Хто не скачет, тот Спартак!

Костя Федотов
Это правдивая история. Описываемые события произошли в Киеве в середине 70-х прошлого столетия. По просьбе выживших, все имена изменены. Из уважение к умершим все будет рассказано в точности так, как оно и было...

Институт был с натягом окончен и на семейном совете было решено (от греха подальше) по быстрому меня подженить.

Первые попытки были сделаны еще около года назад. Несколько раз меня брутально вынуждали ходить на свидания, организованные мамой. Понятно, без шантажа с ее стороны, типа «не пойдешь, отключим газ», там не обошлось...

Все свидания были вслепую. Теперь это называют по-модному Blind Date.

Когда я выпытывал у мамы, как выглядит объект, ответы всегда были односложными...

«Ты узнаешь ее... у нее такие красивые волосы» или «Ты узнаешь ее... у нее такие большие, красивые глаза». Самое прикольное было «Ты узнаешь ее... она умная»

Та, «с красивыми волосами» была под центнер, другая «с большими, красивыми глазами» носила очки минус 15... А у умной, вооще пробивались усики...
Зато у первой папа работал в Центральном универмаге, у другой мама-товаровед в мебельном, а третья через пару месяцев с родителями сваливала в Штаты...

Обычно, я этих девушек зимой, в сильную пургу водил на "Слоники" (была такая открытая забегаловка за филармонией), заказывал два стакана «Мадеры» на три рубля и мы начинали разговаривать.

Мои будущие невесты мерзли, тоскливо отстукивая марш Мендельсона золотыми зубами о граненые стаканы. Вино они только пригубливали - держали марку, а может и в правду на морозе не привыкли выпивать...

Мэрелин Монро как-то заметила: "Рассмеши девушку, и она уже наполовину твоя".

Так вот, я настолько хотел "рассмешить" девушек, что в интимных беседах на ушко (при -30), с придыхом, нашептывал содержание последних постановлений пленумов партии, а шоб уже полностью влюбить в себя - цитировал по памяти на украиньськой мове "Целину" Брежнева в переводе Рабиндраната Тагора.

Так, побалакав с полчасика, мы с трудом, отрывая примороженные тухесы от бетонных лавочек, сваливали. Покидая «точку», я злобно рыскал глазами по сторонам, выискивая зарывшихся в сугробах бомжей-конкурентов на недопитый стакан моей суженной-ряженной.

Когда мы уже отходили от кафешки на пару десятков метров, я дико извинялся и просился у дамы позволения сходить до ветру (все ж таки -30). Бегом назад, к ЕЁ стакану -  не пропадать же добру...
Признаюсь, было дело... Все мы вышли из одной, совковской шинельки...

В этот раз, мама подыскала мне внучку академика (я, как никак, уже имел статус инженера), выпускницу журфака университета.

Обычно я забивал свои стрелки на метро «Университеская», но мама, зная все мои повадки, велела ехать к Катеринке на такси. Мама отлично знала, где я провожу время с ее «невестами» и потому заказала нам столик в ресторане «Дубки».

Естественно, возник вопрос о моем гонораре, из которого я еще должен был оплатить такси, накормить и напоить Катеринку...

Когда я начал клянчить хотя бы «четвертачок», мне в грубой форме было отказано традиционной фразой, в мамином стиле: «Конечно, на своих б.л.я.д.ей у тебя всегда деньги найдутся, а на порядочную девушку...»
Пришлось к дискуссии о бюджете подключать отца: Рада проголосувала за «червонец».

Катеринка, если честно, не понравилась - такэ соби малэ, в окулярах и дубленци на босу ногу. Ладно, русские не сдаются... Гэроям Слава!

Подъезжаем к «Дубкам». Зал набит битком, дым столбом, орет музыка, запахи жаренной рыбы из кухни, вперемешку с благоуханиями "Красной Москвы"...
Наш столик уже был готов, причем на двоих, что тогда было крайней редкостью.

