Победные бои Михаила Баранова

Олег Каминский
     Среди тысяч советских асов истребительной авиации есть один совершенно уникальный летчик, который прославился в 1942 году, в дни тяжелейших сражений за Сталинград. Ещё бы! Ведь к тому времени на его счету числилось 24 личные воздушные победы (по нынешним уточненным данным, 23 победы), в том числе четыре из них он одержал в одном бою! Кроме него, никто из «сталинских соколов» не имел тогда таких достижений. Самое поразительное, что на вид этот летчик был не солидным, умудренным многолетним опытом ветераном, а самым обыкновенным худеньким 20-летним мальчишкой. Среднего роста, с веселой, мальчишеской улыбкой на веснушчатом лице, он был чрезвычайно скромным и даже застенчивым по натуре. Меньше всего в нём виделся грозный воздушный боец, тем не менее, паренек был виртуозным лётчиком, мастером воздушной стрельбы, имел звание старшего лейтенанта и был заместителем командира эскадрильи. Звали его Михаил Баранов. Чтобы иметь некоторое представление о нем, нелишне будет привести его краткие биографические данные.

     Итак, Михаил Дмитриевич Баранов родился 21 октября 1921 года в деревне Горки ныне Кингисеппского района Ленинградской области в обычной русской крестьянской семье. В 1937 году он окончил неполную среднюю школу в деревне Выскатка, после чего работал учеником, затем токарем на заводе имени С. М. Кирова в Ленинграде. В октябре 1938 года окончил Ленинградский центральный аэроклуб, а в следующем году вступил в ряды Красной Армии. Пожелав служить в авиации, он стал курсантом Чугуевской военной авиационной школы лётчиков, которую окончил в октябре 1940 года. Получив звание младшего лейтенанта, он отправился служить в 271-й истребительный авиационный полк Северо-Кавказского военного округа. А в мае 1941 года его перевели в 183-й истребительный полк на должность командира звена. В этом полку он встретил начало Великой Отечественной войны, а с 13 сентября 1941 года уже воевал на Южном фронте. С этого момента, начинается счет его воздушных побед и, именно о них, мы поговорим более подробно.

     Считается, что свою первую воздушную победу он одержал 22 сентября 1941 года, сбив Ме-109 в районе села Ново-Августиновка Синельниковского района Днепропетровской области. Правда, в документах противника нет никаких сведений о потерях истребителей в данном районе. Отмечены лишь некоторые потери в районе Перекопа в Крыму, а также в районе аэродромов Чаплинка и Херсон, находящихся слишком далеко от места боя Баранова. 

     28 сентября Баранов заявил, что западнее города Ново-Московск (северо-восточнее Днепропетровска) сбил ещё один Ме-109. Жаль, но и этот случай не нашел подтверждения в немецких документах. Надо полагать, в первых боях юный лётчик слишком горячился и ошибался, принимая желаемое за действительное. 

     Зато насчет третьей победы он уже не ошибся. В представлении к награде, командир 183-го полка майор А. В. Хирный написал, что 2 октября Баранов сбил вражеский самолет Хш-126 в районе села Богуславка в Синельниковском районе Днепропетровской области. Там же в наградном документе описаны и любопытные обстоятельства этого поединка: «Во время воздушного боя самолет младшего лейтенанта Баранова был подбит зенитной артиллерией противника, в результате чего самолет загорелся. Младший лейтенант Баранов на горящем самолете перетянул линию фронта и на высоте 150-200 метров покинул самолет, воспользовавшись парашютом». 
     Именно на основании этого представления Баранов был награжден 5 ноября 1941 года орденом Красного Знамени. Весьма забавно, что на основании того же представления, на следующий день, по недоразумению, Баранов был награжден вторым орденом Красного Знамени! Такой вот приятный казус! Вернемся, однако, к сбитому Хш-126.
     Действительно, в немецких документах за 2 октября отмечены потери самолетов этого типа, причем не одного, а двух. Один Hs 126В-1 Werk-Nr.3162 из 4-го отряда 13-й группы войсковой разведки был серьезно поврежден (на 40%) в результате атака истребителя около какой-то Сидниковки, местонахождение которой определить не удалось. Но больше всего на роль жертвы Баранова подходит Hs 126 Werk-Nr.4149 из 1-го отряда 23-й группы войсковой разведки, который был сбит истребителем около поселка Раздор (Раздоры) Синельниковского района Днепропетровской области. Лётчики немецкого самолета, - пилот фельдфебель Рихерт и наблюдатель фельдфебель Нотель, - погибли.   

