Который уж день я бегаю за велосипедом, учу внучку осваивать этот вертлявый механизм. Она из России, привезли на всё лето в Баден Вюртемберг. И мы, первым делом, взялись осваивать велосипед. В большом городе, где она живёт, кататься практически негде, дворы забиты автомобилями, тротуары народам, а там, где свободно - колдобины, ямки с грязной водой.
Здесь же, в Германии, велосипедные путешествия доставляют и детям и взрослым огромное удовольствие. Дорожки ровные, ухоженные и даже в лесу покрыты гладким асфальтом. Катись по лесным дорожкам Шварцвальда, вдоль живописных берегов Рейна, по местам былой цивилизации Древнего Рима. ..
Длинноногая внучка к моей большой радости проявляет настойчивость и характер. Мне нравится её упрямство, бывает больно падает и в седло, постигать зависимость равновесия от скорости движения. Я её поддерживаю, подталкиваю, подсказываю, покрикиваю и улыбаюсь, заодно и вспоминаю себя, свой первый велосипед и свои детские битые коленки.
Удивляет совпадение судеб, мой первый детский велосипед, как и сегодня у моей внучки, были немецкими.
В середине прошлого уже века, уезжая из поверженной Германии отец прихватил с собой и детский велосипед. И сейчас, я тоже сходил на Flomarkt, что по русски барахолка, и купил внучке велосипед. На германских барахолках всё в приличном виде. Вещи берегут, вещи переходят в семье от старшего к младшему.
До того как я оседлал трофейный велосипед, на нём успели хорошо погонять и немецкие дети,
Погоняли на нём и мой старший брат, и сестра. Когда ноги сестрёнки подросли, и стали уже болтаться ниже педалей, мама строго приказала ей отдать велосипед младшему брату и никому из старших не садиться.
Военный трофей к тому времени имел уже жалкий, потрёпанный вид. Такая была судьба у младшего в семье, ему всё переходило от старших - штопанный свитерок, шапка-ушанка, пальтишко, рукавицы и т.д. Одним словом, всё, из чего уже выросли мои брат и сестра, после штопки и поставленных заплаток передавалось мне.
Вот такой был такой здравый руководящий жизненный принцип – бери, что дают, облагораживай и не жужжи. И никогда младшие не канючили: - «Хачччу новый!»
Потрёпанный вид велосипеда я первым делом стал приводить в полный порядок, такой вот был руководящий ген в организме, - не ломать, не разрушать, а сделать лучше. Первым делом обновил общий вид. Руль обмотал изоляционной лентой, подкрасил раму, а на сидение из добротной кожи, потрескавшейся от дождей, натянул толстый шерстяной чулок. Самое удивительное, что немецкие литые резиновые шины на колёсах ещё держались, не потрескались, и их не нужно было качать насосом.
После трудов праведных, велосипед преобразился, он стал моей первой гордостью. Фраза дворовых сверстников: «Витёк, дай прокатиться» - поднимала мой авторитет. Для всех, рождённых в послевоенные годы, велосипед был особой детской страстью. Велосипед объединял пацанов, гоняли по незнакомым улицам и переулкам, по склонам оврагов и холмов, падали и учились терпеть боль. Нас не останавливали ушибы и кровоточащие ранки. Только придавали злость за собственную неловкость. Поднял кусочек газеты, послюнявил и приклеил на кровоточащее место. А проще, подставил ранку своему дворовому Тузику, который задрав хвост, всегда весело бегал где-то рядом, полижет пёсик ранку своим шершавым языком и крути педалями, догоняй пацанов.
Велосипед формировал у пацанов характер и волю.
И всё было бы хорошо, но у моего велика был один неисправимый дефект. От удара отлетало переднее колесо вместе с рулевой вилкой. И этот «хлам» приходилось взваливать на свои детские плечи и тащить к сварщику.
