Сочинение на свободную тему

Петр Панасейко
               Накануне Дня Конституции в 1970 году (тогда, как известно,  он отмечался торжественно пятого декабря) восьмиклассники одного из сёл Восточной Украины по заданию своей учительницы украинского языка Доренко  писали сочинение на свободную тему. Намекнув о предстоящем празднике, она сообщила, что будет приветствовать сочинения, написанные о том, как прекрасно живётся им всем в селе благодаря Конституции СССР, о замечательных руководителях колхоза «Заветы Ильича», о колхозниках-передовиках, о директоре школы, учителях. О рядовых тружениках села сказать, видимо, забыла.
       
              - Любовь Даниловна, - поднял руку один из учеников, - а у меня папа тракторист. Можно о нём написать?
             - Ты ещё напиши о нашей уборщице в школе. Что они с твоим папой выдающегося сделали в своей жизни? Или напиши об истопнике в школьной котельной. Тот что хорошего  сделал? Писать надо, ребята, о тех, кто чего-то достиг в своей жизни и занимает соответствующее положение в обществе. Можете написать и обо мне. Я – педагог с двадцатилетним стажем.

                - Насколько мы поняли, - хором спрашивали учащиеся, - писать надо только правду?
                - Вы всё правильно поняли: правду, и ничего кроме правды!
         
                После такой консультации перед сочинением, класс оказался в глубоком недоумении: о ком же писать? Школа - восьмилетняя, класс – выпускной. Оценка за сочинение может повлиять потом на экзамен по украинскому языку и литературе. Однако деваться некуда, надо приступать к сочинению. Восьмиклассники дружно приступили, подглядывая друг у друга тему.

             Время урока пролетело быстро, "сочинители" сдали  тетрадки на проверку, а сами убежали на перемену, одновременно готовясь к уроку физкультуры. В конце рабочего дня Доренко, пересчитав  тетради с сочинениями, взяла их на проверку домой. После развода с мужем она жила одна с шестилетней дочкой Марусей. Поэтому очень сильно удивилась, что из трубы над крышей идёт дым: дочке она категорически запрещала в её отсутствие подходить к печке. Уходя утром на работу она печь  растопила, а тепла всегда хватало до её прихода с работы. В детский садик Маруся ходить перед школой не захотела, с её слов, решила маленько отдохнуть. К предстоящей школе её готовила мама-учительница, окончившая педагогический институт с «красным дипломом».

            Открыв дверь  в переднюю комнату, Любовь Даниловна поняла без слов, почему идёт дым наверху: у печки сидела дочка, внимательно слушающая сказку про «Ивана-царевича», которую ей читала тётя Аня, родная сестра мамы. Рядом на диване «видела сон»  племянница Вера. Сёстры так обрадовались неожиданной встрече, что разбудили спящую.
         - Каким ветром в такой морозный зимний день тебя, сестричка, занесло к нам в село?- поинтересовалась Люба.
         - Спроси лучше «виновницу» этого?
         
           Вера объяснила, что она, студентка третьего курса университета, факультета журналистики, является внештатным корреспондентом районной газеты «Вперёд к коммунизму» и получила от главного редактора задание написать статью о праздновании Дня Конституции в одном из сёл. Поскольку её мама родилась и выросла в данном селе, а тётя там продолжала жить, то выбирать долго не пришлось. Мама же поехала, воспользовавшись случаем, проведать сестру и племянницу-крестницу.

         Встрече больше всего обрадовалась хозяйка дома:
         - Как замечательно, что вы обе приехали. Поедете завтра или в воскресенье вечером?
         - Сегодня в честь пятницы меня с работы отпустили  раньше, а Вера отпросилась в вузе. Субботу будем у тебя, а по воскресенью посмотрим. Всё будет зависеть от того, как дочка соберёт материал для статьи.
         - Кажется, я ей смогу помочь. Но, разумеется, не совсем бесплатно.
         - Ты что, сестричка, с племянницы денежки собираешься брать?
         - Конечно, нет. Речь идёт  совсем о маленькой услуге. Сегодня восьмиклассники писали у меня сочинение на свободную тему.
         
            После этих слов она достала из сумки стопку тетрадей и положила на стол.
         - Так вот, дорогие мои, - продолжала учительница, - здесь говорится и о Конституции, и о людях села. Одним словом, в этих тетрадях можно найти хороший материал для статьи в газете.
         - Спасибо, тётя Люба, - вмешалась в разговор племянница, - а какую услугу Вы ждёте от меня?
         - Заодно проверить ошибки и отметить их карандашом. И, понятно, сверить соответствие содержания сочинения его теме.
         - Нет вопросов, Вы с мамой общайтесь, а я сейчас займусь тетрадями. Возможно, в них найду то, что мне надо.

