Дубинушка

Виктор Минаков
   Пока я отсутствовал: посылали в командировку, в доме, прямо под нашей квартирой, сменились жильцы. Событие было приятным: съехали скандалисты и пьяницы, и даже не верилось, что теперь будет тихо в подъезде.
   О новых соседях жена сказала мне так:
- Семейная пара. Елена Ивановна и Иван Александрович. Оба в годах. По виду – интеллигентные люди. Но мужчина – со странностью: всегда поет в ванной комнате.
- И как, хорошо получается?
- Не очень, по-моему…
   Утром и мне довелось послушать соседа: он, наверно, во время бритья, пел в полный голос «Дубинушку». Слова были верные, но мелодия!.. Мелодия искажалась немилосердно.
   Эта песня была, вероятно, любимой в репертуаре соседа: он по утрам напевал ее постоянно. Однако однажды вместо уже привычной «Дубинушки» послышалось новое: «Не кочегары мы, не плотники…». И тоже с жутким перевиранием мелодии.
   Сосед повторял только первый куплет, по кругу, как при заезженной старой пластинке, и пел почему-то особенно грустно. «Что-то у него, похоже, случилось», – подумалось мне, и тут же прозвучал звонок в нашу дверь.
   У порога стояла соседка, Елена Ивановна. Вид у нее был крайне встревоженный.
- У вас не будет разводного ключа? – спросила она. - В ванной комнате холодная вода не поступает совсем. Муж с утра возится, но бесполезно. Просит поспрашивать, нет ли у кого разводного ключа.
- И ключ такой есть, - говорю, - и в сантехнике я разбираюсь. Могу помочь…
- Если вас только не затруднит...
   Я взял инструмент, и мы спустились этажом ниже.
   Иван Александрович, в очках, спортивных брюках и шлепанцах, удрученно смотрел то на разъединенные трубы, то на смеситель с удлиненным изливом, лежавший на дне ванны. Впалая грудь соседа блестела от капелек пота.
   Я поздоровался, вручил ему газовый ключ и предложил свою помощь.
   Причину проблемы с водой я понял сразу: был засорен аэратор – мелкая сеточка в носике крана. У горячей воды напор был изрядный, и она справлялась с засором, а вот холодная – нет. Перебои с холодной водой и у нас случались нередко.
- Здесь, в ванной комнате, она не очень нужна, - показал я загрязненную сеточку. – С нее надо было вам начинать.
  И мы занялись восстановлением системы.  Елена Ивановна в это время накрыла на стол. Мои попытки с завершением ремонта сразу уйти воспринимались с обидой, и мне пришлось подчиниться.
   За столом разговорились о разном: о предстоящем ремонте квартиры, о звукопроводности в панельных домах, коснулись и пения.
- Говорят, что у меня нет музыкального слуха, но я не петь не могу, - признался Иван Александрович.
   Я вежливо ему возразил, дескать, слух есть у каждого, он может быть недостаточно развитым, но все же он есть.
- И я так считаю! – воодушевился Иван Александрович. - А мне всё пытались внушить, что я безнадежно бездарен.
   И он стал охотно рассказывать:
- У нас в институте, я был уже на втором курсе, руководство решило создать студенческий хор. Повесили объявление, участникам обещали различные льготы. В списках оказался и я: принуждение все-таки было. И вот собрали нас в актовом зале. Полный зал из первых трех курсов, и заставили петь. Выбрали всем известную песню.
 – «Дубинушку?!» – как-то вырвалось у меня.
- Точно! Но шлифовали мы только припев: такая была установка на вводном занятии… Пели все, и я не жалел свое горло. А руководил хором, помню, Абрамис - заслуженный работник культуры. Сначала он нас слушал со сцены, потом спустился в зал и стал ходить по рядам. У нашего встал и скомандовал: «Все молчат, петь только этому ряду!»…  Мы едва лишь запели, а он уже тянет в мою сторону палец и говорит мне: «Свободен!.. Можете сказать в деканате, что я отстранил Вас от пения».
   Лицо у соседа болезненно сморщилось.
- В зале - приятели, симпатичные девушки, а он меня выгоняет с позором… И только меня одного!.. Представьте тогдашнее мое состояние!.. Многие меня утешали: не всем дано быть певцом, успокойся, но у меня после этого случая возникла к пению неодолимая тяга… А «Дубинушку» я принципиально стараюсь освоить. И непременно освою!

   Стремление скрасить отсутствие слуха «принципиальным старанием» оказалось действительно сильным: самобытные напевы «Дубинушки» раздаются в квартире под нами почти беспрестанно.

 2017 г.