     Ровно через месяц - 2 ноября, Михаил заявил, что сбил Хш-126 в районе населенного пункта Дмитриевка северо-западнее Бердянска. Жаль, но документы противника не подтверждают эту победу Баранова. Да, в них учтена потеря в воздушном бою одного Hs 126 Werk-Nr.3186 и ранение наблюдателя обер-фельдфебеля Зигеля из 3-го отряда 13-й группы войсковой разведки, однако, это произошло в районе Бахчисарая в Крыму. Других потерь самолетов такого типа над Украиной в тот день не отмечено.   

     8 ноября он уничтожил один Хш-126 и один Ме-109, первый, как написано в документах, - северо-восточнее Купышево, а второй - юго-западнее Купышево. Правда, найти населенный пункт с таким названием не удалось. Возможно, речь шла об одном из населенных пунктов с одинаковым названием Куйбышево, которые, действительно, находятся севернее Мариуполя и севернее Таганрога. А сбиты эти самолеты были так.
      Во время штурмовки войск противника Баранов увидел вражеский самолёт - корректировщик. Выйдя из атаки, он набрал высоту и устремился на «Хеншель». Фашистский лётчик, видимо, не ожидал нападения, поскольку не успел даже попытаться ускользнуть от истребителя. Сблизившись, Баранов несколькими короткими очередями зажёг вражескую машину, и она стала беспорядочно падать. Уже возвращаясь с задания, Михаил обнаружил ниже себя и несколько в стороне четверку Ме-109. Не долго думая, он решил завязать бой с фашистскими истребителями. Используя внезапность, он сумел сразу подбить один Ме-109, и тот ушёл со снижением. В свою очередь, немцы тоже подбили его МиГ-3. На повреждённом самолете Баранов всё же пересёк линию фронта и благополучно произвёл посадку на своём аэродроме.
     Немецкие документы подтверждают потерю одного Hs 126B Werk-Nr.3412 из 1-го отряда 23-й группы войсковой разведки. Правда, они считают, что самолет был подбит огнём с земли и разбился при аварийной посадке в районе села Николаевское. На Украине есть несколько сел с таким названием, поэтому сложно сказать, возле какого именно Николаевского это произошло.
     По поводу сбитого истребителя есть больше информации. Оказывается, Баранов подбил Ме-109 ветерана французской кампании 1940 года и «Битвы за Англию» командира 9-го отряда 52-й истребительной эскадры 23-летнего обер-лейтенанта Курта Шаде, у которого на счету было 6 сбитых советских самолетов, за что он был награжден Железным крестом 1-й степени. Немецкому асу пришлось совершить вынужденную посадку на фюзеляж за линией фронта где-то в районе Таганрога. Бросив свой самолет Bf 109F-4 Werk-Nr.7183 «Schwarze Winkel 1», ему удалось, несмотря на ранение, перейти линию фронта и на следующий день благополучно вернуться в свою часть.
    
     Внушительную победу одержал Баранов 24 декабря: он так удачно атаковал Ю-88, что вражескому пилоту ничего не оставалось, как произвести вынужденную посадку на поле возле поселка Черкасское в Славянском районе Луганской области. Истребитель тоже получил повреждение мотора, но Михаил удачно приземлился на случайной площадке. А в это время группа бойцов истребительного батальона под руководством старшего группы милиционера Славяносербского районного отделения милиции П. П. Косинского окружила немецких лётчиков. Метким выстрелом Косинский убил одного фашиста, остальные залегли. Один из бойцов, воспользовавшись замешательством врагов, в одно мгновение оказался у них в тылу и застрелил пулеметчика. Оставшиеся два немца подняли руки вверх. За героизм и отвагу группа истребительного батальона была представлена к правительственной награде, а П. П. Косинский награжден орденом «Знак Почета».
     По немецким данным, с самолетом Ju 88A-5 Werk-Nr.3122 (5Z+OA) из 76-го метеорологического отряда связь прервалась в 9 часов 30 минут по Берлинскому времени (на два часа позже Московского времени), примерно в районе Мариуполя. Экипаж самолета-разведчика погоды состоял из пилота обер-фельдфебеля Йоахима Пиуса, штурмана-метеоролога Карла Швинкендорфа, радиста унтер-офицера Рейнгольда Танца и механика унтер-офицера Рудольфа Менца. Все они считаются пропавшими без вести. Однако, по крайней мере, один из них - Рейнгольд Танц - попал в плен, так как о его допросе даже упоминали в какой-то советской газете.
 