К счастью, такая мастерская "коптила" не далёко от дома. Сварщик уже запомнил меня, и встречал всегда с улыбкой, подбадривал добрым словом - "не перживай боец, щас сё починим". Денег за свою работу он никогда не просил, но обязательно вслед скажет что-то доброе. Отложит все свои дела и острым синим пламенем горелки, виртуозно приваривает обломок рулевого штока, потом быстро в холодную воду. А я и те кто со мной, заворожённо глядим, как вскипает и пузырится вода в бочке. Остудив метал, сварщик, помогал выкатить велосипед из мастерской, заваленной железками, вёдрами и прочим хламом. Постоит на пороге, посмотрит, как я поехал, покурит и за работу.
Так и гонял, ломал, чинил и вновь в седло. Мой папа, военный механик, или не хотел, или некогда было повозиться с вилкой колеса, исправить этот дефект. Но, однажды, во время воскресной прогулки по городскому парку, с горки не вписался в поворот, удар, колесо в сторону, и рука моя обездвижилась.
Мама закатила папе такую истерику, что немецкий трофей домой уже не вернулся. Его выбросили на ближайшую мусорную кучу. А меня ещё долго возили в госпиталь разрабатывать сухожилие левой руки, которое "присохло" и никак не хотело разгибаться. Помнится, было очень больно.
Когда папа демобилизовался из армии и мы уехали из горной Армении в посёлок «Химстрой». В 50 км от города Баку строился новый город химиков.
Как-то, помня свой «велосипедный» должок, папа,купил мне в магазине «Хоз-товары» велосипед. Новенький, весь в промасленной обёртке, чудо советской техники.
Помню его хмельное лицо и блеск в глазах, когда он катил тарахтящее на всех кочках чудо отечественное промышленности.
Новость, у Витька новый велик, быстро облетела пацанов ближайших домов. Мои поселковые друзья облепили новый велосипед.
Мы были детьми одной рабочей, поселковой семьи без национальности и социального статуса. Русский язык объединял всех, и армянина и азербайджанца, татарина и украинца. Надо сказать, что в посёлке царила безотцовщина. Многие из вернувшихся фронтовиков, успевали родить одного двух деток и помирали от воспалившихся ран или обычной водки. А женщины-мамы, как заводные, трудились на стройках в три смены большой хрущёвской химии. В таких семьях пацаны и мечтать не могли о собственном велосипеде.
Удивительно и непостижимо было смотреть, не имея своего велосипеда, пацаны чётко знали, что и как нужно перебрать, перетянуть, перетереть и смазать. Распаковали подвесную сумочку с инструментом и блестящие новенькие ключи быстро разошлись по рукам "умельцев".
Те же, кто не был допущен к инструменту, важно комментировали происходящее с насмешками за оплошность. Сняли багажник, подкрылки, дожди всё лето если и бывают, то редко и зачем им громыхать. Разобрали заднюю тормозную втулку и всё бережно разложили на промасленную тряпочку - шарики от подшипника, мелкие детали. Всё тщательно перетёрли от заводской смазки и промазали своей. Собрали, подтянули, заодно удивились откуда «лишние детали». Ну да ладно, некогда разбираться, всем в нетерпёж провести ходовые испытания.
Прокатившийся, передавал велосипед другому, вспомнили, что и владельцу, пора бы тоже прокатиться. Оказалось, ноги хозяина не достают до педалей.
Но, я не растерялся, встал одной ногой на педаль, другую просунул через раму и так, в кривом состоянии, сделал круг почёта.
Пацаны быстро решили и эту проблему. Сняли массивное седло с толстым кожаным верхом и мощными пружинами-рессорами, которые конструкторы, видимо, создавали из расчёта на задницу весом не менее чем в 120 кг. Кто-то, куда-то сбегал притащил всякой ветоши, примотали на раму, и без седла, внатяг ноги уже доставали до педалей. Голь, она на выдумки хитра.
