Вступление
Ее звали "мадам семнадцать". Виной тому было ее пристрастие к игре в рулетку в казино Монте-Карло и постоянная ставка на число 17. Именно в таком возрасте, 23 марта 1890 года, состоялась впервые ее встреча с наследником царского престола Николаем Александровичем или Ники, организованная придворными царя Александра третьего. Эта встреча определила всю дальнейшую судьбу Марии-Матильды Адамовны-Феликсовны-Валериевны Кржезинской или в более известном нам варианте, Матильды Феликсовны Кшесинской. Чем больше читаю об этой известной балерине, о ее жизни, любви, творчестве, тем чаще задаю себе один и тот же вопрос: а кем и чем бы она была без поддержки Романовых.
Матильда
Добавлю сюда еще несколько слов о Кшесинской не из-за нее самой, известнейшей куртизанке дореволюционной России, а из-за не доснятого еще, но уже достаточно нашумевшего фильма сверх почитаемого на западе своими либеральными взглядами на нынешнюю Россию режиссёра Алексея Учителя «Матильда». Причем, не моих слов, а слов одного из ее современников, известного русского и советского писателя Вересаева.
В своих мемуарах «Воспоминания» он пишет:
«Большою популярностью и любовью пользовалась в Пербургском студенчестве оперная певица Е.К. Мравина, красавица, с чудесным голосом. Не забуду ее в Людмиле, как, с лукавым смехом в голосе, она обращается к мрачно насупившемуся Фарлафу - Стравинскому:
Не гневись, знатный гость,
Что в любви прихотливой
Я другому несу
Сердца первый привет...
Особенно же была любима Мравина нами вот за что. Рассказывали, что наследник престола Николай Александрович страдал некоторым тайным пороком, и врачи предписали ему сближение с женщиною. Батюшка его Александр III предложил ему выбрать из оперы и балета (являвшихся тогда поставщиком любовниц для мужчин двора) ту, которая ему понравится. Цесаревич выбрал Мравину.
О высокой этой чести сообщили Мравиной, а она решительнейшим образом ответила: "Ни за что!" Тогда цесаревич взял себе в наложницы танцовщицу Матильду Кшесинскую, молоденькую сестру известной тогда балерины Кшесинской. Нужно знать, как почетно и выгодно было для артистки быть любовницей царя или цесаревича, за какую великую честь считали это даже родовитейшие фрейлины-княжны, чтобы оценить это проявление элементарного женского достоинства у Мравиной.
И при каждом появлении ее на сцене мы вставали и бешено хлопали ей. А я с восторгом вглядывался в ее милое, чистое лицо и хохотал в душе, представляя себе натянутый нос цесаревича, принужденного убедиться, что и ему не все в мире доступно»
В награду за ее поведение в постели Николай второй построил для нее целый дворец, вошедший в историю России под именем дворца Ксешинской.
Так стоит ли воспевать первую любовницу императора России, прозванного в народе «кровавым», только лишь за то, что она была для наследника хорошей любовницей? По моему нет!
PS Особняк для Ксешинской был построен по указанию царя в 1904—1906 годах в стиле «северный модерн» по проекту архитектора А. И. фон Гогена. В оформлении интерьеров участвовал архитектор А. И. Дмитриев.
Во время Февральской революции Кшесинская вместе с сыном Владимиром в спешке покинула свой особняк. Опустевшее здание было самовольно занято солдатами мастерских запасного автобронедивизиона. По договорённости с ними Петербургский комитет РСДРП(б), его военная организация, а затем и ЦК РСДРП(б), экспедиция газеты «Правда», редакция газеты «Солдатская правда» перебрались в особняк. С 3 (16) апреля 1917 по 4 (17) июля 1917 здесь работал и произносил речи с балкона особняка В. И. Ленин. Так дом превратился, как писали петроградские газеты, в «главный штаб ленинцев».
***