Воспоминания об отце

Дмитрий Маштаков
   О ПОСЁЛКЕ ВОДНЫЙ

  Посёлок Водный, Ухтинского района, - место, любопытное в нескольких отношениях.
  Прежде всего интересно оно тем, что именно здесь, на берегу меленькой речушки, впадавшей в реку Ухта, была найдена первая в России северная нефть. Было это весьма давно, обнаружить нефть было нетрудно - она прямо сочилась из-под земли, и добывать её можно было в неглубоких ямах, выкопанных на берегу. Хрустальная чаша с добытой таким образом нефтью была преподнесена Ивану Грозному.
  Пётр Первый тоже интересовался этой нефтью, отправляя её для анализа в Европу. Нефть оказалась хорошей, так называемой лёгкой нефтью, дающей после переработки ценные фракции. Её добычей, с переменным успехом, и занялись с тех пор российские промышленники. В п.Водный находится местный музей, в экспозиции которого обо всей истории промысла подробно рассказывается. В интернете можно найти и обзорную видеоэкскурсию по истории посёлка.

  Надо сказать, что "Водным", промысел, да и посёлок тоже, был назван не из-за нефти. С 1932-го по 1956 гг. это любопытное место имело более важное и даже уникальное значение - вода, извлекаемая из-под земли, содержала растворы солей элемента Радий (изотоп 226), и концентрация этого элемента в воде была невиданно высока.
  "Невиданно" - тут надо понимать, что такое редкие элементы, извлекаемые из-под земли. Всего радия за указанное время было добыто, в пересчёте на чистый радий, чуть более 150 грамм. Ещё 9 грамм осталось в "хвостах" - неизвлекаемое количество, остающееся в отходах после обогащения.
  И вот эти хвосты лежат на другой стороне реки, в достаточно компактном виде. Они отгорожены бетонным забором, который постепенно разрушается, и глиняным затвором, который не позволяет радиации просочиться в речку. В 2013 году вроде бы была принята программа перезахоронения этих отходов, и вроде бы организаторы гарантировали дальнейшее безопасное хранение на месте, более удалённом от населённых пунктов и с более качественным глиняным затвором от просачивания.
  Любопытно, как можно гарантировать безопасность на срок 4 тысячи девятьсот лет? Именно за такое время радиация должна снизится до более менее приемлемого уровня (радий - один из наиболее долгоживущих радиоактивных элементов).

  Итак, первое - нефть, второе - водный промысел. Есть и третье. Я с удовольствием узнал, что Водный является самым благоустроенным посёлком России (сравнительно недавно проводился такой конкурс).   Прекрасная природа, сосны между домами, чистая река, дошкольные и школьные учреждения, музей, театральная и культурная жизнь. И современное производство - завод "Прогресс", выпускающий электронные компоненты.

  Есть и четвёртое. То из-за чего я и речь о посёлке Водный завёл.
  В марте 1945-го года в этом посёлке родился я.
  Но, поскольку сам себе я мало интересен, то поведу дальнейший рассказ о моём отце, Маштакове Михаиле Петровиче, бывшим в то время экономистом в заводоуправлении пос.Водный. Его фото Вы можете видеть на иллюстрации, а снизу слева - он со мной на заборчике в п.Водный, и дело происходит летом 1946 года. Следом идёт карандашный рисунок, сделанный отцом, это моя мама  - Сепетая Ксения Николаевна, и далее – фото, сделанные в разные периоды времени.
   В верхнем ряду фото – мой прадед, дед, отец и я сам.


   О МОЁМ ОТЦЕ

  Отцу моему было в то время 45 лет, и о его жизни до моего рождения я знаю немного. Это потому, что мои будущие папа и мама были в 1935-м году репрессированы, папа по поводу "дворянского" происхождения и связях с иностранными специалистами, а мама по поводу убийства Кирова. И хотя оба ни сном, ни духом, у обоих нашли признаки контрреволюционный деятельности. В итоге они, как и все, оказались сначала в лагере под Карагандой, а затем в ссылке как раз в том месте, где я и родился. Познакомились они на работе - мама работала гидрогеологом, водный промысел был для неё как раз по специальности. Мама, как и отец старалась ничего не рассказывать мне о своей прежней жизни – лишние знания тогда были опасны, а я и не интересовался их прошлым.
  Вместе они играли в любительском спектакле. Отец был Подколёсин, а мама - Агафья Тихоновна. В отличие от героев Гоголя они поженились. И результат, то есть я - налицо. Все мои имевшиеся способности, и таланты неожиданно прорезавшиеся в пенсионном возрасте я несомненно унаследовал от них.
  Вы можете просмотреть мою страничку здесь, а также посетить поэтические странички на сайте Стихи.ру, чтобы убедиться - деятельность моя весьма разнообразна и успешна.
 
