Королевское инкогнито

Анатолий Бешенцев
                Королевское «инкогнито»      ©      

      Для разгадки тайны шахматной позиции из древнего манускрипта (см. рассказ «Загадка испанского короля?..») ведущий «Шахматных сред» в московской областной газете И. Ватников дал читателям срок более чем достаточный – два месяца с хвостиком. Я сразу же после первой публикации отослал ответ, и ждал с нетерпением результата, который и был обнародован 2-го августа 1978 года под названием «Королевское «инкогнито»:

      Многих наших читателей заинтересовала история со старинной гравюрой, на которой была изображена таинственная шахматная позиция, взятая из рукописи испанского короля Альфонса Х Мудрого (13-йвек).

Повторялась сама диаграмма, которую я и воспроизвожу с помощью алгебраической нотации (А. Б.):

                Белые: Крd1, Сс1, Кс6, Кd7, пп.b3, с4, d2, g3, g5, h4 (10).
                Чёрные: Крd3, Фg8, Сg4, Cg7, Ке6, пп.f3, h5, h6 (8).

      Отчётливо были видны на доске все фигуры, а вот что стояло на поле h2, оставалось загадкой. Москвич Г. Гапоненко, приславший нам этот материал, высказал предположение, что на злополучной клетке «притаился» белый ферзь. Тогда возникала задача-трёхходовка со вступительным ходом:

1.Фf2 (угроза 2.Фе3х). В откликах шахматистов поддерживалась эта версия…

      Иного мнения придерживается Анатолий Бешенцев из посёлка Берёзка Петушинского района Владимирской области. Суть его рассуждений в следующем: «Уже в самых ранних шахматных рукописях, оставшихся от той поры, приводятся так называемые мансУбы – искусственно составленные положения, в  которых одной из сторон ставилось задание: достичь выигрыша или ничьей. Поскольку позиция из рукописи 13-го века, то перед нами типичная мансуба. Почему? Во-первых, таким построениям обычно придавалось внешнее сходство с окончаниями практических партий. Во-вторых, (и это, пожалуй, самое важное), силы обеих сторон должны быть примерно равными. Необходимо вспомнить и правила шахматной игры того исторического периода. Слон мог ходить по диагонали только через одно поле, имея право перепрыгивать через свои или чужие фигуры (аналогичным было и взятие фигур противника). А вот ферзь тогда был слабейшей боевой единицей – мог ходить только на соседнее поле по диагонали. Ограничена была и роль пешки: с начальной позиции она продвигалась лишь на одно поле, а при достижении последней горизонтали ей разрешалось только стать «королевой» (превращение в другие фигуры запрещалось). Рокировки тогда не было». Теперь остаётся выяснить, что за фигура должна стоять на поле h2.  Анатолий Бешенцев предполагает, что здесь, по авторскому замыслу, должна находиться белая ладья:
      
      «Деления мансуб на задачи и этюды не было. Обычным было условие: выиграть, дав противнику мат». Вот вариант, предложенный автором письма из соседней области:

1. Лf2 (с угрозой 2.Кf6 и 3.Л:f3) 1...Кре4 2. d3+! Кр:d3 (2...Крf5 3.Ке7х)  3.Л:f3+ Кре4 4.Ле3+(слон защищает ладью, а шаха белому королю нет!) 4...Крf5 5.Ке7х. Если 1...Се5 (угрожая взятием на g3), то 2.Л:f3+ Кре4 3.Ле3+ Крf5 4.Ке7х.

«Нашим современникам такой замысел может показаться наивным, но нельзя забывать, что это 13-й век!»

P.S. от автора:

На тот момент я был знаком с книгой И. Орбели и К. Тревера «Шатранг», изданной в 1936-ом году в Ленинграде по материалам Государственного Эрмитажа тиражом всего в 8 тысяч экземпляров, и остаётся только удивляться, как она не исчезла в блокадных буржуйках…

P.P.S.

Позиция чёрного слона на g7 некорректна, поскольку он из исходного положения на f8 не мог сюда попасть, но это остаётся на совести древнего составителя задачи, которого теперь не спросишь о допущенной им ошибке. Но нельзя исключать и того, что на этом поле могла стоять и другая фигура, которую Гапоненко не разглядел, хотя и пользовался лупой (изображение на марке было нечётким)...

27 мая 2017 года

Примечание: начало - в рассказе "Загадка испанского короля?.."