     С 18 января по 31 января 1942 года вместе со своим полком Баранов принимал участие в Барвенково-Лозовской операции, а в феврале его назначили заместителем командира эскадрильи.

     Вскоре, 17 февраля в бою западнее Краматорской он уничтожил самолет-корректировщик Хш-126. В списках потерь немцев действительно числится Hs 126 Werk-Nr.4072 из 5-го отряда 32-й группы войсковой разведки, однако считается, что он разбился по техническим причинам в районе Городище, при этом один летчик был ранен. К сожалению, подробностей боя Баранова нет, поэтому о причинах противоречий можно только догадываться.

     Через месяц после этого, - 18 марта полк, в составе которого воевал Баранов, был направлен в тыл, в Приволжский военный округ в Саратовскую область, для отдыха и обучения лётчиков пилотированию истребителя Як-1. Ещё через два месяца, - 26 мая полк с новенькими самолетами попал на Юго-Западный фронт, однако, провоевав всего два дня, 28 мая передал оставшиеся 20 Як-1 и 12 летчиков в 296-й истребительный авиационный полк, и убыл снова в тыл за новыми самолетами. Как и остальным лётчикам полка, Баранову пришлось находиться вдали от передовой в общей сложности пять месяцев, а ведь за это время юный ас вполне мог увеличить свой боевой счет. И только 13 июля 183-й полк снова попал на фронт и вошел в состав 8-й воздушной армии, которая воевала в районе Сталинграда. Здесь, наконец-то, Баранову представилась возможность снова проявить свое незаурядное мастерство лётчика-истребителя. 

     Уже 22 июля в бою возле аэродрома Морозовский Баранов и его подчиненный сержант Д. Ф. Сидоров сбили по одному Ме-109. В этот день, по немецким данным, был потерян Bf 109F-4 Werk-Nr.13346 «Gelbe 3» лейтенанта Карла-Дитера Мау из 2-го отряда 3-й истребительной эскадры «Удет». Этот 21-летний лётчик, имевший на счету две воздушные победы над русскими лётчиками, совершил вынужденную посадку, был взят в плен женщинами-казачками и доставлен ими в штаб одной из советских воинских частей. Правда, немцы считают, что это произошло где-то в районе Тормосина, - далеко юго-восточнее Морозовского аэродрома, - но ведь они могли ошибиться.

     Ещё один Ме-109 Баранов сбил 24 июля в районе хутора Плесистовский (северо-западнее Калача). Его однополчанин младший лейтенант Ф. А. Кирилюк также заявил, что сбил Ме-109 в районе Аржановского. Жаль, но в немецких документах потерь истребителей в тот день не зафиксировано. 

