Отдых по курсовке или впервые в Трускавце

Михаил Бортников
 
В первый раз в Трускавце я побывал тридцать лет назад, через год после того, как меня выписали из инфекционной больницы, куда я попал с гепатитом. Каждый месяц потом я ездил в поликлинику моряков, и натощак сдавал кровь из вены на "печёночные пробы". Сколько показателей крови лаборанты определяли, не знаю, но уровень билирубина в крови стабильно оставался высоким.

К тому времени я давно уже работал на ремонте траулера "Лиман", а в море врачи меня не выпускали. И это при том, что я ел только рекомендуемые продукты: варёную говядину, творог в огромных количествах, обычно с мёдом, паровые котлеты, диетические супы. Странно, но я не испытывал никакой тяги к жареной пище, к копчёностям и к алкоголю.

Врачи посоветовали съездить в Трускавец, главный бальнеологический курорт Украины, специализирующийся на лечении заболеваний печени и почек, и выдали мне соответствующую справку-рекомендацию и санаторно-курортную карту. Дожив до сорока трёх лет, в санаториях я ни разу не лечился. Профсоюзная путёвка с оплатой тридцати процентов стоимости, мне, конечно, была положена, но путёвок ни в Трускавец, ни на кавказские минеральные воды в профкоме не было.

- Поезжайте в Трускавец, покупайте курсовку, и лечитесь на здоровье, - так ответили профсоюзные деятели в ответ на предоставленные справки, - семьдесят процентов стоимости мы вам вернём, если вы принесёте нам оплаченную курсовку.
- А питание, а проживание? Тоже оплатите? И вообще, что такое курсовка? Где её можно купить?
-  Курсовка – это санаторно-курортная путёвка без проживания в санатории. В стоимость курсовки включено питание и комплекс лечебно-оздоровительных процедур. А продают их сами санатории, у них есть отделы реализации. Любой санаторий можете выбирать, так вам даже лучше, - терпеливо объясняла мне сладкоречивая работница профкома.
- А жить где прикажите? В гостинице?
- Честно скажу, на это не очень надейтесь. Начало июня - отдыхающих полно. Советую обратиться в квартирное бюро. Вы там оплатите проживание, а бюро вас направит на проживание в частном секторе. Чеки вместе с курсовкой принесёте нам. Ну, а уж дорога - это за ваш счёт. Желаю хорошо отдохнуть!

Одесский поезд пришёл во Львов в девять утра. Прямо с привокзальной площади отходили автобусы на Трускавец, до которого было менее ста километров. Через полтора часа я уже был в городе-курорте, и легко разыскал квартирное бюро, возле которого толпились курортники и желающие сдать комнату.

Города я не знал, практичным человеком никогда не был, и поэтому согласился на первое же предложенное мне в бюро жильё. Им оказалась комната на двоих с преподавателем вуза из Витебска, звали его, кажется, Николаем. Вместе с ним мы и пошли пешком по извилистой улице Тараса Шевченко по направлению к колхозному рынку. Багажа у нас обоих было не много.

Николай, как выяснилось по пути, приехал в Трускавец уже в третий раз, и тоже не сумел купить путёвку. Но в санаториях, расположенных на нашем пути - "Берёзке"и "Каштану", не огороженных никакими заборами, он разбирался.

- Недорогие санатории, отдыхающие живут в двухэтажных коттеджах, столовые общие, а на лечение ходят в курортную поликлинику возле нижнего бювета. Я сюда на танцы ходил.
- Коля, а бювет, - это что такое? - перебил я увлёкшегося рассказом Николая.
- Бювет - это павильон, к которому подведены минеральные воды. В нём больные набирают воду в свои поильники, надо будет тебе такой купить. Нижний бювет - старинный, а верхний, в конце парка, недавно построен. В бюветах из кранов течет подогретая вода разной температуры. Градусов до тридцати - для почечников, и до сорока - для печёночников. Это я про "Нафтусю" говорю, самую целебную воду, из-за которой сюда люди и едут. Отдельно можно набрать и другие воды - "Софию" и "Марию", но о них я ничего сказать не могу. Пить надо только то, что врач скажет, и не дай Господь больше, чем он прописывает. Даже умереть можно от передозировки, были такие случаи.

- А вкусная вода?
- Нет. Первое время, даже неприятная, с сильным нефтяным запахом и привкусом. Но привыкаешь быстро. Главное ведь то, что она реально помогает. Камни в почках растворяет, но для этого нужно приезжать надолго, дворяне раньше на два месяца ездили. Ну, хотя бы на двадцать четыре дня. На две недели не стоит и приезжать.
- Это я понимаю. Я так и рассчитываю. Ванны минеральные тоже здесь принимают?
- Завтра с утра я тебя к знакомому врачу отведу, она посмотрит твои анализы и сделает все назначения. И ванны, и подводный душ, и орошения, и массаж. А самое главное, скажет, когда и сколько "Нафтуси" пить. Будем вместе ходить, весь Трускавец на холмах расположен, и после водопоя и до приёма пищи нужно пешком ходить. Это обязательно.

