Кукла против масок

Федор Быханов
Обладание желанной добычей заставило налетчика добровольно отправиться за решетку.
…В канун любого праздника, а уж тем более Старого Нового года с его исключительно вечерним торжеством, особенно томительно тянется рабочее время. Ведь, все родные уже заждались за накрытым столом возвращения домой хозяйки. Правда, все то, по мелочи, вроде свежей буханки, апельсинов или кольца колбасы, чего еще не  достает среди угощений, следовало только приобрести. Прямо тут, где уже меньше часа остается до закрытия продуктового магазина, принадлежащего Галине Рябушкиной.
Вообще-то у нее в коллективе торгового предприятия имеется два постоянных продавца. Но одна отпросилась в связи с праздником, вот и пришлось самой предпринимательнице, вместе с другой подчиненной обслуживать последних в этот затянувшийся день посетителей.
При недавнем наплыве посетителей, одна отпускала товар, сидя за основной кассой, что находится на выходе из торгового зала, тогда как другая работала на второстепенным аппарате, установленном непосредственно на одном из прилавков. Теперь же, когда всего одна молодая женщина из числа постоянных покупателей, да бабушка с их улицы со своей внучкой, выбирали товар, работницы магазина сошлись вместе у прилавка, коротая время за приятным обсуждением русских особенностей и сюрпризов «старо-новогоднего меню».
Попутно готовились и к предстоящему завершению смены. Часть собранной выручки убрали в выдвижной ящик стола, оставив непосредственно в коробке у кассы немного монет и мелких купюр, среди которых одна – номиналом  пятисот рублей – соседствовала с несколькими сторублевками. 
Но тут вдруг снова распахнулась входная дверь и на пороге из ночной темноты показалась фигура еще одного припозднившегося посетителя, даже внешний вид коего не сулил ничего хорошего всем, кто до него находился в ярко освещенном помещении. И дело было не в том, что одежда – легкий камуфляжный, не спасающий от мороза, костюм не соответствовал сезону. Тревогу вызвала вязаная лыжная шапочка, надвинутая на все лицо, с глазами, яростно сверкающими через устроенные в далеко не новом трикотажном полотне грубые прорези.
В третьем отверстии с торчащими краями располосованных нитей, через пару шагов незнакомца, сделанных им к прилавку, зашевелились, губы страшного визитера.  Под свежий запах алкогольного перегара он потребовал, под угрозой немедленной расправы, отдать ему все деньги, что имеются в кассе. Заодно, запретил нажимать «тревожную кнопку», устроенную, как и везде в подобных заведениях, для вызова полиции. Подкрепляя и эти свои требования, налетчик обнажил острое лезвие большого, явно кухонного ножа, рукоять которого сжимал рукой, затянутой в черную нитяную рабочую перчатку. Второй потянулся к кассе.
Ему не перечили. Тем более что одна из женщин, стоявших за прилавком, уже успела нажать ту самую «тревожную кнопку». Сделала это, пока другая работница магазина хлопотала с коробкой у кассы, вынимая из нее все  то, что оставили на сдачу последним покупательницам.
Но и этой суммы, всего в несколько тысяч рублей оказалось достаточно для обладателя ножа и  самодельной маски. Не обратив никакого внимания на горку монет, он сгреб лишь купюры в кулак и, погрозив напоследок своим оружием, исчез за дверями магазина так же неожиданно, как и появился. 
Ни у кого в магазине: ни у потерпевших, ни у свидетелей нападения  от прежнего праздничного настроения не осталось и следа. На всякий случай дверь изнутри заперли и открыли только через несколько минут, когда приехал наряд сотрудников правоохранительных органов.
Узнав о том, что произошло, полицейские попытались организовать розыск злоумышленника по горячим следам, но вокруг была ночная тьма, сквозь которую пробивались горевшие электрическим светом окна частных домов, преимущественно составлявших основную часть здешнего микрорайона.
Там уже во всю отмечали скорый приход Старого Нового года. Потому беспокоить в такой момент пьяных людей, было бы не лучшим шагом со стороны защитников правопорядка. Вот и оставили главные мероприятия расследования на утро.
Наступивший день, обернулся ревизией. Ее итоги, установившие ущерб в четыре тысячи рублей, не способствовали созданию настроения ждать приезда сотрудников следствия прямо на месте происшествия, где нужно было сохранить все те возможные следы, что оставил налетчик в маске.
Хозяйка магазина с продавщицей вышли на улицу. Прошли немного в сторону соседней автозаправочной станции и вдруг увидели перед собой, прямо на снегу знакомую вязаную лыжную шапочку с прорезями для глаз и рта. Именно здесь от нее, видимо, избавился преступник, скрываясь прошлой ночью со своей добычей.