Так и прокатался всё лето на раме. В один из дней августа, вдруг ощутил, что уже свободно кручу педалями. Ноги, за три летних месяца вытянулись и можно было седло ставить на место.После упорного опроса всех участников форума, седло нашлось у кого-то в сарае и с толпой, дружно вернулось на своё законное место.
Шло время, стали появляться велосипеды и у других мальчишек, можно было сговариваться о велосипедных вылазках на весь день.
В поход каждый брал с собой в газетном кульке, что у кого было. Кто просто головку лука и соль в спичечном коробке, кто ломоть хлеба натёртый чесноком, кто картошку в «мундире», пару яичек «вкрутку», кто бутылку кефира, которую бесплатно раздавали работягам прямо в цехах «большой химии». И конечно же, пирожки с капустой, как самое изысканное блюдо.
На привале всё это высыпалось на газетку. И тому, кто принёс только головку лука с солью, пододвигали яички и пирожки. Лук резали на части, чтоб всем хватило макнуть в соль и в рот. С собой всегда были спички, удочки «закидушки», реальные рогатками. С этих нехитрых приспособлений можно было наловить с прибрежных камней морских «бычков», подстрелить воробья с рогатки и, не мудрствуя лукаво, обжарить добытое на костерке.
Но самым крутым событием, к которому мы всегда заранее обговаривали план набега на дальнюю бахчу у реки "Су-гяит". Тогда в эту речку ещё не сбрасывали открытые отходы большой химии и вдоль берегов росли отменные арбузы и дыни. И даже осётра заходили на нерест. К бахче надо было приехать в обеденную жару, замаскировать велосипед, ползком доползти до колючей проволоки забора, потом лёжа выслеживать, где сейчас спит сторож.
Изучив ситуацию, по пластунски с перочинным ножичком в руке, а кто и зажимал во рту, через заборчик на бахчу. А там надо было успеть затолкнуть за майку - помидор, огурец, арбузик, дыньку, лук, всё, что было съедобным. Бывало, что азербайджанец, не бритый всё лето, заметит нас и бегом бежит. Испытав невероятный ужас от его вида, мы с воплями мчались врассыпную подальше от этой проклятой бахчи. А за спиной уже вяло тявкала собака и крик на ломанном русском:
"Ваай-шаааайтаныр, паиимаю, убььююю…".
В такой пиковой ситуации надо было успеть схватить свой велосипед и бежать сломя голову пока погоня не закончится. Но,как потом было всё вкуснооооо из того что успевали унести с собой!
На велосипеде я впервые получил представление о советских ментах. Как-то мама попросила сгонять на рынок купить картошки и всякой зелени на три рубля. Я резво закрутил педалями и не заметил, как въехал под арку городского рынка. Рынок был послеобеденным не многолюдным, с обалденным запахом квашеной капусты и прочих маринадов. Поглощённый этими запахами, медленно свернул к картофельному ряду.
Нууу..., засада!
Крепкая рука в синем кителе при погонах, цап мёртвой хваткой за руль. Пожилой старшина милиции безжалостно остановил и приказал слезть.
Потом зачитал приговор:
- За проезд в неположенном месте, транспортное средство конфискуется.
Ни честное пионерское, ни горькие слёзы, на служивого не произвели никакого впечатления и я с ужасом глядел в спину милиционера, уходящего с моим велосипедом. Но делать было нечего. Пешком до дома, отдал маме картошку и коротко ей рассказал. Вечером пришел с работы отец и мы с мамой всё ему возмущённо рассказали. Он тяжело вздохнул и уставшим голосом сказал, ну "балбес", пошли милицию.
На улице было уже темно, безлюдно. Все лампочки на уличных столбах жестоко обстреляны из рогаток шалопаями. Шли молча, отец как всегда думал о своей работе и изредка задавал вопросы. В отделении милиции, отец по военному доложил дежурному офицеру ситуацию и, строго глядя на меня заверил, меры приняты, нарушитель наказан по всей строгости. Только отдайте наш велосипед.