В те времена «Дубки» был островком свободы и демократии в социалистической Украине. Это был первый, постоянно действующий украинский Майдан. Конечно, акватория была поменьше, но люди!

Там, в «Дубках» как и на последнем майдане, все были близнецами-сестрами.
За одним столиком выпивали инспектор ОБХСС и широко известный в узких кругах антиквар-валютчик. Ментовские чины чокались и пели песни в обнимку с ворами в законе. Комсомольские главари (будущие банкиры) пили шампанское с комсомолками-проститутками, которых они еще днем шерстили (не в прямом смысле) на своих собраниях.
Кстати, стукачей, как и на нынешнем майдане, тоже хватало. Куда без них. Дай, Бог им здоровьячка...

В общем это была, именно та атмосфера дружбы и солидарности, которую мы видели на Крещатике в последний майдан.

И, конэшно же деятели культуры, куда без них... Конкин, Быков, Броник Брондуков. Все они были примером для нашего майдана. Всегда веселые и открытые для поклонниц, всегда любящие подраться, всегда в жопу пьяные...
Особым шиком для эти было свалить на шару, не расплатившись.

Нужно честно отметить, шо украинской речи на том майдане было поменьше, чем на нынешнем. В основном, мова звучала из-за ртов «золотой молоди» - диток украинского партийного и творческого бомонда.
Правда, с увеличением доз спиртного, в их диалогах начинали проскакивать заморско-москальские словечки... Даже, я бы сказал, специфические, лексические выражения монголо-татарского происхождения...

А муззыыыы... У майданов АБЯЗАААТЕЛЬНО должны быть музы. На нашем была Любка Успенская (тогда она еще была не Успенской... Какая-то другая русская фамилия, кажется Слуцкер). У последнего была Русланка.

Их девичьи и бабьи судьбы в чем-то схожи, как и их хобби. Любашка безжалостно меняла своих мужиков (их у нее было, вроде бы шесть штук), как рваные колготки. Русланке нравится перескакивать с одного члена на другой: в смысле с одной партии в другую. Причем с одним, обязательным условием - взасос, на камеру цемкаться с ее руководителем.

И еще, обе две любят взбодрить себя чем-нибудь интересненьким. Любашик старомодно, по совковски бухает, а вот Рустик, по-эуропэйски хавает всякие интересные, розовые таблэточки...

А вообще-то Люба была молодцом и пела такоооееее...

В те времена лабухам разрешалось после одиннадцати вечера (под большим секретом) сыграть «Я одессит, я из Одессы, здрасьте», ну и может, вверх фрондертва - «Ах, Одесса - жемчужина у моря». Все остальное приравнивалось к исполнению фашистского «Хорст Вессел».

Кстати, только недавно врубился, от чего этого наш Штирлиц, так рьяно, громче всех орал этот марш - если нацики орали "поднимем выше флаги...", то наш крот про себя весело напевал "все выше и выше и выше..."

Один из редких случаев, когда они что-то сфашистили у нас, а не мы скомуниздили у них. "Марш авиаторов" появился в СССР в 23-м, а «Хорст Вессел» - в 27-м...

Но я отвлекся... Так вот, Люба (понятно, за хорошое бабло) пела блатняк Аркаши Северного и многое такое, шо даже на кремлевских концертах слушали ЭТО, только через наушники, да и то - с широко закрытыми глазами...

На последнем майдане тоже спивалы писни. Особенно мне нравились повстанские... Такие романтические баллады про разбитые бандеровские сердечки. Они так берут за душу, щимят за бейцены. Этакие римэйки "поручиков голицыных", вперемешку со "штабс-капитанами овечкиными".
Ничего страшного. Все марши армии Буденного были римэйкам местечковых клезмеров. До сих пор народ тащится...

Смотрел на фейсы народа в последний майдан: такие чистые, такие тупо-одутловатые лица... Все, в едином порыве скандируют, спивають, пляшуть, скачуть...

И сразу перед глазами мои «Дубки»... Здесь тоже танцевали и прыгали киевский гопак - «семь-сорок».