Свою находку женщины передали криминалистам. Только, к сожалению, других следов преступника к возбужденному уголовному делу приобщить не удалось. Все же орудовал тот в нитяных перчатках, маска полностью скрывала лицо, тогда как камуфляжных костюмов, как у него, используемых в обычной работе и в быту, повсеместно имелось тьма тьмущая.
Пока, день за днем все ограничивалось заполнение протоколов и разработкой различных версий. Так прошло две недели, как все повторилось словно в страшном сне. Только теперь уже показания давали обе продавщицы, сообщившие по телефону хозяйке магазина о новом налете, совершенным на их торговую точку неизвестным, скрывавшим свою внешность под маской, грубо изготовленной из вязаной лыжной шапочки.
Все случилось похожей вечерней порой –  незадолго до окончания смены. Только теперь налетчик был в серо-голубой куртке и темных брюках. В маске иного рисунка плетения. Но с тем же самым приметным кухонным ножом, по которому Ольга Гусева опознала человека, снова пьяным голосом потребовавшего от них  все деньги из кассы и ни в коем случае не вызывать полицию.
Только и на этот раз его слова не возымели того эффекта, на который рассчитывал человек в маске. Снова, тайком от него, была нажата «тревожная кнопка». Опять добычей оказались всего несколько мелких купюр из коробки для сдачи. Но было и кое-что совершенно новое.
Уже имея опыт предыдущего нападения, работницы магазина получили в правоохранительных органах так называемую химическую ловушку, в просторечии – «куклу». Изготовленная в виде толстой пачки денег, внутри она содержала специальное устройство, выбрасывающее, при попытке ее вскрытия, множество брызг трудно смываемого красящего вещества – родамина.
Вот эту «куклу», лежавшую в прозрачном полиэтиленовом пакете, Ольга Гусева первым делом и бросила на прилавок, с которого на нее смотрело лезвие ножа преступника. Затем сверху высыпала десяток сторублевок из коробки, стоявшей рядом с кассой.
Заманчивый вид пачки купюр достоинством по пятьсот рублей каждая, так обрадовал налетчика, что он тут же схватил и мешок с «куклой», и те сторублевки, что были над ней. Затем, ни говоря более, ни слова, бросился бежать.
И на этот раз ревизию, чтобы установить сумму похищенного, завершили на другой день, когда тоже продовольственный магазин не работал, чтобы обеспечить условия для деятельности сотрудников следствия.
В ожидании приезда криминалистов, продавщицы прогуливались неподалеку от своего магазина и почти на том же самом месте, что и прежде, опять увидели то, что пригодилось сотрудникам уголовного розыска.
Где раньше они нашли брошенную преступником маску, теперь алело яркое пятно от сработавшей химической ловушки. Причем, не только снег окрасил розово-оранжевый родамин. Вокруг хаотично валялись, пропитанные краской продолговатые бумажные листки, нарезанные под размер купюр достоинством в пятьсот рублей, как раз и составлявшие основу «куклы».
А раз так, то по всему городу был объявлен в розыск человек со следами контакта с содержимым ловушки. Вот только долго искать его не пришлось. Покрашенный родамином гражданин сам пришел в полицию с заявлением о явке с повинной.
Им оказался, живущий неподалеку от продовольственного магазина, дважды подвергавшегося налету, грузчик коммерческого предприятия Сергей Карпенко. Он рассказал, что в ходе долгих новогодних выходных дней потратил на выпивку все, что было в их семейном бюджете. И находился в изрядном подпитии еще до наступления Старого нового года, когда домой со школы вернулся ребенок, чьи каникулы завершились на день раньше, чем у родителей. Ученику понадобилось на завтра принести в класс 600 рублей, о чем объявили в учебном заведении. Однако таких денег теперь уже не было в наличии. Вот и отправился глава семейства с тут же изготовленной маской в магазин.
Тогда, принеся домой нужную сумму, он избавился от всех улик. Выбросил не только лыжную шапочку с прорезями для глаз, но и камуфляжный костюм. Следующий налет на магазин по знакомому сценарию организовал уже тогда, когда просто не было денег на водку, чтобы продолжить застолье. Тем более что нож лежал в кухонном столе, а лыжных шапок было еще несколько.
Жадность подвела злоумышленника, когда он прямо на улице захотел пересчитать добычу из пачки в полиэтиленовом мешке. Когда же понял, что нарвался на ловушку, весь был уже в краске, отмыть которую с лица, а тем более отстирать с одежды ему не удалось.
Его действия в обоих эпизодах квалифицировали как разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья. Смягчила вину явка с повинной. Так что осужденному в итоге назначили наказание в виде четырех лет лишения свободы лишь условно, с таким же по продолжительности испытательным сроком.