            Открыв первую же тетрадь, студентка поняла, что для написания заказной статьи вполне можно обойтись сочинениями школьников. Нет необходимости «обивать» пороги колхозного и сельского начальства. «Пропустит ли с таким материалом  мою статью главный редактор? – пронеслась мысль у неё в голове. – Не пропустит, подключу своего жениха из райкома комсомола». Обрадовавшись, она «вся с головой» окунулась в чтение сочинений восьмиклассников.

             «Мой папа - тракторист, - писал Ваня.- Он прошёл всю войну, на своём танке «Т-34» «доехал» до Берлина. В поле работает так, что все грачи вокруг слетаются посмотреть на него, ибо в отличие от его членов бригады, он не устраивает перекуры, не пьёт в кабине трактора и возле него. Это он, правда,  делает дома. Говорит, чтобы расслабиться. Тем не менее, государственную награду – орден - получил не он, а родственник председателя колхоза…»

            Дочитав до конца сочинение, Вера, не найдя ни одной орфографической ошибки, отложила тетрадь в сторону: «Это материал к Дню Победы».

            «Замечательная у нас Конституция, - радовалась в сочинении Аня. – Вот только не пойму я одного. Летом мы с мамой перед моей школой ездили в областной город. «Бегали» по магазинам допоздна, опоздали на автобус, решили переночевать в гостинице, оказавшейся рядом. Там и мест свободных оказалось предостаточно. Однако тётя потребовала с мамы паспорт, которого она никогда не имела. В то время как у её родной сестры, проживающей в соседней области в городе, такой паспорт есть с шестнадцати лет. Что же это за Конституция такая, когда одни граждане могут паспорта иметь, а другие нет? Чем колхозники хуже рабочих на заводах?».

        Этот сюжет будущая журналистка тоже не приняла: она посчитала её проблемой всесоюзного значения. Никакая районная газета решить её не поможет. Ни Вера, никто другой тогда не знали, что только в 1976 году Положение о паспортной системе в СССР уравняет в правах колхозников с остальными гражданами Великой страны. По-другому поступить не получилось бы: как в противном случае смотрелась бы перед всем миром брежневская Конституция «развитого социализма» 1977 года?

      - Ну что, племянница, что-нибудь нашла? – спросила тётя.
      - Да, несколько орфографических ошибок.
      - Я не об этом. Для себя нашла материал?
        Племянница отрицательно покачала головой.

                В следующем сочинении речь шла о председателе колхоза Голенко. «Гол как сокол», - пришла на ум внештатной журналистке  поговорка. Но дочитав написанное ученицей Олей до конца, поняла, что его фамилия не соответствует тому, что он в жизни имеет. По сути, восьмиклассница «нарисовала» картину современного помещика, имеющего право «казнить и миловать» своих крепостных под видом «колхозники». «Вот это уже ближе к теме статьи, - подумала она. – По Конституции, вроде бы, такого самоуправства колхозных руководителей не предусмотрено».

                - Ух ты! - обрадовалась студентка, читая новое сочинение.- Это уже, пожалуй то, что надо.
                В бригаде доярок работает племянница председателя сельсовета Татьяна. К тридцати её годам на груди «красуется» орден и  медаль. По надоям молока в колхозе и за его пределами с ней сравняться никто не может. Этот «секрет» в сочинении раскрывает со слов своей мамы-доярки какой-то Вася. Несмотря на то, что редко написанное им слово обходится без ошибки, тема раскрыта полностью.

                Каждый год по окончании сельской  школы в колхоз принимаются выпускницы ученицами. Понятно, что лучших направляют к доярке-племяннице. Те выполняют всю черновую работу. Суточные же надои молока идут на счёт их наставницы. Слава и Почёт, понятное дело, тоже достаются ей. Чтобы ученицы не разбежались сразу же «на все четыре стороны» правление колхоза заранее обещает им путёвки на отдых, направление на учёбу. А их родителям – материальное вознаграждение. Хотя все знают, что  между глаголами "обещать" и "делать" имеется существенная разница.

              Дальше читать написанное в тетрадках Вера не стала и отдала их тёте-учительнице. Сама села за стол писать статью с громким названием «Конституция и показуха в колхозе «Заветы Ильича». Утром  отправилась показать текст «источнику информации», доярке, маме автора сочинения.

            Опасения журналистки не подтвердились: та не только одобрила написанное, но и добавила много других любопытных фактов из колхозной жизни.

          Таким образом, в понедельник после занятий в институте Вера направилась в редакцию районной газеты. Получив «отлуп» от главного редактора, поехала в райком комсомола. Открыв дверь кабинета и увидев на коленях своего жениха  «комсомолку», она также быстро её закрыла и вышла на улицу.

          А статью всё же напечатали. При чём не в районной,  а в областной газете, но … в разгар Перестройки. Когда печатали и не такое.  Гласность «прорвала» все запреты, ликвидировала цензуру. Однако следует сказать, что Перестройка своей цели не достигла. По понятным причинам: нет нынче ни Конституции СССР, ни самого Союза. Но это уже другая история.

26.05.2017 г.

Фото из Интернета