Рассказы о настоящих людях. Силуянов В. Я, Рассказ

Александр Горбунов 3
                Рассказы о настоящих людях.

                Силуянов Валентин Яковлевич

             Рассказ: Годы становления и испытаний
               
               
               
   Три оставшихся года учебы и службы в стенах училища прошли по программе обучения. Наши ряды чуть поредели. Ушел по состоянию здоровья в другой взвод курсант Максимов В., уволены из рядов училища и ВС СССР курсант Чупахин Ю. и Кусяков А. Отчислены за неуспеваемость в учебе или низкую воинскую дисциплину курсанты Зеленов Е. и Череп В. За эти годы курсанты взвода побывали на двух войсковых стажировках в 105 гв. ВДД в городе Фергана и Ош в 1969 и 1970 годах. Совершили положенное количество парашютных прыжков.
 
   Многие курсанты в период учебы или по окончанию училища женились, решив начинать офицерскую службу женатыми. В их числе был и автор этих строк, связавшего свою судьбу с сибирячкой – Галиной Захаренко.

   И вот настал день нашего выпуска из училища. Первого в истории Новосибирского политического училища, 50-летие которого мы будем отмечать в этом году. Сержант Силуянов В.Я. окончил училище по первому разряду, то есть с красным дипломом. Курсанты, ставшие отличниками учебы  по окончании училища, имели право сами выбирать при  распределении на кадровой мандатной комиссии воинские части и места их дислокации.

              Вот как от этом вспоминает сам Валентин Силуянов:
     «После окончания нашего училища приказом Командующего ВДВ я был назначен замполитом 6 пдр в 237 гвардейский Торуньский парашютно-десантный полк, 76-ой гвардейской Черниговской вдд. В эту дивизию прибыло трое вчерашних курсантов – однокашников – это Женя Козлов и Леня Зубченко и я. Нас определили в разные полки.

     Мой полк имел славные боевые традиции в годы Великой Отечественной Войны, а девять его десантников стали Героями Советского Союза. В дивизии нас ждали и возлагали большие надежды по вопросам воспитательной и психологической работы с воинами-десантниками. Разместили меня с Женей в одной комнате в офицерском общежитии. Жена Людмила осталась в Новосибирске, она заканчивала институт связи.
 
     Шестая рота была сложной по дисциплине. Командир роты капитан Сотников, вместе со своим писарем (хорошим качком), держали роту в кулаке. В роте говорить о сознательной воинской дисциплине не приходилось, процветали неуставные взаимоотношения между старослужащими и молодыми воинами. Писаря боялся даже комбат. Поэтому первоочередной моей задачей было наладить воспитательный процесс через командиров взводов и сержантов роты. И опорой в этой многогранной и кропотливой работе должна была стать комсомольская организация роты.

    Секретарем избрали Юрия Иващенко. Перед службой в армии он учился в Московском Государственном Университете, сам добровольно пошел в десантники. Он то и стал мне верным помощником и опорой в работе по борьбе с неуставными взаимоотношениями в роте.

     Это был передовых взглядов молодой человек, воспитывающийся до армии в семье писателя и преподавателя. Семья много времени работала за границей и Юрий наглядно видел разницу в образе жизни и благосостоянии людей в СССР и за рубежом. Мы с ним много спорили по вопросам демократии в стране, но это не мешало нам по товарищески относиться друг к другу. Тем не менее, он был патриотом своей страны и хорошим десантником».

     А вот какую оценку как человеку и как замполиту дает сам Юрий в журнале «Юность», где он напишет свою статью, в которой поделится воспоминаниями о его службе в ВДВ. Найдется там место и о своем замполите роты, ибо хорошее не забывается. Вернувшись из армии, где он служил в ВДВ, двадцатидвухлетний Юрий Иващенко продолжил учебу в МГУ, стал сотрудником отдела военно-патриотического воспитания «Комсомольской правды». Предоставим ему слова, которые он излагает в своем очерке «Десант как десант» о своем замполите роты, старшем лейтенанте Силуянов В.Я:

     «Для офицеров, которые носят погоны сегодня, служба просто трудная работа. Тревоги, учения, парады и повседневная работа – дело, которому они учились, которое теперь составляет главный смысл их жизни. В военный городок они приходят как инженер приходит на завод, врач – в свою больницу, учитель в школу. Но, что-то все-таки отличает их от гражданских людей.

     Может, то, что в течение одного дня работой для офицера может стать и прыжок с парашютом, и лекции по психологии, и многокилометровый марш-бросок, и долгий, не всегда имеющий плоды разговор с человеком, вдруг выключившего сдерживающие центры. Для офицера это работа, возведенная уставом в ранг обязанности.
 
   Для моего замполита, старшего лейтенанта Силуянова Валентина Яковлевича, это именно так. Помогать людям ему приходится часто. Я помню, как часть готовилась выступить на всеармейском смотре спортивно-массовой работы, а наша рота никак не укладывалась в установленный норматив по бегу. На комсомольском собрании все говорили долго и много. Силуянов тоже – как всегда красиво и правильно.

