Иго и бремя

Рыжов Александр Геннадьевич
(из конспекта проповеди)

«В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» Мф.11:25-30

Вступление

Давайте вместе с первыми слушателями этих слов оглянемся назад. Иисус произнес это после того, как

• Объяснил в Нагорной проповеди суть Евангелия и новой жизни (главы 5-7);
• Совершил множество чудес, побуждающих задуматься о том, что Он не просто плотник (4:23-24, главы 8-9);
• Подготовил и отправил на служение по галилейским деревням двенадцать учеников (10:5-15), а затем и семьдесят (Лук.10:1-16).

Все это происходило в районе нескольких городков, в Галилее. Жители этой области имели самые прекрасные возможности для того, чтобы узнать о Боге и о Его пути спасения, такие, каких не было ни у кого до них. И как же они воспользовались этими возможностями? Совершенно бездарно, недаром Иисус сказал жителям этих городов:

«горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (11:21-24).

Так Иисус укорял города, «в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись» (стих 20).

А дальше идут очень странные слова: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (стихи 25-26). Я помню, что в первые разы, как читал Евангелие, они вызывали у меня внутренний протест: как можно радоваться тому, что от кого-то Бог скрыл истину? Иисус благодарит и славит Отца за это…


От кого Бог скрыл тайну Евангелия

Давайте по порядку разбираться. Во-первых, от кого Небесный Отец утаил Евангелие.

«Ты утаил сие от мудрых и разумных». Именно Бог утаил сие от мудрых и разумных. Но прежде именно Он дал им способности, знания, возможность учиться. В этом зале есть люди с высшим образованием. Это Бог дал вам возможность получить углубленные знания и хорошую специальность. Здесь есть люди с развитым умом, со способностью критически оценить ситуацию – это Бог дал вам такой ум.

Не гордитесь, поблагодарите Бога за свои способности. И он даст вам еще больше ума или даже того, что в Библии называется мудростью. Потому что написано «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). И еще написано в Евангелии: «низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лук.1:52-53).

Однако первые слушатели этих слов Иисуса не были людьми с высшим образованием. Нередко люди образованные бывают более скромного мнения о своих познаниях, чем невежды. Если сравнить рыбаков и крестьян Галилеи с жителями Иерусалими, то на диплом о высшем образовании скорее претендовали бы вторые.

Слова «мудрые и разумные» – это не об уровне интеллектуального развития, не об умственных способностях, а о духовном настрое – о гордости. Так и слово «младенцы» – не о физическом возрасте, а о противоположном духовном настрое – о смирении. «…утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

Скорее всего, в этом обращении Иисус имел в виду не книжников и фарисеев, которые были интеллектуальной элитой своего времени, а всех тех, кто не принял Его. Это видно из предыдущего отрывка, там Иисус обращается к целым населенным пунктам: к Капернауму, Хоразину и Вифсаиде, а не к верхней религиозной прослойке этих городков.

Не будьте теми, от кого Бог скрывает тайну Евагнелия. Вам может быть непонятно Евангелие. Вам может не нравиться ход мыслей Иисуса. Вам могут казаться неразумными заповеди Библии. Прочитанный текст объясняет причину этого: Бог все еще закрывает от вас Евангелие, а причина этого в том, что вы мудры в своих глазах. Главный авторитет в вопросах истины на сегодняшний день для вас – это вы сами. Как только вы согласитесь на то, чтобы место главного авторитета занял Бог и Его истина, открытая в Библии, все может измениться и Библия перестанет быть для вас закрытой книгой.

Кроме высшего образования есть еще вышнее, и мне бы очень хотелось, чтобы по результатам земной жизни у всех нас оказалось именно такое образование.


Почему Бог скрыл от этих людей тайну Евангелия

Нас должно радовать то, что радует Иисуса, и хорошо, когда мы благодарим Бога за то, за что благодарил Его Иисус. В этих стихах сказано, что Иисус поблагодарил Небесного Отца за то, что Тот сокрыл истину от мудрых в своих глазах.