- Моцион.
- Моцион, да. Но здесь врачи называют его терренкур -  лечение посредством пеших прогулок в гористой местности по специальным маршрутам.
- Ходить я люблю, и не устаю. Я стоять на одном месте не могу, поясницу сразу ломит.
- Массаж помогает. В Трускавце массажисты отличные, попроси врача порекомендовать, и прими сеансов десять, должно помочь.

Квартира у хозяев оказалась в пятиэтажке, напротив рынка, обычная трёхкомнатная, но не "распашонка". Сами они - четверо взрослых и грудной ребёнок жили в двух комнатах, а третью сдавали. На рынке мы с Колей только землянику покупали, и дома никогда не питались, даже чай не пили.

Комната у нас была неплохая, кровати удобные, нормальное постельное бельё, но кухня крохотная, а ванна всегда занята пелёнками. Душ принять было невозможно. "Опытный" Николай оказался по жизни таким же тютей, как и я,  неприхотливым и непритязательным. Года на три старше меня, высокий, симпатичный, спокойный, он был приятен в общении, в меру разговорчив, и не надоедлив.

Целый день мы проводили вне дома, благо оба любили пешие прогулки, а парк в Трускавце замечательный. Нужно было только не забывать дома зонтик, дожди были в июне ежедневно.  Расписание процедур было у нас разное, и после завтрака мы разбегались в разные стороны. Днём встречались в бювете или около него, на площадке под огромным навесом, где собирались любители петь хором и их слушатели.  "Поющий курорт" - так в то время называли Трускавец.

Николай показал мне приличную столовую, куда мы с ним купили талоны, и стали ходить постоянно, посоветовал хорошего врача в курортной поликлинике. "Нафтусю" мне прописали пить за  час до еды, сначала по сто грамм, потом по сто пятьдесят, через несколько дней - по двести.
 
Через неделю мне разрешили пить воду и после еды, но я сразу почувствовал себя плохо, и вернулся к прежнему режиму. Время перед едой мы с Николаем проводили в прогулках по столетнему курортному парку. Дышалось там удивительно. Парк заложили ещё в 1895 году, а в 1908 провели работы по расширению и благоустройству территории.

Я записался на пешеходную экскурсию по городу и выслушал интереснейшую лекцию о курорте, о его истории,  его знаменитых минеральных водах, и о курортном парке. Пожилой, но неутомимый  экскурсовод был влюблён в Трускавец и поведал нам немало легенд о городе и минеральных источниках курорта.
 
На въезде в Трускавец он показал нам огромный, неохватный дуб и предложил обнять его всем мужчинам вместе. Когда мы, взявшись за руки окружили дерево, он сфотографировал нашу группу и предложил обратиться на следующий день за фотографиями.
- Жёнам покажете, кого вы на курорте обнимали!

Благодаря трудам садовника Юзефа Яблонского, вложившего в проект всю душу, в начале века были высажены деревья местных пород - дубы, берёзы, грабы, пихты, ясени,  и экзотические деревья из южных стран - платаны и самшит.
 
"Нафтуся" была общепризнанной королевой трускавецких вод, уникальной в Европе по своему химическому  и биологическому составу и по целебному действию на человека. Название ее происходило от украинского слова нафта.
 
С присутствием в составе "Нафтуси" органических компонентов нефти давно связывали её биологическую активность и ценнейшие лечебные свойства. Играли свою роль и её микроэлементный состав и присутствующая в "Нафтусе" специфическая микробная флора.
 
"Нафтуся" нигде не продается и пить ее нужно только в Трускавце. Это связано с тем, что при контакте с воздухом органические вещества нефтяного происхождения быстро разрушаются. По оценкам разных специалистов лечебные свойства "Нафтуси" сохраняются около двух часов. Поэтому эту минеральную воду лучше всего пить прямо в бювете.

Посредине парка, в его красиво оформленном уголке расположен источник с "Юзей", вкусной водой красоты и молодости, которую, в отличие от "Нафтуси", "Софии" и "Марии" можно пить постоянно,  и которой полезно умываться. Рядом - бронзовая скульптура, которую народ зовёт Юзей. Об этой Юзе нам на экскурсии тоже рассказали легенду.

Одно только обстоятельство угнетало меня. "Нафтуся",помимо всех перечисленных полезных качеств, обладала и мочегонными свойствами. В огромном курортном парке было всего два общественных туалета, и оба в нижней его части.  Обычных, городских и бесплатных, конечно. Их санитарное состояние было, как правило, ужасным. Для курортников, живущих в расположенных вокруг парка санаториях, упомянутое обстоятельство большой роли не играло, зато меня приводило вначале в отчаяние.