- Да, было такое нарушение, равнодушно-устало ответил дежурный, забирайте. В конце коридора под лестницей стоит.
У велосипеда моё пионерское сердце, пропитанное «взвейся кострами», «к делу партии всегда готов», ёкнуло.Кожаная подвесная сумка для инструмента была открыта и пуста.Инструмента нет, и даже тряпочки с кусочком солидола исчезла.
Вернулись к дежурному.
-Товарищ дежурный, а где нам забрать наш инструмент, ключи разные и тряпочку с солидолом?
В ответ, ещё более уставшим голосом, дежурный сказал:
- Да, не было никакого инструмента, забирайте что есть.
С чем мы и ушли. Я получил прекрасный урок, на всю жизнь понял, с ментовской формой лучше не пересекаться, а с водительскими правами это понимание только усугубилось.
Как долго было у меня это чудо советской техники, я уже не помню. Вероятно, эту модель сделали на военном заводе, исключительно добротно, мощно, как танк Т-34 и затащить на свой этаж было делом не простым. Велосипед чаще просто стоял у подъезда. Хранить было негде. Так и продолжал ходить по рукам среди дворовых пацанов, пока однажды кто-то не разбил его в хлам. То, что когда-то было велосипедом, по крепости не уступающему легендарному танку, принесли и свалили у моего подъезда. А пацан, который это сделал, просто исчез, не проявив никакого мужества прийти и хотя бы покаяться.
Оказывается, это так просто - попользовался, сломал, бросил и ушел...
*****
Страна поднималась из разрухи. Как-то в специализированном спортивном магазине «ДИНАМО» появились велосипеды «Турист» совершенно новой, незнакомой конструкции. Это такое чудо техника харьковского велозавода. Лёгкий, дюралевый, с яркой окраской, красиво изогнутым рулём, скоростной, на педалях с две ведущие шестерёнки, на заднем колесе четыре шестерёнки. Дуплексы-пристёжки на педалях, тормозные рычаги на руле и т.д.
Модель своей красотой и совершенством произвела на меня такое впечатление, что я просто потерял покой и сон. Впервые настойчиво стал просить родителей купить этот велосипед. Я исправлю все тройки, буду лучше учиться, ещё больше маме помогать.Короче, отец скоро сдался, в день зарплаты достал из кошелька 60 рублей, протянул мне со словами - на, беги покупай, только чтоб без "троек". И я помчался в магазин покупать это чудо техники.
Когда я вёл такую красоту в заводской упаковке, душа моя пела в такт трещётки всех шестерёнок. И сейчас, когда я вспоминаю этот эпизод, то думаю, что ощущение такой же радости я ещё раз испытал, когда вел к себе домой свою молодую жену.
Во дворе толпа повзрослевших пацанов с восхищением глазела на это чудо, но уже никто, как раньше, не предлагал своей помощи. Все понимали, механика на колёсах сложная, за так, не разберёшься, да и просить прокатиться уже бесполезно, что-то уже изменилось в нашем сознании, появилось понятие собственности.
Пока я снимал упаковку, протирал рамы от консерванта, молва обежала ближайшие дома. На новость подошел старшеклассник, Ваван, который единственный имел настоящий гоночный велосипед "Diamant" из ГДР*, за что весь двор уважал его.
Где он его взял, никто не знал, в советских магазинах такое чудо не продавалось. Скорее всего "достал" в спортивном клубе Баку. Ваван быстро присел на корточки, со знанием дела всё осмотрел и подсказал, что и как следует протянуть, подкручивать, отрегулировать. Но сам ключи в руки не взял. Статус первого гонщика уже не позволял ему марать руки.
Наконец-то оседлав свой спортивный "Турист", под восхищённые взгляды ребят я сделал первый круг почёта.
Время работало на семейное благополучие и у многих пацанов уже появились свои велосипеды, но для «дворовой братвы» мой "Турист" по скорости был недосягаемым. Переключившись на скоростные шестерёнки мы с Вованом уходили далеко вперёд за горизонт и догнать нас пацанам на своих «колхозных» велосипедах уже никому не удавалось.
