Жизни нить

Надежда Соколова 4
Деревня на краю леса или лес почти в деревне. Одинаково хорошо. Последний дом,а сразу за плетнем ельник. Дед Матвей жил в последнем доме. Дочка часто звала его в город. -Что ты один в хате,ровно бирюк какой.
Дед только отмахивался. -Чо я забыл в городу вашем. Вы там в домах больших друг дружку не видите. Вона соседка моя,давече,к сынку подалась. Приехала. Скучно ей в в стенах сидеть. Подалась она на улицу.да заблукала. К вечеру токо домой и добралась. А сынок-то не спохватился,что матерь где-то. К кому не сунется,никто ее сына не знат,а она адреса не знает. Вона я к тебе прибуду и че делать буду.
Не не зови не поеду.

Жил он после смерти жены Алены одиноко. Только и было живности у него кошка Мотя.
В этой Моте он души не чаял. Дочка обижалась. -Ты,батя внуков так не жалуешь,как кошку эту.
Дед только жмурился в ответ. Любил он внуков. Очень любил. Только любовь у него была строгая. -Дите должно родителей почитать. А у тебя ,Настя мальцы поперек наровят. Не помогают тебе вовсе. Дочка возражала. -Некогда им. Учеба нынче сложная. Матвей только головой качал. -Учеба это конечно.

И вспомнилась ему своя молодость. Какая была у него учеба. Три класса сельской школы. А затем война. Отец погиб в первые дни. И Матвейка пошел работать на поле.
А сорок втором вошли в село фашисты. Матйвека в полной мере хлебнул лихо.
Горело село. Маленького братишку фашисты сожгли вместе с хатой. Мамка дико закричала. А потом вдруг засмеялась.Дико звучал этот смех.
-Ой,бабы-Марья-то умом ушла. Матвейка седым стал в одночасье. Его приютил староста села.
-Ты,малец помогать мне будешь. На людях я староста. И ты большой уже-понимать должон. Не все людям знать нужно. А ты смышленый. Так и стал Матвейка к партизанам ходить. И однажды припоздал он из лесу. А когда пришел в село.
То старосты не застал. Его поманила бабка Лемериха. -Уходи,милай. Забрали ироды
Тимофея. Хороший он человек был. Я вот тебе узел-то собрала. И уходи,а то ведь не помилуют. Так Матвей потерял, ставшего родным, человека. Ночь он провел в лесу.
Ночные шорохи не пугали мальчишку. А утром пришел в отряд. Там начиналась его школа жизни.  Потом кто остался жив праздновал победу. Матвею было грустно.
Многих потерял он. Кажется навсегда замерла душа. Но нет. Пришло время и ...
Как-то по зиме шел он домой. И услыхал вскрик. Он рванулся на голос.
А там девчонка. Ногу подвернула. Сидела на снегу и морщила курносый нос.
-Больно?
-Что ж ты спрашиваешь. Сам как думаешь?
-Он помог ей подняться. -Что гуляешь поздно так?
-Я не гуляю. Возразила курносая. -Я учиться ходила. Я на вечерней занимаюсь.
Хочу учительницей стать.
-Ишь ты. Протянул Матвей. -Учительницей.
-А,что?
-Нет. Это я так. Это хорошо-учительницей. А затем,не зная почему,сказал.
-Я вот школу так и не закончил. А теперь куда я учиться. Поздно уже.
-А вот и неправда. Учиться всегда хорошо. А хочешь я помогу тебе.
-Ты?
-Я. Затем смущенно добавила.-Будешь моим первым учеником.

Так стала для него Алена не только учительницей,а и самым дорогим человеком.

Потом родилась Настя. Как они радовались. Маленькая моя. Гудел Матвей.
-Тише ты,ровно труба поешь.
-Это у меня сердце поет. Отвечал Матвей.

Шли годы. Подрастала Настенька. Алена хлопотала по дому,а вечерами сидела над тетрадями. Всегда с улыбкой. Всегда приветлива. Любил ее Матвей.
И когда ее не стало,ровно сердце разорвалось пополам.
Плакали соседки. -Ой молодая еще. Жить бы да жить.
Замкнулся Матвей. Уехал в самую глухую деревню. Там за тяжелой работой забывалось горе. Только ради Настеньки жить стал. На него заглядывались. А он никого не видел. Растил дочку. Работал. Вот уже заневестилась она.
-В город уеду. В селе,что делать мне. Матвей упрашивать не стал.
-Ехай. Ничего- ехай.

Там она жениха себе нашла. Парень Матвею не понравился. Но говорить не стал ничего.
-Как тебе Паша?
-Ничто. Может человеком станет.
Павел работать не скор был. Больше рассуждать о жизни любил.
И говорил.-Работа дураков любит.
Родились двоешки. Как одуванчики беленькие.
-Ты,Паша когда ж за ум возьмешься? Спрашивать стал он у зятя. -Дети у тебя. Их кормить треба.
-Вы,папаша не волнуйтесь. Я работу по душе ищу.
И доискался. Аж на пятнадцать лет работу себе обеспечил.
Настя поплакала. А затем устроилась в буфет.
-Это,что ж за работа такая. Сердился Матвей.
-Что ты,папа. Не хуже другой. Зато сыта я. И детям на сладкое хватать будет.
Матвею горько было. Думал он. Где ж упустил я тебя-доча.

Слушая ворчание дочери. И горбились его плечи.
Затем сказал он. -Ты,Настя детей ко мне привози. Пусть на вольном воздухе растут.
А школа и у нас есть. Лес рядом. Грибы да ягоды. А в городе для мальцов баловство одно.  Я им лыжи дам. Научу своим трудом жить. Нечего им лодырями расти.
А ты захочешь приезжай сюда. Здесь люди простые-но нить жизненная у них крепкая.
И ребята людями вырастут.