     25 июля Баранов одержал сразу две воздушные победы: восточнее хутора Венцы (Клетский район Сталинградской области) он сбил пикировщик Ю-87, а возле хутора Володинский (35 км севернее станицы Верхне Чирская Суровикинского района Сталинградской области) сбил довольно редкостный самолет – итальянский истребитель «Макки-200». Ещё один Ю-87 сбил в районе совхоза «10 лет Октября» (район Калача) младший лейтенант Ф. А. Кирилюк. Судя по всему, обстоятельства этого боя, в котором участвовал Баранов и Кирилюк, изложены (орфография сохранена) в наградном документе на командира 2-й эскадрильи 183-го полка капитана В. К. Мазуренко:
     «25.7.42 г. шести пилотам-истребителям под командованием тов. Мазуренко, была поставлена задача: - Прикрывать переправу в районе Калач. При подходе к месту прикрытия, тов. Мазуренко увидел, что 20 самолетов противника типа Ю-87 бомбили наши войска. Бомбардировщиков Ю-87 прикрывали 10 истребителей типа Ме-109ф и 6 самолетов типа Макки-200. Тов. Мазуренко подал команду и повел наши самолеты в атаку на бомбардировщиков. В результате атаки, два самолета Ю-87 были сбиты, и горящие врезались в землю в районе Калач. Остальные бомбардировщики ушли от цели, не сбросив бомбы. Боевое задание на прикрытие переправы и наших войск было выполнено. В это время истребители противника атаковали группу тов. Мазуренко, завязался воздушный бой, в результате которого шестерка тов. Мазуренко сбила еще три истребителя противника, а остальных разогнали. Лично тов. Мазуренко сбил 1 самолет Ме-109ф и 1 Макки-200, которые упали в районе Калач».
     Интересная информация по этому поводу есть в документах противника. Из них явствует, что в этот день очень не повезло 4-му отряду 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков «Иммельман». Один Ju 87D-3 Werk-Nr.2280 (Т6+НМ), будучи подбитым в воздушном бою, разбился при вынужденной посадке в 15 км южнее Клетской (квадрат 3071). При этом пилот, - кавалер Рыцарского креста командир 4-го отряда обер-лейтенант Мартин Мёбус получил травмы. Другой Ju 87D-3 Werk-Nr.2442 (Т6+ВМ) был сбит в воздушном бою и упал в 5 км северо-западнее хутора Нижняя Голубая (квадрат 3087) в районе Калача. Пилот унтер-офицер Эрих Люде спасся на парашюте, а радист унтер-офицер Вилли Мольтер пропал без вести. Ещё один Ju 87D-3 Werk-Nr.2403 был поврежден на 40% в результате зенитного огня и неудачной посадки на аэродром Тацинская.      
     А итальянцы отметили, что в этот день 9 их самолетов из 21-й автономной группы истребителей наземного базирования сопровождали группу немецких пикировщиков Ю-87 в район Калача, где вели бой с 15 русскими истребителями ЛаГГ-1 (шестерка Як-1 капитана В. К. Мазуренко!). В бою самолет Macchi МС-200 лейтенанта Джино Лионелло получил повреждения, а сам он был ранен.
     Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Баранов и Кирилюк действительно уничтожили «штуки» обер-лейтенанта Мёбуса и унтер-офицера Люде, а «Макки-200» лейтенанта Лионелло подбил либо Баранов, либо Мазуренко. 

     Своеобразный «хетт-трик» совершил Баранов 27 июля. По докладам лётчика, один Ме-109 был сбит им в районе хутора Остров Суровикинского района, другой Ме-109 – возле станицы Добринка Урюпинского района, а возле совхоза «10 лет Октября» уничтожил Ю-87. Младший лейтенант Ф. А. Кирилюк в районе Калача тоже сбил один Ме-109. Заявили о воздушных победах и пилоты других частей. Например, капитан Б. Н. Еремин из 296-го полка сбил в районе аэродрома Илларионовский один Ме-109, лейтенант М. В. Волынкин из 929-го полка возле совхоза «Победа» сбил один Ме-109, а затем вместе с лейтенантом А. С. Суравешкиным и ещё одним лётчиком уничтожил Ю-87.
     Однако согласно немецким данным их истребители потерь не имели. Лишь два истребителя Bf 109F-4 3-й эскадры «Удет» получили легкие повреждения (на 25% и 10% соответственно) при посадке на фюзеляж из-за полной выработки горючего, один – в районе Морозовской, другой – возле Фролова (между прочим, пилотом этого «Мессера» был лейтенант Вильгельм Лемке, имевший к тому времени 36 воздушных побед).
     Зато тяжелую потерю в тот день понесла 2-я эскадра пикирующих бомбардировщиков «Иммельман» - из вылета не вернулся командир 6-го отряда 30-летний капитан Эрнст Фикк, который за 220 боевых вылетов был награжден посмертно Рыцарским крестом. Правда, немцы считают, что его Ju 87D-1 Werk-Nr.2507 (T6+AC) был сбит зенитным огнем при налете на скопление советских танков в 10 км северо-западнее Калача и он погиб вместе со своим радистом унтер-офицером Людвигом Шубертом. Однако вполне вероятно, что именно Баранов уничтожил аса-пикировщика.
     Чтобы проиллюстрировать, какой ценой давались нашим лётчикам победы, нелишне будет упомянуть и об их потерях, хотя бы на примере полков 269-й дивизии. Так, только за один день 27 июля, из состава 183-го полка в воздушном бою в районе Калача погиб старший сержант В. К. Рубцов, пропали без вести лейтенант А. И. Кошелев и сержант А. В. Сухоедов, в районе Морозовской был сбит и тяжело ранен лейтенант И. И. Коряжкин. Трех лётчиков потерял 6-й полк: погибли капитан В. М. Воскобойников, старший лейтенант А. Н. Азаров, лейтенант П. М. Шишкин. А 148-й полк потерял четырех своих пилотов: пропал без вести капитан А. Г. Глазырин, погибли старший лейтенант И. В. Борисов, сержанты А. С. Ангелов и Б. М. Есиков.   