  Тем не менее, кое-что о своей предыдущей жизни отец мне рассказывал, многое я узнал впоследствии от своих многочисленных родственниках со стороны отца, которые живут в Санкт-Петербурге.

  Итак, Маштаков Михаил Петрович родился в самом начале прошлого века, и случилось это 7 января 1901-го года по старому стилю.
  На семь дней опоздал, но это немного. Но какие роскошные ёлки наряжали мы каждый раз на Новый год, когда жили на севере.
  Шли в лес с красной ленточкой осенью, потому, что выбирать ёлку зимой, лазая по громадным сугробам совершенно невозможно. Да зимой и ёлок не видно – все ёлки, которые имеют хоть какие лапы, засыпаны снегом по макушку. Из снега торчит один сухостой.
  Красная ленточка привязана, и по этой примете зимой несём ёлочку в дом. Ёлка не такая, как на московских базарах, – её ствола снаружи не видно.
  Между лапами провешиваются бусы, и между бусами устраиваются царства. Отец, и мы с мамой с увлечением клеим самодельные игрушки, затем отец их раскрашивает. Тут он мастер, недаром он в Ленинграде у какого-то известного графика учился. Тут и турок с усами в полосатых панталонах, тут и рыбки плавают в этих царствах, как в аквариумах. Электрических гирлянд нет, и не надо – зрелище завораживает. Ёлку можно рассматривать часами, и все каникулы после нового года проходят в этом мечтательном занятии.
  Конечно, детишки приглашались, и устраивался кукольный театр. Шились надеваемые на пальцы бибабошки – тряпичное тело, голова склеенная бумажная, или из скорлупы куриного яйца. Для самых малышей актуальное действо – все кормят куклу из ложки будто бы манной кашей, а кукла ловко уворачивается. Малыши в восторге, видимо, это для них животрепещущая тема.
 
  Миша родился в Ревеле. Немного погодя родилась его родная сестра Таня. Потом отец моего отца – Пётр Лазаревич со своей женой разошёлся, но количество сестёр и братьев у Миши прибавлялось. Пётр Лазаревич женился второй раз, и в новом браке появилось шесть детей – Юра, Ира, Ксеня, Наталья, Игорь и Олег. Вся семья - 10 человек, дружно жила в однокомнатной квартире на Васильевском острове. С-Петербург - культурный центр, естественно, что в нём взращиваются всякие таланты. Тем более что «мама Зоя» - так называл её Миша, в девичестве своём воспитывалась в престижном Ксенинском институте благородных девиц, с занятиями музыкой, иностранными языками и бальными танцами. И теперь всю свою энергию она направила на воспитание всей этой разношёрстной малышни. И преуспела – все дети музицировали и любили рисовать. Играли и на скрипке, и на фортепьяно, а уж дудели во что угодно.
   И мой отец тоже старался со мною заниматься, у знакомого столяра он заказал набор кубиков разнообразной формы. Кубиков было много, дом из них построить было можно в мой детский рост.
   Небольшой домик с окошками, за которыми помещалась лампа, накрытая красной материей, и кубики, изображавшие подъехавшие пожарные машины, создавали сцену тушения пожара. Это было красивое зрелище, заменяющее и телевизор и компьютер. На мой взгляд, кубики дают большую пищу воображению, чем компьютерные игры.

   Среда, в которой происходит начальное развитие ребёнка, сказывается на его последующей жизни, будь то воспитание в семье, или обучение в начальной школе. Мишей во время его детской жизни в Петербурге занимались достаточно и в семье, и в школе. А школа эта была известная и с хорошими традициями – школа Карла Мая. Прочесть о ней, и о её выпускниках, можно тут - http://www.kmay.ru/  А вот персональная страничка отца, с многочисленными родственниками и датами их жизни -  http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=2018
    Миша учился на подготовительном отделении этой школы в 1910 – 1915 гг. В одном классе вместе с ним учился его друг, Лёвка Модзалевский, выпускник школы Мая, впоследствии – известный литературовед, исследователь творчества А.С.Пушкина. Михаил и Лёвка играли на рояле, причём Лёвка играл лучше, и Михаил завидовал ему, поскольку Лёвка справлялся с 12-м этюдом Скрябина, а у Михаила не получалось сыграть его на должном уровне.