Но недолго. Ознакомившись с городом получше, я выделил для себя Дом Культуры, расположенный в десяти минутах ходьбы от нижнего бювета. На втором этажа центрального городского очага культуры располагалась библиотека с довольно большим читальным залом, а на первом, недалеко от входной двери, - Маленькая, но ещё более притягательная для меня комнатка. Читальный зал я и облюбовал для дневного отдыха. В съёмную квартиру нужно было идти минут двадцать, и кроме койки в ней не было ничего для меня притягательного.

Блуждая по городу, через несколько дней, я обнаружил и другой достойный внимания объект - плавательный бассейн. За один рубль я мог совершенно официально проводить в нём полтора часа. Дважды в день прогревали сауну для любителей парной бани. Вход туда стоил три пятьдесят. Я в парную никогда не хожу, но в Трускавце с удовольствием, и бесплатно, отдыхал от заплывов на скамейках полуостывшей сауны. Посещал я бассейн почти ежедневно.

Массажиста я себе нашёл сам. Мой тёзка, Михаил Богун, в то время снимал кабинет в Доме Быта - красивом теремке, построенном в карпатском стиле. Работал он великолепно, и впоследствии перебрался в курортную поликлинику. Боли в пояснице у меня ушли быстро, а шейный радикулит Миша мне долечивал в мой следующий приезд на Карпаты.

В Трускавце отдыхающим постоянно предлагали интересные автобусные экскурсии. Самая дальняя из тех, в которых я участвовал, была в Ужгород. Были и экскурсии в горы, наполовину пешеходные, была обзорная экскурсия по Львову и много других. Часто гастролируют на курорте приезжие артисты, скучать некогда.

Что касается женского пола, это - как везде. Говорят, что мужчины на курортах бывают трёх видов: львы, гусаки и ослы. Львы с женским полом не церемонятся, и харчами не перебирают. Сегодня - одна, завтра - другая. Гусаки - те на любую не согласны. Так весь отпуск и тянут головы вверх, выглядывают себе самую обаятельную и привлекательную, но времени на это обычно не хватает. С ослами тоже всё ясно, те на курорт приезжают со своими жёнами. В Тулу со своим самоваром.

Николай женщину себе присмотрел ещё в минском поезде, та ехала с подругой, и тоже в Трускавец. Поселились минчанки в гостинице "Карпаты", в одном номере. Обе были замужние, и довольно привлекательные, лет тридцати - тридцати пяти. Они нам частенько попадались возле бювета, а встречался ли Коля с понравившейся ему брюнеткой без меня, я не знаю.

Но за день до нашего отъезда было решено устроить пикник на природе. Надо сказать, что в то время с общественным питанием в городе было очень плохо, буквально некуда зайти. И спиртное в Трускавце не продавали, за ним ездили в Драгобыч, недалеко, полчаса на автобусе. В общем, культурно посидеть было негде. Но я тогда не пил совершенно, замужней блондинкой не интересовался, даже и закуски меня не привлекали, отвык.

Коля, однако, попросил его выручить, и после застолья увести вторую даму погулять на пару часов. Договорились, что сигналом к нашему прощанию станет свет, включённый в гостиничном  номере. Не знаю, что лечили белоруски в Трускавце, но выпили они много. Может быть, и мою порцию тоже выпили, и именно она оказалась лишней.  Как бы то ни было, Николай увёл полногрудую брюнетку в отель, а мы с изящной блондинкой потащились на прогулку. К счастью, дождя в тот день не было.

Но и скамейки в центре парка, возле бювета, были все заняты, а в отдалённых местах их было очень мало. Пришлось нам ходить по дорожкам парка и вести светскую беседу. Хорошо, что моя спутница тоже понимала, что в отель ей хода нет, и терпела. Близость молодой привлекательной женщины, пусть даже и пьяной, мало-помалу стала слегка меня волновать, и я с удвоенной энергией продолжал искать свободную скамейку.

Наконец, она нашлась - на дорожке, идущей над ручьём. Днём очень оживлённая, в темноте аллея была безлюдна. Мы присели на скамейку, и, конечно, я не помню, о чём говорили, потому, что мысли мои работали уже в другом направлении. Я только и успел обнять девушку за плечи, как её... резко стошнило, и хорошо, что не на меня.

Дальше я уже выступал в роли брата милосердия, спустился к ручью с холодной водой, умыл свою незадачливую знакомую, дал ей немного отдышаться и довёл до гостиницы. Свет в номере минчанок уже горел. Коля ждал меня возле отеля. Интимными подробностями  вечера мы с ним не делились.

* - На иллюстрации - скульптура Юзи возле одноимённого источника.