     4 августа в районе населенного пункта Водинский старший лейтенант Баранов сбил ещё один пикировщик Ю-87. И в данном случае, судя по всему, Михаил вел бой в составе группы капитана В. К. Мазуренко. А сам бой описан в наградном документе на Мазуренко:
     «4.8.42 г. при выполнении боевого задания на прикрытие наших войск в районе Аксай – Абганерово, тов. Мазуренко, будучи командиром группы, в шесть истребителей, заметил, что 28 самолетов противника типа Ю-87 подходили для бомбежки к расположению наших войск. Бомбардировщиков прикрывали 15 самолетов истребителей Ме-109ф. Тов. Мазуренко принял решение: атаковать бомбардировщиков противника и повел группу в атаку. В результате атаки было сбито 3 самолета противника типа Ю-87 и 4 Ю-87 подбито, которые дымящими ушли. Лично тов. Мазуренко в этом бою уничтожил 2 самолета Ю-87, которые упали горящими в районе Аксай. Остальные бомбардировщики ушли – бомбежка наших войск была предотвращена. После этого наши самолеты были атакованы истребителями противника, завязался воздушный бой; после пятиминутного боя, истребители противника ушли. Наши самолеты вернулись на свой аэродром без потерь». 
     Выходит, что кроме одного Ю-87, сбитого Барановым, ещё две победы над «штуками» одержал также капитан В. К. Мазуренко.
     Из немецких документов следует, что в этот день в районе квадрата 3824 был потерян Ju 87D-1 Werk-Nr.2544 (2944) (T6+AH) из 1-го отряда 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков «Иммельман». Пилоту лейтенанту Альфреду Филиппу и обер-лейтенанту Рихарду Веберу (отправившегося в полет в качестве радиста) удалось спастись. Правда, причиной потери этого «Юнкерса» считается огонь с земли, но ведь не исключается ошибка немецких писарей.   

     На следующий день 5 августа Баранову засчитали два Ме-109, сбитых северо-западнее станции Абганерово (70 км юго-западнее Сталинграда) и в районе станция Абганерово – Плодовитое. Его однополчанин А. С. Юдин также сбил один Ме-109 восточнее станции Абганерово. И снова, ввиду отсутствия информации о боевых действиях Баранова в этот день, приходится воспользоваться текстом из наградного документа на Юдина, в котором, вероятно, отражен бой с участием Баранова:
     «На Сталинградском фронте 5.8.42 года при выполнении боевого задания на сопровождение штурмовиков в район Аксай 12 самолетов противника Ме-109ф атаковали наших штурмовиков. Тов. Юдин будучи в составе ударной группы, которая завязала воздушный бой с атакующими самолетами Ме-109ф увидал 4 самолета противника пикирующих на его группу сверху. Он резко развернул свой самолет вправо, атака Ме-109 не удалась. После этого тов. Юдин развернулся влево с набором высоты и вышел выше самолетов противника. С разворотом пошел в атаку и с первой очереди сбил самолет Ме-109ф, который врезался в землю в районе пункта Аксай (вероятно, здесь нашим штабистом была допущена ошибка, так как в других документах указано, что это произошло восточнее станции Абганерово)».
     Заглянув в сводку потерь Люфтваффе, можно убедиться в том, что в тот день под Сталинградом один истребитель был полностью потерян, а два – легко повреждены. У первого, - Bf 109F-4 Werk-Nr.10233 «Gelbe 9», - отказал мотор, и его пилоту обер-фельдфебелю Максимилиану Зайдлеру из 6-го отряда 3-й истребительной эскадры «Удет» пришлось произвести посадку за линией фронта западнее Калача. Получивший при этом травмы лётчик был спасен прорвавшимися немецкими танкистами и отправлен в госпиталь. Ещё один Bf 109F-4 Werk-Nr.7624 из того же 6-го отряда 3-й эскадры «Удет» был поврежден на 20% в результате ошибки обслуживающего персонала на аэродроме Фролов в районе станицы Обливская. А третий, - Bf 109G-2 Werk-Nr.14163 из 3-го отряда 53-й истребительной эскадры «Пиковый туз», - был поврежден на 20% в результате воздушного боя и неудачной посадки в квадрате 2823 (район Абганерово) и, скорей всего, именно он пострадал от атак Баранова или Юдина.

