Утки

Жеглова Людмила Петровна
    Где бы мы ни были и в каких бы условиях ни жили, моя мать всегда заводила кур. По весне наседки выводили цыплят, к осени цыплята подрастали. Курочек она оставляла, а петушков закалывала, и наш рацион пополнялся диетическим куриным мясом.

    Когда мы приехали в город Докшукино, она умудрилась завести не только кур, но и уток, благо условия располагали. Дом, в котором нам дали квартиру имел два входа: парадный и так называемый — "черный", который выходил в большой двор. В самом конце его стояли сараи. Многим жильцам дома они служили для хранения различных вещей, которые им уже были не нужны, а выбросить их было жалко.

    В нашем сарае жили куры и утки, вернее, они только ночевали в нем. С утра до позднего вечера они гуляли во дворе дома — он был довольно большим и свободно выходил в парк, не имея никаких преград в виде заборов, ворот и калиток.

    Вы спросите, почему я вам так подробно рассказываю про наших кур и уток. Мне просто вспомнилась одна интересная история, происшедшая с нашими утками, которая была давно и на которую я тогда не обратила внимания. Вспомнилась она мне только сейчас, когда я кормила диких уток. Эти утки каждую весну прилетают на речку, что недалеко от дома, где я теперь живу, и до самой глубокой осени здесь обитают. Только с заморозками покидают они ее, улетая вместе со своим выводком в теплые края, но с началом весны вновь прилетают.

    Удивительно, как они находят дорогу? Ведь прилетают они не на какую-нибудь другую речку или озеро; кстати, в нашем городе множество озер и речек, — а именно на нашу речку, где родились.

    Я отщипываю от зачерствелого городского батона небольшие кусочки и бросаю в воду. Утки стайками подплывают, хватают и ждут следующей порции. Они привыкли к тому, что их кормят все — и взрослые, и дети.

   Чайкам тоже хочется полакомиться, они ловко на лету ловят брошенные мной кусочки булки, а иной раз без зазрения совести воруют их прямо из-под носа уток.

    «Экие воришки!» — улыбаюсь я.

    Вокруг меня, стайкой толпятся, ссорясь и отгоняя друг друга, постоянные «попрошайки» — голуби и воробьи, они подбирают крошки упавшие, на землю. Я бросаю и им небольшие кусочки булки.

    Но вот моя булка уже полностью скормлена, и утки покидают меня. Они направляются к другой кормилице — женщине с девочкой лет пяти, что только  подошли и стоят в нескольких шагах от меня. К ним уже устремились голуби и воробьи.
 
    А я усаживаюсь на скамейку и продолжаю смотреть на уток и на то, как девочка бросает в воду кусочки булки, которые ей подает мама. Я вижу, каким восторгом светится ее лицо.
Наконец и у них закончилась булка. Утки покидают этот берег и устремляются к противоположному. Девочка с мамой тоже уходят.

    И для меня настает время рассказать обещанную историю, случившуюся с нашими домашними утками.
      
    В один из летних вечеров, когда небо начало заметно темнеть, моя мама вдруг обнаружила пропажу наших уток. Они не пришли в сарай на «ужин». Мама очень встревожилась и принялась их искать. Она обошла весь двор, заглянула под каждый куст — уток нигде не было. На юге быстро темнеет, и ночи бывают очень темные,  пришлось прекратить поиски до утра. Но с наступлением утра, она снова пустилась на поиски.

    Прошел день, другой, а утки не находились.
На третий день ей кто-то сказал, что видел каких-то уток на озере. Мама сразу же побежала к озеру. И там увидела своих уток, они спокойно, как ни в чем не бывало, плавали и были на вид здоровыми и счастливыми.

    На мамин зов подплыли к берегу, как бы для приветствия, и опять вернулись на середину озера.
 
    Как, каким образом они узнали о существовании этого небольшого озера и как нашли к нему дорогу, было загадкой. Ведь надо было пройти больше чем полкилометра через парк. А потом еще через дорогу.

    Успокоившись, что утки нашлись, мама вернулась домой, а вечером, когда совсем стемнело, пошла к озеру и, найдя их спящими в прибрежных кустах, забрала домой и закрыла в сарае.

    Три дня она не выпускала их из сарая. Кормила, ставила корыто с водой и запирала сарай на замок. На четвертый день решила отменить наказание и выпустила уток во двор.

    Но утки, с тех пор как обнаружили озеро, уже не могли довольствоваться прогулкой во дворе и опять ушли на озеро. Домой возвращаться они не хотели и прятались перед наступлением ночи так, что их уже невозможно было найти.

    «Не хотят, чтобы я их домой на ночь забирала, вот и прячутся от меня. Ладно, пусть живут и ночуют, пока лето, на озере», — решила моя мама и не стала больше тревожиться за них. По два раза в день приходила она на озеро, чтобы их покормить, потом садилась и долго глядела, как они плавают и ныряют.

    Но в один прекрасный день, придя на озеро, чтобы покормить их, мама увидела, что вместе с утками плавают пять утят.
 
    Так вот значит, почему они прятались и не хотели ночевать дома. Они не хотели оставлять без присмотра утку, которая села на яйца, оберегали ее, кормили и следили, чтобы никто ее не потревожил.