    А на утро замполит вывел роту на зарядку, и все убедились, что бегать он сам может также хорошо, как и говорить. Пришел он на зарядку и на следующий день, и еще, и еще. Целый месяц пот лил градом с нас, ноги гудели после кроссов, а мелькающая неизменно впереди голубая «олимпийка» замполита, вызывала совсем не нежные чувства. Но рота научилась бегать.

    И хотя никто не произнес «спасибо» вслух, наверное каждый вспомнил Силуянова после тяжелейших летних учений. Может, и не вспомнили, а просто перекрыли все нормы на марш-броске и заставили генералов «ахнуть». Требовать от людей можно и не стыдно только тогда, когда сам выполняешь все, что требуют от тебя. Это армейский закон для командира. В противном случае витает в воздухе: «А сам-то?» Силуянов уяснил это давно. Взявшись за что-то, он требует. А браться приходится за все, он замполит. Не позволяя «сачковать» себе, он не позволяет это никому.

   Есть много людей, способных в каких-то ситуациях заразить окружающих своей энергией, а потом, иссякнув, опять впасть в дремоту. А замполит Силуянов всегда одинаковый. Даже внешне. Собранный».
 
   Эти слова рядового солдата парашютно-десантной роты гвардейского полка, сорока четырех летней давности я воспроизвел почти дословно. В них дана оценка труду и отношению Силуянова В., ротного политработника, к выполнению своего служебного долга. А оценка подчиненного о своем начальнике дорогого стоит. Не все наши коллеги, товарищи по учебе в училище, успешно прошли путь своего становления в первой офицерской должности.

    Многие досрочно сошли с дистанции армейской службы по причине одной – служба у них не сложилась. И в этой жизненной ситуации винить можно было только себя. Мы выпускники все «стартовали» в офицерскую жизнь в июле 1971 года с одинаковых позиций. Все были в равных условиях и в одних войсках служили. Так, что дело совсем в другом. Не быть равнодушным в своей работе, а отдавать ей всю свою энергию и знания, полученные в стенах училища.

    При этом постоянно двигаться вперед, не стоять на достигнутом, обновлять знания и навыки, само совершенствоваться.

    И тогда успех Вам будет гарантирован. И во всех этих требованиях повседневной жизни, главенствующую роль играет личный пример офицера. Армейская среда – замкнутая по причине своей узкой специфики. Поэтому в воинском коллективе каждый на виду у других его членов. Обмануть, не сдержать данное однажды товарищам слово, значит поставить под сомнение свой авторитет среди них.

    А своим авторитетом всегда надо дорожить, ибо ты являешься для подчиненных тебе людей воинским начальником. С ними тебе завтра, может быть, придется идти в бой. И события 1979 – 1989 годов в Демократической Республике Афганистан наглядно это продемонстрируют. Но о них мы еще поговорим чуть позже. а пока, вернемся к нашему герою в 1973 год.

   Два года упорного труда в должности ротного политработника не остались незамеченными. В армии главный показатель продвижения офицера по служебной лестнице, это – стабильные результаты в боевой, политической подготовке его подразделения и состояние воинской дисциплины.

    Тут уж либо они есть (а достичь их можно только совместным трудом офицеров, при опоре на сержантский состав)  либо их нет. В воинской части все подразделения в одинаковых условиях «куют» свою славу или посредственные результаты. И венцом этой работы является итоговая годовая проверка состояния (или уровня) боевой и политической подготовки.

    Проводит эту проверку вышестоящий штаб и политорган от командира полка до Министра Обороны страны. Обмануть тут никак нельзя. Можно только объективно оценить результаты труда офицеров, сержантов, солдат в текущем учебном году.

   Поэтому и труд Валентина, старшего лейтенанта, замполита роты оказался востребован. В 1973 году его назначают заместителем командира батальона по политической части. Это был уже другой уровень в становлении десантного характера, в организации и руководстве партийно-политической работой в большом коллективе военнослужащих.

    И с этой сложной и ответственной работой Силуянов В.Я. справляется успешно. Батальон, где он является заместителем по политической части, стал одним из передовых в полку. Самоотверженный труд молодого политработника не остался не отмеченным вышестоящим руководством полка и политоргана десантной дивизии.

   В 1975 году Валентину поручают не менее важный участок политической работы с личным составом. Приказом Командующего ВДВ его назначают пропагандистом 237-го парашютно-десантного полка. Вот где пригодились все те знания и навыки в работе с личным составом, полученные в роте и батальоне.

     А что же представляла из себя должность пропагандиста десантного полка? Должность пропагандиста входила в состав управления войскового подразделения – в полковой партийно-политический аппарат. Пропагандист отвечал за вопросы политической учебы и пропаганды, в том числе и наглядной. В поле зрения его были и стенная печать (ротная солдатская) и полковой музей боевой славы, и в какой-то мере художественная самодеятельность, и отдельные вопросы специальной пропаганды.