Летние каникулы у нашего поколения всегда проходили дома. Выскочить с пацанами на велосипедах на пустынный берег Каспийского моря и торчать там до заката, оставалось единственным летним приключением. Или поехали до военного Авиа-городка, посмотреть как взлетают новейшие реактивные истребители, как пробивают звуковой барьер.
Дороги были свободными не перегружены автотранспортом. Бывало, догонишь грузовичок, рукой схватишься за бортик и со скорость 60 км/час отдыхай от мучительного встречного знойного ветра.
Изредка поглядываешь на водилу, а тот сидит в кабине весь в своих мыслях, курит одну за другой и понимающе старается держать одну скорость, чтоб не навредить.
Но бывали и такие, жестом руки приказывали отцепиться и тут уж не спорь, вали в сторону, иначе шоферюга резко вильнёт бортом или тормознёт, потом запылит по дороге, а ты валяйся на больничной койке всё лето. Так и мотались с утра до вечера, без мобильника в кармане и мама почему-то не беспокоилась, где её подросток пропадает.
С осенними и зимними месяцам возвращалась старая проблема. Где хранить велосипед? Подвальные сарайчики в новом, недавно выстроенном доме, раскурочены, двери выламывались вместе с петлями и стенами. Лампочки исчезли в первый же день заселения, потом очередь доходила до цоколей и выключателей. Электропроводка свисала, угрожая голыми концами напряжением в 220 вольт.
Для хранения велосипеда оставался только открытый всем ветрам и дождям балкон. Укутанный в старую кухонную клеёнку так и стоял всю зиму до весны, а снег и морозы делали своё разрушительное влияние. Тогда ещё не знали, что можно застеклить балкон.
Потом, институт, направление на работу в жаркую Среднюю Азию и жизнь покатилась своим чередом. Куда из родительского дома делся мой «Турист», я уже плохо помню.
*****
Прошли положенные законом три года работы по распределению в жарой Туркмении. Перебрался в Геолого-Разведочную Контору на Северном Кавказе. Места красивые, горно-лесистые, климат просто чудо, как в песни « хочу я …долго, долго гнать велосипед».
Но к тому времени, дороги с двусторонним движением уже были перегружены тяжёлым транспортом. Ядовитый дым не догоревшей солярки навсегда сдул с дорог спортсменов и просто велосипедистов.
А тут газета «Правда» сообщает народу, что Политбюро СССР и лично товарищ Л.И. Брежнев затеяли всесоюзное мероприятие по внесению поправок в «Конституцию СССР». Мы в своей повседневности плохо представляли, что такое «Конституция СССР» и зачем она вообще нужна. Все вопросы решались по звонку из городского Горкома КПСС. Иди туда и вымаливай свой вопрос.
Но раз уж товарищи из ПолитБюро решили подправить Конституцию СССР под Леонида Ильича, то мы, народ, всем сердцем только - ЗА!...
Нехорошо как-то получалось, любимый всем народом Генсек, живёт по Конституции товарища Сталина, которого Никитсергеич опустил так, что все разом поняли:
- такдальшежитьнезя!!
Нам объясняли, Сталинская конституция тормозит широкую поступь народа к коммунизму, горизонты которого уже кое-кто видит из окон горкомовских кабинетов. Ещё немного, ещё чуть-чуть и к 1980 году мы дружно войдём в коммунизм.
Позвонили из Отдела Кадров и озабоченно-менторским тоном приказали, каждому зайти и под расписку получить два листа белой стандартной импортной бумаги, и конверт с адресом. Будем писать свои предложения к тексту Конституции. Предупредили, вначале на черновиках писать и только после проверки, переписать на белый лист.
"Спортите бумагу, за новой не приходите"- тявкнула в телефон кадровичка.