Обэхээсник с фарцовщицей и заведующим овощной базы, лауреат с красным, пропитым носом в обнимку с армянским, голубым кинорежиссером, «золоти хлопчикы», типа Валеры Щербицкого со своими манекенщицами...

Все, как братья, все, как сестры, в едином порыве, пляшут, высоко закидывая стройные и не очень ноги в финских сапогах... Это был глоток воздуха в ту пору жесткой брежневщины и колосковщины...

Да, я смело утверждаю, что «Дубки» - это первый майдан! И теперешний - это его продолжение, так сказать его чудесный, инкарнационный оскал.

Пусть это звучит несколько метафизически, но кто побывал в "Дубках" - меня поймет... И даже очень...

Но вернемся к моим баранам, а точнее к моему свиданию в слепую. Я заказал трошкы хавчика с графинчиком водочки, из расчета, что Катеринка только пригубит, как и все предыдущие невесты.

Бросилось в глаза, как расцвела моя подружка по прибытию на место. Было ощущение, что Катеринка знает эту «точку» гораздо не хуже, если не лучше меня...

«Столицу» мы приговорили на пополам. Глазки невесточки заблестели, щечки разрумянились. Она стала даже немножко попривлекательней. А может мне просто захотелось... Заказали еще графинчик.

Мы плясали каждый «энергичный» танец и даже «медляк». Когда Катеринка прижималась грудкой малого размера к моему упругому животу, я в уме уже перебирал телефоны друзей с хатой... Вечер явно становился прожитым не зря...

Со временем, к нашему столику начали подруливать всякие дядечки и приглашать мою девушку на дансинг. Катеринка никому не отказывала...

Я, хоть и был к тому времени еще не достаточно извращенным, но уже знал по богатому опыту: девушки, подобные Катеринке, приходят на гулянку с одним дядечкой, а уходят, как правило с тремя другими...
Короче, как и Высоцкий уже «понял я, что в милиции делала моя с первого взгляда любовь»...

После очередного танца моя подруга возвращается с каким-то мужиком. Приглядываюсь: ух, ты... Да, это же игрок основы киевского «Динамо»! Не буду называть его фамилии (Мунтян).

Катеринка представляет: «Это такой-то... сейчас он у моего папы в аспирантуре учиться. Мы с ним хорошие друзья».

Аспирант-футболист присаживается за наш столик. Такой весь из себя прикинутый, вальяжный, довольный собой... По-хозяйски начинает разливать мою (!) водочку из графинчика.

Они о чем-то там балакают, а я даже не вникаю в суть... Свои выводы к тому времени я уже сделал окончательные и безповоротные, и только предвкушал, как я буду живописно рассказывать маме за ее мажоритарную кандидатку.

Урррааа! Наконец, наступит конец моим свиданиям!

Пока я, так фантазировал по поводу Катюшкиного импичмента, молодежь ушла танцевать, причем надолго. Я уже подумал, что назавжды.
Через некоторое возвращается одна Катеринка: "Пойдем, я познакомлю тебя с ребятами".

Подходим к их столику. Такая себе картина Ремарка «Три мушкетера»: аспирант-футболист, динамовец высокого роста (вратарь) и защитник Володя. У всех троих это был последний год в «Динамо». С ними две девушки (это без Катеринки) с очень белой, я бы сказал специфично-белой кожей. В Киеве таких называли тЕхничками.

Ребята отлично чувствуют себя на майдане. Танцуют в кружке, подпевают Любе «все могут короли». Их все узнают, лучшие особи женского подвида пытаются притиснуться, прижаться, потереться об героев нашего времени.

Иногда мы возвращаемся к столику, чтобы "шлепнуть" рюмчик-другой... И снова, айда на Майдан!

На нынешнем майдане есть такая развлекуха. Ее, якобы, придумал нынешний министр культуры.

Какой-нибудь штымп со сцены, кааакк завопит истошно: "Кто не скачэ, той москаль!"

