Размышляя над памятником в Черкесске

Азамат Джанымбей
Скажу сразу свое мнение - памятник Жертвам Кавказской войны в Черкесске получился удивительный, и не только потому что он реально красивый, а ещё и потому, что он с огромным смыслом. Автор идеи и его создатели заслуживают самых искренних слов восхищения, ибо оказались людьми с большой душой и проявили НА ДЕЛЕ истинное ВЕЛИКОДУШИЕ, которое стало столь редким среди современных людей.

Для меня, как и для многих, давно уже не  удивительно, что все что связано с прошедшей войной по «покорению», а точнее варварской колонизации Кавказа, сопровождается знаковыми явлениями. Да, невозможно не признавать того, что такое варварство было тогда нормой для всех так называемых передовых наций мира, будь то англичане, испанцы, португальцы, французы, немцы, бельгийцы или американцы. Но от этого суть дела, как и сопровождающий его символизм, не меняются.
 
Знаковость памятника связана уже с тем местом, где он установлен - городом Черкесском (бывшей станицей Баталпашинской), и площадью имени Даута Гутекулова.

Здесь позволю себе сделать небольшой экскурс в биографию Даута Гутекулова. Должен сразу оговориться, что именно так, через «е» писал свою фамилию сам Даут, и именно в таком виде фамилия имеется в архивных документах. И еще одно уточнение, делаю его с одной единственной целью – восстановления исторической правды. Даут Гутекулов был из дворян. Бедность, о которой часто упоминается в книгах и материалах о нем, была неизбежным спутником всех дворянских родов, не вписавшихся в новую капиталистическую действительность, пришедшую на Кавказ после его завоевания. О происхождении Даута приходится говорить специально, поскольку без этого невозможно понять одну из главных причин его гибели. Но это уже отдельная тема.

Пока же, говоря о Дауте Нашховиче, считаю возможным сказать, что он был родным старшим братом отца моей матери - Мусы Гутекулова. Это к тому, что то, о чем я здесь говорю, известно мне не просто из книг, а  со слов моей бабушки и ближайших родственников, общавшихся с Даутом ещё при его жизни. 

Будучи одним из первых и самых известных черкесских революционеров, он еще в юности, обучаясь в Екатеринодарской военно-фельдшерской школе, абсолютно сознательно и всей душой принял социал-демократические, коммунистические идеи. Их воплощению на ниве национально-государственного строительства, решения проблем образования и здравоохранения, он посвятил всю свою недолгую жизнь. За них он и погиб трагически на 37 году жизни в 1926 году.

Свою верность Советской власти он объяснял очень просто. Только в ней он видел возможность преодоления тех экономических противоречий, а так же национальной вражды и неприязни, которые были неотъемлемой частью жизни как самих горцев, так и русского, казачьего населения Кавказского края. Только в ней он видел власть, которая может исправить наследие ужасов и несправедливых последствий Русско-Кавказской войны, может способствовать национально-культурному возрождению черкесов и других народов Кавказа, их самосохранению как народа.

В этом он оказался абсолютно прав - спасибо Советской России, спасибо Советскому Союзу за то, что было сделано для сохранения наших народов, подъема их образовательного и культурного уровней. Многие сегодня воспринимают это как данность, но в царской России всё было далеко не так.

Далее относительно символизма самого памятника в том его виде, как он есть сегодня.

(Продолжение http://www.proza.ru/2017/05/31/2085)