     Как видно из выше приведенного перечня основных обязанностей пропагандиста полка, работа эта предполагала не только большую (по сравнению с должностью замполита батальона) самостоятельность, но и разумную инициативу и творчество. Пропагандист полка был вхож в идеологический отдел местного органа компартии, с которым совместно разрабатывал мероприятия шефских отношений воинской части с коллективами местных предприятий. Это была майорская должность, но стать пропагандистом можно было только, пройдя батальонную.

   В течении года пропагандист полка Силуянов Валентин, творчески применял свой опыт в решении задач идеологической работы в полку. В результатах личного состава роты, батальона, полка, по боевой подготовке всегда наглядно видна ее важная составная основа – политическая зрелость и убежденность прежде всего офицерского состава, которые они получают (впитывают в себя) в ходе занятий по марскиско-ленинской подготовке, политических занятий и политинформаций.

    И здесь как никогда проявляется работа пропагандиста полка. Была ли она качественной или формальной, то есть для отчетности, можно было наглядно увидеть по результатам годовых инспекционных проверок старших штабов и управлений. У незрелого офицера и результат в его подразделении будет посредственным. А основой отличного или крепкого (хорошего) подразделения части всегда является идеологическая подкованность прежде всего офицерского состава, выразителя и носителя идей и задач руководства Государства и его политических институтов.

     И как бы не злословили по этому поводу современные псевдо - патриоты России и Украины, незыблемой аксиомой в деле укрепления боеготовности любой воинской части – была есть и будет идеологическая и политическая работа. И хоть ныне нет в войсках института политработников, так называемые заместители командиров частей по воспитательной работе и есть их последователи.

    Без идеологической и политической работы с личным составом, нет качественных Вооруженных Сил государства. Конфета в любой красивой обертке (или без нее)  не перестает быть сладким продуктом потребления людей любых политических взглядов и убеждений.
 
     Ну, а как же герой моего повествования? А Силуянова Валентина командование полка рекомендует утвердить кандидатом для поступления в Военно-политическую Академию им В.И.Ленина. Произошло это, по правде говоря, вопреки воли самого кандидата.
 
                Вот что рассказал мне Валентин:

   «У меня был по возрасту последний год для поступления в академию. Туда принимали до 32 лет. Надо отметить, что у меня по жизни все было на пределе возраста. В училище до 23-х лет, я поступаю на 23-и году. Так же и в академию. Замполит полка напомнил мне, что нужно готовить документы в академию, но я отказался. Так он сам собрал их и отправил в отдел кадров дивизии. И за это я ему благодарен. Ведь тогда жизнь могла пойти по другому пути армейской службы.

   Всего пять лет прошло с того дня как он надел лейтенантские погоны. Впереди был понимаемый им, но все же неизвестный и ответственный путь политического руководителя солдатских душ. А за плечами Валентина было уже двенадцать с половиной лет службы в армии. Он заслужил своим  трудом  и своим отношением к порученному участку работы поощрительного заслуженного права быть слушателем ВПА им В.И.Ленина.
 
     В июле 1976 года сдав на отлично единственный государственный экзамен( право такое давал ему красный диплом),  Валентин был зачислен приказом начальника академии слушателем основного общевойскового факультета. Автор этих строк уже учился в академии и в том году окончил первый курс.

     С какой радостью встретились в начале учебного года, в сентябре, вчерашние выпускники политического училища, а ныне слушатели академии. По этому поводу мы все (кто учился) встретились семьями в одном из ресторанов города Москвы. Мы это:  Силуянов Валентин, Собин Григорий, Зубченко Алексей, Козлов Евгений и автор этих строк. Пять бывших курсантов первого десантного взвода первого выпуска, пять боевых подруг встретились через пять лет в столице нашей Родины уже в новом качестве.
 
    Мне с Валентином пришлось в одной парадной шеренге готовиться, а затем участвовать, в парадах на Красной площади в 1976 и 1977 годах. На память осталось одно фото, свидетельствующее о подготовке парадных шеренг и коробок на Центральном аэродроме города Москвы.
 
    В этом же составе в 1978 году меня и мою семью проводили в войска. В этом году я окончил Академию и получил назначение МО СССР в 98 гвардейскую воздушно-десантную дивизию на 299 гвардейский парашютно-десантный полк. В тот самый полк, где с 1964 года проходил свою армейскую службу Силуянов Валентин Яковлевич.
 
    Вот так в жизни нашей с Валентином, однажды пересеклись военные пути двух побратимов, двух молодых выпускников академии, чтоб стать прочной основой дружеских отношений в будущем. Мы будем идти по армейской лестнице одинаково трудно, но без срывов. Нам будет сопутствовать и удача, может быть и везение. Но основным лейтмотивом нашей военной карьеры был его и мой труд на   воинских должностях в последующие годы.

   Но об этом пути Валентина Силуянова, полного порой трагизма и переживаний, неимоверных трудностей и радостных минут, уважаемый читатель, я расскажу в третьем рассказе, под названием «Афганистан – боль души и рана человека».

                (продолжение следует)...