писал...писал... рассказы, повести, романы, пьесы, трагедии и комедии... меня начали печатать сперва понемногу. Словно маленький ручеек из моих произведений, размывал, подтачивал гранитные окаменелости недоверия издателей, критиков, литературоведов. Потом все больше, больше...и наконец грянул мощным водопадом, осыпаясь брызгами переводов по всему миру. Потом был Буккер, Нобель... "Это гениальное произведение Эрнеста Савини..." писала пресса - "...отражает все самые сокровенные уголки человеческого естества." Но вот Мари... Она вдруг стала дряхлеть прямо на глазах. Нет, нет, упаси вас господи, подумать, что она заболела. Нет, она просто старела. Казалось что каждое новое большое произведение, уносило год её жизни. Так вот оказывается, какую плату взял с нас Он за дьявольское вдохновение. Когда же я это понял, долго не мог прийти в себя...и дал себе зарок, что больше никогда ничего не напишу. Но было уже поздно...   

Эрнест смотрит на свои книги.  Входит Мари, видно что она почти старуха, на вид ей лет 50.

Мари - Я хочу с тобой поговорить. Чем больше денег, тем больше проблем. Те, кто теперь нас окружают. Все твои друзья, они говорят, что любят тебя, только на деле, все насквозь лживы, купаюсь в лучах твоей славы, пытаются обогатиться за наш счёт. Как мне всё это надоело, гнусные рожи со всех сторон, но в любой момент эти люди готовы поставить ножку. Неужели ты ничего не чувствуешь Эрнест?

Эрнест - Ну дорогая, надо уметь прощать человеческие слабости. Люди просто завидуют, что так естественно.

Мари - Завтра ты приглашен в президентский дворец...

Эрнест -  Вот видишь, значит не всё так плохо. Сам президент меня любит. Что до остальных, то это не имеет никакого значения.
Мари - Может лучше не  пойдешь? При большом скоплении народа мне кажется, что найдется какой-нибудь, который выстрелил тебе прямо в сердце, только чтобы прославиться. Комплекс Герострата. Вспомни убийство Джона Леннона, попытку уничтожить Джаконду... А Versace? Бойся людей! Тебе завидуют Эрнест. Бойся!

Эрнест (раздражённо) - Что ты такое говоришь? Как можно отказывать Самому. Ладно, не сгущай краски.

Мари садится корточки. Обнимает Эрнеста за ноги. От сильной, волевой женщины не осталось и следа. 

Мари - Эрнест, мне страшно.

Эрнест - Что ты глупенькая. Я же тебе обещал, что больше никогда, слышишь, никогда, не возьмусь за перо.

Мари - А думать ты тоже перестанешь?

Эрнест молчит. 

Мари - Что ты молчишь? Посмотри, какие у меня морщины.

Эрнест отводит глаза в сторону. Он не знает что сказать.

Мари плачет - Ну сделай же что-нибудь. - обреченно шепчет она - Я жить хочу
- вдруг глаза её наливаются злостью, она бьет Эрнеста кулаками в грудь истошно крича, - Это всё из-за тебя! Ненавижу!

Эрнест (закрываясь руками) - Ты же сама хотела.

Мари - Что я хотела?...слишком молодая, чтобы понять на что иду! Почему ты не остановил меня тогда?

она беспомощно опускает руки,

Эрнест - Дьявол, возьми ты мою душу и оставь её ( указывает на Мари) в покое.

На мгновение Мари затихает, ожидая какого-то чуда, но потом поняв, что ничего не произошло, начинает плакать еще сильнее.

Эрнест - Это невыносимо! - выскакивает из комнаты.

Мари остается одна. Она хватает со стола хрустальный графин и кидает его в только что закрывшуюся дверь, крича со злостью - Я тебе отомщу! Будь ты проклят! - графин разбивается вдребезги, свет постепенно гаснет.

Сцена 2

Эрнест в баре. Больше двух часов  он сидит здесь, и уже прилично выпил. Домой идти не хочется. В баре почти никого. В углу, на небольшой эстраде, крупный негр играет на саксофоне. Еще какая-то парочка за дальним столиком. Около стойки бара сидит девушка, симпатичная блондинка лет 20. На ней короткое красное платье, нога на ногу, в руке сигарета... Эрнест решает подойти к ней.

Эрнест - Что делает такая красавица одна в столь поздний час?

Тебя жду - отвечает миловидное создание низким мужским баритоном. - Ты звал, я и решил, что тебе понадобится моя помощь.

Эрнест догадываясь, что перед ним Велиал, впадает в оцепенение.

Велиал - Что ты удивляешься? Я могу принять любое обличие. Могу змием ползать на брюхе, а могу, как сейчас. Но довольно лирики, к делу. Ты меня звал?

Эрнест - Я?

Велиал - Да, ты сказал, что готов пожертвовать собой ради Мари, а теперь отказываешься? Нехорошо!

Эрнест - Но что ты предлагаешь?

Велиал - Ты потеряешь всё, а я оставлю Мари в покое. Снова сделать её молодой я не в силах, но и стареть она прекратит. Я остановлю для неё время!

Эрнест - Лишиться настоящего? Ну уж нет. Известность, мой особняк, званные обеды у президента, богатство, роскошь... ты предлагаешь отдать тебе взамен какой-то несчастной, выжившей из ума почти старухи? Мой ответ, нет!

Велиал - Подумай.

Эрнест - Нет.

Велиал - Ну хорошо. До скорого свидания.

Эрнест - Не хочу.

Велиал - Придется. Ты выбрал сам меж жизнью и богатством.

Девушка встает, одергивает платье, и быстрой походкой выходит из бара.

Эрнест( в недоумении) - Что ты имел ввиду, когда сказал, меж жизнью и богатством? - шепчет он. До него начинает доходить смысл сказанного. Он выбегает из бара...потом, через некоторое время, возвращается, обреченно глядя себе под ноги.
Он обращается к бармену. - Налейте мне бурбон на 2 пальца. Бармен наливая виски, кивает на входную дверь - Что, убежала? - Эрнест выпивает, не обращая внимания на бармена, бормочет - Всё равно. Теперь всё равно.

Сцена 3

Той же ночью. Особняк Эрнеста. Эрнест возвращается домой. Открывает дверь. Входит в гостиную. В кресле у телевизора сидит Мари. Она укрылась черной шалью. Эрнест подходит к ней, хочет поцеловать, но она отстраняется.

Мари - Я знаю всё. Он был здесь и рассказал, как ты назвал меня старухой!

Эрнест весь сжимается.

Мари - Ублюдок! Это всё ты имеешь только благодаря мне!

Эрнест (притворно взволнованно) - Кто здесь был?

Мари - Трус и дурак! Ты хоть бы честно признался.

Эрнест - В чём? Я не понимаю...
 
Мари - Сейчас поймешь.

она выхватывает из под шали пистолет и наводит его на Эрнеста.

Эрнест (с испугом) - Ты с ума сошла! Это опасно! Прекрати сейчас-же, или я за себя не ручаюсь.

он пытается незаметно как можно медленнее двигаться в сторону Мари, потом нервы его не выдерживают и он бросается на Мари, пытаясь выбить пистолет. Звучит выстрел!!! Эрнест падает, навалившись всем телом на колени Мари. В переносице Эрнеста чернеет отверстие от пули.  Глаза его стекленеют. Откуда-то из глубины слышен голос Велиала - Моё!

Мари, опомнившись, через некоторое время, с трудом стряхивает с себя безжизненное тело. Господи, если ты только есть? Помоги!!!

Звучит музыка Гуно из Фауста. Мари неумело крестится...

                занавес