Я долго не мог понять, как можно благодарить Бога за то, что Он кому-то не открывает истину. И до минувшего четверга я ни разу в жизни Бога за это не благодарил. Трудно благодарить за то, что тебе не понятно. Но на этой неделе я все-таки присоединился к этой благодарности Иисуса. Расскажу, как я пришел к этому пониманию.

Представим себе какой-нибудь закрытый клуб по интересам. Допустим, клуб любителей бабочек. В этот клуб принимают только тех, кто страстно увлекается коллекционированием бабочек, кто отлично разбирается в этой теме и кому интересны многочасовые разговоры на эту узкую тему. Посторонних на собрания клуба не допускают.

Теперь представим себе, что правила приема в клуб неожиданно меняются и двери его открываются для всех желающих. И клуб заполняется людьми, совершенно не интересующимися бабочками. Они пришли, чтобы посидеть в удобных креслах, попить бесплатные напитки, поговорить между собой на свои темы (не о бабочках). Что случится с клубом? Да он просто перестанет выполнять свое назначение. Прежнее его функционирование будет парализовано. Плевелы заглушат пшеницу.

Так что члены клуба любителей бабочек должны быть благодарны администраторам за то, что вход закрыт для непосвященных.

Вход в Царство Божье, вход в Церковь Божью тоже закрыт для непосвященных. Для тех, кто умны в своих глазах, но еще не умны Божьим умом, еще не интересуются интересами Иисуса Христа.


Призыв прийти к Иисусу

Но наблюдать, как Капернаум и соседние города низвергаются до ада, Иисусу было явно неприятно, Ему жаль этих людей, поэтому Он продолжает так: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (стих 28) .

Что значит «прийти к Иисусу»? Перестать быть мудрым и разумным в своих глазах, признать Бога главным авторитетом для себя – это и значит прийти к Нему. Гордость держит человека на расстоянии от Бога, как сила отталкивания между магнитами, повернутыми одинаковыми полюсами друг к другу. Перестаньте считать себя «плюсом», повернитесь к Богу своим «минусом», признав себя несостоятельным грешником. Начните думать о себе скромнее и смиреннее, и вас сразу потянет к Богу с огромной силой.   


Призыв обращен к труждающимся и обремененным

Иисус успокоит  только тех, кто ощущает грех как бремя, кого мучает это бремя, кому оно надоело. Для кого грех не тягостен, а только кажется чем-то приятным – тот еще не готов прийти к Иисусу .

Если говорить конкретнее, то слова о труждающихся, скорее всего, обозначают уставших от усилий спасти себя с помощью проповедуемых иудаизмом того времени способов. Слова эти говорят о тяжелых бременах религиозных традиций, которые книжники и фарисеи возлагали на плечи людей (Мф.23:4).

Если мы поищем в Новом Завете слово «иго», то встретим его в книге Деяний. Апостол Петр говорил про тех, кто взваливали на христиан «иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы» (Дн.15:10). И речь там идет о религии дел, о религии выслуживания перед Богом.

Может быть, кто-то уже много раз пытался начинать христианскую жизнь, но у него каждый раз не получалось, и он уже устал от этих попыток. Может быть, кто-то вообще неправильно понимает суть христианской жизни, представляя ее себе как исполнение системы заповедей и соблюдение системы запретов. При этом подходе христианство становится тяжелым бременем, но не таким его замыслил Бог.

Если вкратце, главное в христианстве – общение с Богом через Иисуса, познание Христа и преображение в Его образ. Потому в качестве решения проблемы Иисус предлагает труждающимся и обремененным не поднапрячься и усерднее исполнять заповеди, а прийти к Нему. Это называется благодать, и мы проповедуем об этом на наших богослужениях, если хотите узнать об этом больше, приходите к нам еще.


Призыв взять иго Иисуса

Иисус сказал слова, которые нам сегодня не совсем понятны. Он предложил Своим слушателям принять на Себя Его иго и научиться от Него. Рыбакам и крестьянам Его слова были хорошо понятны, а мы, городские жители, и иго видели не все. Речь идет про ярмо, которое надевали животному на шею перед тем, как выполнять какую-то работу.