     А день 6 августа стал для Баранова поистине звёздным часом: в одном из боев он совершил подвиг, прославивший его на всю страну. Этот легендарный бой описывается в различных источниках по-разному, при этом некоторые детали отличаются друг от друга. Вот что, например, было написано в одной из статей:    
     «Командир звена 183-го истребительного авиационного полка 8-й Воздушной армии старший лейтенант М. Д. Баранов, возглавляя группу патрулировавших над переправой через Дон самолётов, вступил в бой с 25 истребителями противника. В первой атаке Баранов сбил один самолёт. Затем атаковал подошедшие бомбардировщики врага, подбил одни из них и принудил совершить посадку в расположении советских войск. В ходе боя Баранов заметил, что немецкие истребители атаковали советских штурмовиков. Баранов немедленно пришёл им на помощь и сбил ещё один вражеский самолёт. Израсходовав боезапас, он пошёл на таран и плоскостью своего самолёта нанес удар по хвостовому оперению вражеской машины. Та рухнула на землю. Баранов спасся, выбросившись с парашютом».
     А вот как описал этот бой в своей статье известный советский писатель П. А. Павленко:
     «При подходе к цели, группа Баранова заметила 4 Ме-109, атакующих нашу пехоту. План боя родился мгновенно. Баранов и сержант Савинов вдвоём сбивают один Ме-109. Второй фашист атакует Баранова. Лейтенант Юдин, выручая командира, зажигает самолёт атакующего врага. Пара уцелевших «Мессеров» уходит. И тотчас же, без передышки, завязывается второй бой: большая группа вражеских истребителей и бомбардировщиков нападает на 3 наших самолёта. Соотношение сил в пользу противника. На одного Баранова приходится 5 Ме-109 и 7 Ю-88. Он сбивает 2 истребителя, а когда иссякают боеприпасы, таранит 3-го. Самолёт немца и самолёт Баранова падают почти одновременно. Баранов выбрасывается с парашютом и под прикрытием своих товарищей благополучно достигает земли…»
     Вот ещё одно описание боя, уже в одной из современных публикаций:
     «Вечером 06.08.42 г. Баранов вылетел по тревоге в составе группы истребителей Як-1 на перехват бомбардировщиков Ju-87, шедших к городу Котельниково под прикрытием истребителей Bf-109F. Не смотря на то, что силы были неравными, наши летчики вступили в бой. Пока другие истребители вели бой с «Юнкерсами», Баранов смело врезался в строй «Мессершмиттов». Расстроив боевой порядок, тут же сбил одного из них. После успешной атаки ушел в высоту и оттуда на большой скорости стремительной атакой сбил Ju-87, который неосторожно отделился от группы. Тут Баранов заметил, как несколько Bf-109 атакуют поврежденный Ил-2. Он бросился на выручку и сбил «Мессершмитт» одной очередью. Затем снова пошел в атаку. Вскоре кончились боеприпасы. Догнав Bf-109, Баранов нанес удар крылом по хвосту и сбил его. Затем он набрал высоту и внезапно напоролся еще на одного. Два истребителя сошлись на встречных курсах. От лобового столкновения оба самолета разлетелись на куски. Баранов приземлился на парашюте на нейтральной территории, немецкие минометчики открыли шквальный огонь. Советские пехотинцы вынесли его из зоны огня…»