И все дружно, разбивая бОшки о дырявые потолки своих хат-мазанок, начинают подскакивать до горы, соревнуясь, кто быстрее пробьет дыру в поехавшей крыше. Понятно же и коню - нихто не хочет быть москалем...

Так, вот мой ТАСС официально уполномочен заявить: данная развлекуха была нагло с.п.и.з.д.ж.е.н.а министром культуры Украины у нашего, "дубкового" майдана.

Вот, как все это было на самом деле...

Лабух объявляет: "Для наших гостей из команды "Динамо" Киев любимая песня их тренера, Валерия Васильевича Лобановского - «Хава Нагила!"

И почалось... Ползала азартно танцует, высоко закидывая ноги в тех же финских сапогах. Высокий динамовец машет рукой другой половине зала: мол, присоединяйтесь... Та, другая половина, с понтом, индифферентно его не понимает... Или не хочуть понимать...

Тогда Рудаков (вратать) на весь зал, кааак заорет:

ХТО НЕ СКАЧЕТ, ТОТ «Спартак»!

В один момент наступила поооолная, гробовааая тишина. Музыканты замерли в позах лотоса... Многие из сидящих прижались к стенам, самые храбрые полезли под столы...

Те, кто патриоты, быстро натянули, на вмиг поседевшие и полысевшие головы,  желтые миски с голубыми кастрюлями. Кому не хватило кастрюль, нацепили на уши маски петухов и козлов... Все ждали, шо ж будэ дали...

А дали, ну, ооочень, до неожиданности внезапно, на середину зала выбежала немолодая, но очень расхристанная проститутка тетя Света. Вся киевская молодежь (от 15 и выше) прошла через ее натруженные губы. На последнем майдане "тёть свет" было поболее, к тому же, кроме губ они использовали и другие, пропахшие бензином конечности...

В одной руке тетя Света судорожно сжимала надкусанный и очень консервированный огирок фирмы "Нежин", в другой - недопитую рюмку фирменного киевского коньяка "Билэ мицнэ".
В ее (одурманенном парами духов "Ландыш серебристый") мозгу проплывали фрагменты фильма "Чапаев": белогвардейский генерал Марк Лициний Красс, надменно покручиваю буденновские усы, проходит мимо толпы пленных красноармейцев: "Эээ, крипакы! А хто з вас будэ Спартак?"

Тетя Света гордо откинула голову, с чуть не свалишимся рыжим париком, набрала полную, нулевого размера грудь воздуха, и по-девичьи нежно прошепилявила:

Ну, я Спартак! И шо?

Поооотекли долгие минуты, а может и часы времени, пока басист из оркестра, Толик Штокман-Кабель не пропел: "Н-е-е-т, этооо яяяя Спааартаааак!"
Третим, как всегда был я... И понеслась...

Народ повылазил из-под столов, посрывал с черепов кастрюли, а с фэйсов - маски козлов. Все на перебой начали кричать: "Нет, нет, это я Спартак! Я Спартак! Я..."

И вот, уже откуда-то из самых темных углов кабака, прошелестело страшно-угрюмое, зловещо-пещерное слооово... Моосквааа...

А еще через пару секунд "чемпиииоооон"...

И вот уже весь киевский майдан-кабак скандировал: "Моооскоовский Спааартак, чемпиооон!"

Длинный динамовец стоял с высокопоникшими плечами и желчно хмурил брови... Потом не выдержал, злобно схватил Катеринку в охапку и выскочил из зала - наверное побежал до гардероба насильничать...

А весь зал, радостно взявшись за руки, заголосил любимую киевскую песню «Широка была страна родная».

Я заплатил за себя, за еще не снасилованную Катеринку и поехал писать «ленинградку» по десять копеек за вист.

А майдан гулял себе и гулял дальше... Тот первый свободный украинский Майдан!
И я был на нем!

Если есть желание почитать всю повесть "Записки киевлянина", то вам сюда:

http://proza.ru/2022/02/24/1312