    Присутствие рояля прослеживается через всю историю нашей семьи. Мой прадед – Пётр Лазаревич Маштаков жил на волжской земле, в селе Кадышовка, Хвалынского уезда Саратовской губернии. Он был зажиточным крестьянином, сам вёл своё большое хозяйство. А были у него два дома – летний и зимний, амбар под железной крышей, два быка, сад, огород и рояль в одном из домов.
    В 1953 году рояль появился и в нашей семье. К тому времени мама, папа и я жили на новом месте - восточнее Ухты велась добыча газа и нефти, и мы переехали, вначале в пос. Крутая, а затем – в пос. Вой-Вож. Отец работал экономистом в плановом отделе нефтепромыслового управления, а для мамы работы не нашлось, и она сидела дома и заботилась обо мне. У нас была квартира из двух комнат на втором этаже бревенчатого дома, и в большой комнате появился рояль, занимавший большую её часть. 
    В занятиях музыкой я не преуспел, и, как выяснилось потом, у меня была неправильно поставлена рука, но мама играла Шопена, и отец музицировал и сочинял музыку. С его творчеством того периода можно познакомиться тут -
http://yadi.sk/d/-sOSIfmm3JcvHQ
    Удивительными путями идёт человеческая история, делая неожиданные возвраты, - разве можно было предположить, что я, будучи уже в пенсионном возрасте, займусь синтезом музыкального звука и сумею озвучить те музыкальные произведения, ноты которых остались мне от отца? Теперь с удовольствием слушаю, некая ностальгия о середине прошлого века разлита в этой музыке. 

    Другим увлечением отца была живопись. В бытность свою в Санкт-Петербурге он обучался графике, и прекрасно рисовал пером по бумаге тушью, в технике мелкого штриха, которая в 19-м веке широко применялась для создания книжных иллюстраций, и только начиная с 1920-го года стала вытесняться растровой полутоновой печатью хорошего качества.
    Отец рисует акварелью, но, в основном, маслом. Портреты, пейзажи, натюрморты, как с натуры, так и делая копии классиков по цветным иллюстрациям. Организует местные персональные выставки, участвует в районных и республиканских. Однажды пара его картин побывала на Всесоюзной выставке художников любителей, проходившей в Москве. Он даже поучаствовал в проекте памятника космонавтике, того, что у ВДНХ, и его проект среди прочих, мы с мамой, как я помню, рассматривали в помещении манежа. К тому времени (1958 г.) родители были реабилитированы, я и мама переехали на жительство в Москву, а в 1961-м году отец вышел на пенсию и присоединился к нам.

   Живём мы в Черёмушках, на первом этаже пятиэтажного дома Хрущёвской серии, в квартире с соседями, в маленькой комнатке. Ещё в этой комнате находится шкаф, стол, пианино «Красный Октябрь» и мой велосипед (между кроватью и стеной).      
   В Москве же живёт и моя бабушка Сепетая Вера Ивановна, комнатка у неё в другом конце Москвы, и ещё меньше, размером с купе в поезде. И для спанья она сделала себе полати, вторую полку занимали книги. Зато у бабушки была дача в дачном кооперативе, совсем недалеко от Москвы.
   И вот, мы летние месяцы живём на природе, ходим по грибы, купаемся в речке Клязьма, и отец рисует её берега.
   Занятия живописью продолжились в доме культуре «Новатор» на Профсоюзной улице, в том здании, где теперь находится банк, а тогда была изостудия.
   К нам изредка приезжают родственники из Ленинграда, и отец в Ленинград к ним ездит, а также в Обнинск, и на Волгу – к родственникам и знакомым, и всюду рисует.
   Такая в общем-то спокойная жизнь, с моим поступлением в МГУ, с женитьбой, с рождением внуков, с получением новой квартиры, с обменами и переездами, продолжалась до последнего года его жизни. В декабре 1973 года его похоронили на Долгопрудненском кладбище.
   После отца осталось много картин, рисунков тушью и карандашных набросков. Интересна его тетрадь, в которой он делал записи по теории музыки и по истории живописи с многочисленными карандашными зарисовками – конспекты эти он делал в Ленинской библиотеке, куда специально для этого записался - http://yadi.sk/d/i1o1oKvt3JoLih
   Некоторые из его работ я сфотографировал, и фото разместил здесь – http://yadi.sk/d/p7yTQ7nc3Jcxzb 
Там же, в отдельных папках будут помещены зарисовки и некоторые фотографии разных периодов нашей жизни.
   Ещё об одном интересном хобби моего отца рассказано здесь -
http://www.proza.ru/2017/07/25/693
___________
видеоклип с музыкой, написанной моим отцом - http://youtu.be/SbGa74DTjFI