     Есть и другие варианты описания этого боя, но думается, достаточно и трех вышеупомянутых. Всего в одном этом бою в районе станции Абганерово, по некоторым данным, участвовали с нашей стороны 13 истребителей Як-1, а с вражеской – 22 истребителя Ме-109 и 18 пикирующих бомбардировщиков Ю-87. Однако, судя по всему, в бою участвовали не только пилоты 183-го полка, но и лётчики других частей. Считается, что всего в том бою, длившемся около часа, советскими лётчиками было уничтожено 9 немецких истребителей и 1 бомбардировщик, в том числе Михаил Баранов сбил четыре самолета - три Ме-109 и один Ю-87.
     Ну, с бомбардировщиком все просто – немецкие источники подтверждают потерю Ju 87D-3 Werk-Nr.2293 (T6 + AM) унтер-офицера Герберта Освальда из 2-го отряда 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков «Иммельман». Самолет считается потерянным в квадрате 4972 (район Абганерово), а его экипаж – попавшим в плен. Вне всяких сомнений, «авторство» этой победы по праву принадлежит Баранову.
     А вот с «Мессерами» дело обстоит гораздо сложнее. Достаточно сказать, что всего в районе Абганерово – Плодовитое – Аксай лётчиками 269-й истребительной авиационной дивизии было заявлено 16 сбитых Ме-109! Известно, что, кроме трех сбитых Барановым Ме-109, один Ме-109 сбил его однополчанин лейтенант А. С. Юдин. Также три «Мессера», как и Баранов, записал на свой счет лейтенант И. А. Пишкан из 6-го полка, два Ме-109 - старший лейтенант А. Н. Карасев и один Ме-109 - младший лейтенант И. Я. Сержантов из того же полка. Авиационные части других дивизий, действовавших в тот день под Сталинградом, тоже уничтожили несколько «Мессеров»: по одному Ме-109 сбили капитан И. И. Запрягаев (296-й полк), лейтенант М. В. Волынкин (929-й полк) и другие лётчики.
     Однако согласно немецким документам лишь один Bf 109G-2 Werk-Nr.13480 «Gelbe 8» из 3-го отряда 53-й истребительной эскадры «Пиковый туз» был потерян в воздушном бою в квадрате 39891, его пилоту лейтенанту Гансу Рёригу удалось спастись на парашюте. Один Bf 109F-4 Werk-Nr.13385 из штаба 1-й группы 3-й истребительной эскадры «Удет» был потерян не по боевым причинам: его пилот лейтенант Карл Бергманнн (имел на счету 12 сбитых советских самолетов) потерял ориентировку из-за сильного тумана, попытался произвести вынужденную посадку, однако в условиях плохой видимости разбился в районе станицы Обливская. Ещё один Bf 109F-4 Werk-Nr.13215 из 5-го отряда 3-й истребительной эскадры «Удет» был разбит на 65% при посадке на аэродром Фролов (150 км западнее Сталинграда). Кроме истребительных эскадр, понесла некоторые потери 1-я группа 1-й штурмовой эскадры: два Bf 109E-7 получили различные повреждения, - один на 35% от зенитного огня, другой на 45% из-за отказа мотора. Из всех перечисленных потерь, с большой долей вероятности, лишь Ме-109 лейтенанта Рёрига мог быть сбит именно Барановым, но об этом мы поговорим чуть позже.         