Если животное должно что-то тянуть (плуг или телегу), то иго помогает ему в этом. Иго предполагает:

• Труд – если волу надевают на шею ярмо, тот понимает, что сейчас надо будет выполнять работу
• Покорность – под ярмом вол не может идти, куда хочет, но выполняет команды хозяина

В разговорном языке первого века выражение «взять на себя чье-то иго» означало стать чьим-то учеником, начать полностью этого человека слушаться. «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня» (стих 29). В одном древнем еврейском документе сохранилась строчка «Подставь свою шею под иго, и пусть твоя душа получит наставление». Об ученике в те далекие времена говорили, что он находится под игом своего учителя.

Скорее всего, галилеяне хорошо помнили, что Иисус по профессии плотник. И скорее всего, Иисус до тридцати лет сделал довольно много иг. Когда Он работал плотником, на дверях Его мастерской могла висеть вывеска «Лучшие ига во всей Галилее».

Когда плотники изготавливали иго, то делали не меньше двух примерок. Каждое иго выполнялось индивидуально для конкретного животного.

Иго Иисуса не натирает шею. У Бога есть отдельный план жизни для каждого приходящего к Нему. И иго, которое накладывает Он, не натирает выю нашей воли .

Люди могут накладывать иго, которое либо сжимает шею, либо болтается на ней, но мы можем молиться Богу, чтобы на нашей шее было Его иго .


Как связаны иго и бремя

Г.В. Костюченко так разграничивал крест и бремя. Крест (= иго) – это решение подчинить свою волю Богу. Бремя – это связанные с этим трудности. Бремя волу крепят к игу. Без ига куда телегу или плуг прикрепить? К хвосту что ли?

Бремя христианину тогда легко нести, когда на шее имеется иго подчинения воле Божьей, т.е. когда он несет крест . Когда человек Богу не посвящен, христианские ограничения и "узости" для него непонятны, непосильны и неподъемны.

Кто-то переживает: а получится ли жить по-христиански? Исполнять заповеди? Переносить насмешки? Если на вас будет иго Иисуса, то бремена нести получится.

В одной фразе встречается несколько глаголов в повелительном наклонении: «придите», «возьмите», «научитесь»… Не надо ждать, что Бог что-то сделает для твоего спасения – особенного призыва или знака или эмоционального всплеска. Бог уже сделал призыв, я прочитал его, человеку надо в ответ согласиться быть послушным Иисусу, другими словами, принять на себя Его иго (или взять крест).


Иго приводит к покою

«…и Я успокою вас» (стих 28). Вол под игом в чем-то похож на собаку в ошейнике. Общее то, что оба этих животных имеют на свое шее знак власти над ними хозяина. Мы все видели собак без ошейников. У них обычно ищущий взгляд. Они разыскивают себе пропитание, и в этих поисках часто подбегают к людям, просительно заглядывая в глаза. И если кто-то возьмет такую собаку домой, наденет на нее ошейник, та успокоится .

Настоящее спокойствие человека – в Боге. «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое» (Пс.61:2) .


Иго предлагается принять из рук кроткого и смиренного Иисуса

Многие способные учители бывают нетерпеливы и горячи. Когда я учился играть на гобое, моя преподавательница била меня по инструменту (мне было за 20 лет), а тросточка, которая была у меня в губах, била меня по зубам. Кроме того, тросточка эта, которая очень хрупкая и дорогая, от этих ударов портилась.

Как Иисус обходится с медлительными учениками, мы можем видеть на примере Его отношения к апостолам. Четыре Евангелия – это длинная история долгого терпения и огромной доброты. И эта история с продолжением. Она продолжается для каждого, кто поставляет свою шею под иго Иисуса. Может она продолжиться и для вас.

Мы все приходим к Иисусу гадкими утятами. Грешными, испорченными, несовершенными. А Его самое любимое занятие – это превращать гадких утят в прекрасных белых лебедей. И делает Он это не унижая человека, не упрекая его лишний раз.


Заключение

Сегодня может казаться, что остаться на месте – проще и спокойнее. Ничего не менять в жизни – проще и спокойнее. Мало ли, какие могут возникнуть неудобства, проблемы и беспокойства. Но библейская истина такова: путь, пройденный под игом Иисуса, это путь к покою. Выбор за вами, но я вам советую встать на этот путь и принять на себя иго Иисуса.

28.05.2017