     Прервемся ненадолго, чтобы несколькими официальными строками подвести итог боевых действий 183-го истребительного авиационного полка за период с 15 июля по 9 августа 1942 года. Итак, по данным наградного документа на командира полка майора А. В. Хирного, личный состав полка под его руководством совершил 455 боевых вылетов, из них: на штурмовку войск противника – 39, на штурмовку аэродромов – 22. Сбито в воздушных боях 32 фашистских стервятника, штурмовыми действиями по аэродромам противника уничтожено 15 самолетов. За этот период полк уничтожил: автомашин – 80, зенитных орудий – 2, пулеметов – 54, солдат и офицеров – 355. Лучшим лётчиком полка был, несомненно, Баранов: на его счету была почти половина одержанных полком побед – 15 сбитых самолетов!

     Поэтому, совершенно заслуженно, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года Михаилу Дмитриевичу Баранову было присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 578).

     Однако после знаменитого боя удача отвернулась от Михаила Баранова. Дело в том, что, выпрыгнув с парашютом, он неудачно приземлился и при этом сильно повредил ногу и позвоночник. Медкомиссия отстранила его от полётов, но он продолжал летать. Вскоре ему присвоили звание капитана, он был назначен штурманом полка, а затем переведён в 9-й гвардейский Одесский истребительный авиационный полк. К сожалению, из-за полученных травм он часто болел. А в одном из полётов 17 ноября 1942 года судорога так свела ему правую ногу, что он с трудом произвел посадку. Михаила отправили в дом отдыха, однако там ему стало ещё хуже и его вынуждены были положить в госпиталь. В полк Баранов вернулся лишь 15 января 1943 года, причем с заключением врачей «Подлежит амбулаторному лечению в части, к полётам временно не допускать». Несмотря на это, уже 17 января он добился разрешения подняться в воздух. В первом же вылете на его самолете Як-1 отказал регулятор оборотов мотора, и Баранов вынужден был пойти на посадку. Как знать, возможно, это был знак свыше, предостерегающий его от дальнейших полетов в этот день. Однако Баранов не внял этому знаку и снова взлетел, уже на другом самолёте. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа самолёт вдруг накренился, перевернулся на спину и в почти отвесном пике упал на землю и взорвался. Причину падения самолета установить не удалось, возможно, Баранов потерял сознание из-за резкой боли в травмированном позвоночнике или ему снова свело судорогой ногу. Как бы то ни было, лучший ас советской истребительной авиации погиб. Похоронили Михаила Баранова в братской могиле на Привокзальной площади в городе Котельниково Сталинградской области. Кроме матери, извещение о смерти было послано и его жене Таисе (Таисии) Спиридоновне Качановой, проживавшей в Горьковской области. Когда он успел жениться – не известно, но, вероятней всего, это произошло в 1942 году. 

     Всего, по различным данным, он совершил 200 или даже 285 боевых вылетов, в 70 или 85 воздушных боях сбил лично 23 вражеских самолёта (в Представлении к званию Героя Советского Союза указывались 24 победы). По некоторым данным, ещё 6 самолётов он уничтожил на аэродромах. Подводя итог исследования воздушных побед Михаила Баранова, хочется сказать следующее. Как известно, в ходе войны лётчикам частенько засчитывались победы, которые в результате исследований и сравнения данных о потерях вражеской стороны не нашли документального подтверждения. А вот у героя нашего исследования Михаила Баранова, процент его действительных воздушных побед оказался довольно высок. Разумеется, абсолютно точно подсчитать этот процент и количество действительно сбитых им самолетов противника невозможно, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что эти показатели у него более высокие, чем у многих других «сталинских соколов», большинство заявленных побед которых вообще не совпадает с фактическими потерями самолетов противника.   

     А теперь вернемся к последнему бою Баранова, вернее, к тому моменту, когда он уже выпрыгнул с парашютом. Как сказано в одном из наших источников, «Летевший в другой группе наших истребителей младший лейтенант Иван Сержантов увидел, как на спускавшегося с парашютом нашего лётчика устремились 3 Ме-109, и смело вступил в бой с ними, чтобы спасти Баранова. Благодаря умелым маневрам, он сбил вражескую машину и прикрыл Баранова от последующих атак противника». В действительности, дело происходило несколько по-другому: не фашистские лётчики «устремились на спускавшегося с парашютом нашего лётчика», а наоборот – советский лётчик сержант В. Ф. Савинов из 183-го полка обстрелял спасающегося на парашюте немецкого лётчика лейтенанта Ганса Рёрига (имел на счету 14 побед), сбитого Барановым. После боя Савинов доложил, что убил немца. Однако немецкому асу, будущему кавалеру Рыцарского креста, повезло, и он остался в живых, отделавшись лишь потерей одного унта. Добравшись в свою часть, он рассказал своим камрадам о том, как его пытались расстрелять во время спуска на парашюте. До этого лётчикам «Пиковых тузов» никогда не приходилось попадать в подобные ситуации, поэтому, возмущению их не было предела. А командир 2-го отряда обер-лейтенант Клаус Квалет-Фаслем даже пообещал, что если ему представится такой случай, то он также расстреляет русского пилота. К счастью, ему не пришлось выполнить свою угрозу. И вообще, надо подчеркнуть, что случаи расстрела спасающихся на парашютах лётчиков на всем огромном советско-германском фронте были крайне редки. А вот американские лётчики не брезговали заниматься этим грязным делом и при каждом удобном случае безжалостно расстреливали спасающихся на парашютах лётчиков. Впрочем, это уже совсем другая история и к победам Михаила Баранова не имеет никакого отношения…