Все озабоченно покивали, достали свои китайские авторучки, проверить перо. Не дай бог, клякса капнет.
Следом в Отдел пришел член парткома с заданием направить народный порыв в правильное русло. Бойко, настойчиво, заученными фразами товарищ предложил правильно откликнуться на призыв родной партии, а это значит всем, в обязательном порядке, отписать свои предложения по улучшению жизни всего советского народа. В конце своего выступления наметил кому и что писать:
Ветеранам труда и фронта - просить установить в квартирах телефоны.
Молодым специалистам - настойчиво просить квартиры.
Женщинам с детьми - просить сократить в пятницу рабочий день.
Все конечно же единогласно с ним согласились, но когда парторг ушёл, молодые и безквартирные начали несанкционированную дискуссию. Дадут – недадут. Сей диспут подытожил Борис Сократов, пожилой еврей, кандидат горно-геологических наук, умнейший специалист по тектонике.
Его, почему-то откровенно недолюбливал "треугольник" - Директор, Парторг,Профком. Хотя, казалось бы, им то какое дело до тектоники в пермо-триасовый период истории планеты.
Так вот, Сократов так сказал:
- Мужики, так скажу, захотят кому-то из вас дать квартиру, громко, на всех собраниях скажут – писал, просил, проявлял настойчивость! Да! Услышали! Пришло указание свыше - Выделить!
Не захотят давать квартиру, опять же скажут,
- Ты что, парень, одно письмо написал и тебе сразу квартиру подавай. Нет уж, ещё лет десять поработай, заслужи уважение в коллективе, поживи в общежитии, женись, детей роди, тогда и будем тебя рассматривать на профкоме …
Мудрость от древнего народа была убийственно простой и понятной, даже самому тупому из нас. Все расхохотались и согласились,что так оно и будет, но письма, как было велено, так и написали. Авось!?
И тут меня осенило. Жильё мне всё равно никак не светит, напишу я товарищам в ЦК КПСС о том, что надо советскому народу создать условия для безопасной и повседневной езды на велосипедах. Пора уж всерьёз взяться за строительство протяженных велосипедных дорожек. Дороги перегружены тяжелым транспортом, по пешеходным тротуарам люди плотными рядами нервно спешат туда - сюда и обратно. Не проедешь.
Поэтому, предлагаю, во время строительства новых дорог и реконструкции старых, прокладывать асфальтированные велосипедные дорожки вдоль основных магистралей и тротуаров. Это так удобно, писал я, не надо стоять на остановках, дожидаться переполненного автобуса, трамваев, электричку. Утром пораньше, сел и поехал в институт, контору, на фабрику, по магазинам, на стадион. И после работы снимай стресс катись до магазина, не обрывай руки авоськами.
После трудовой недели советский народ мог бы велосипедом и на свои шесть соток съездить.
И подспорье по борьбе с пьянством. Пьяный на велосипед не сядет, не автомобиль об четырёх колёсах.
А велосипедный туризм с палаткой на багажнике, сколько радости доставит молодёжи.
Так и написал - автономные велосипедные дорожки, как воздух нужны советскому народу! И государство выиграет. Спрос на велосипеды пойдёт. Короче, как-то так, по умному, всё изложил, подписал, указал обратный адрес и пошёл в партком. Там в аккурат подал на контроль ответственному товарищу.
Товарищ прочёл внимательно и от души хохотнул, потом глянул на меня, как будто в первый раз увидел. Махнул рукой – оставляй мол, некогда мне тута ваши фантазии обсуждать.
Прошло ещё около полугода или больше, стали приходить сверху ответы. На важных бланках с печатью и размашистыми столичными подписями. Тех, кто просил телефоны, вызывали в городскую Контору Связи и торжественно предложили ещё раз написать очередное заявление. Вложили в новенькую папку приготовленную по такому праздничному случаю, а на папке важный начальник красным карандашом размашисто написал «Телефон вне очереди» и… папки понесли в архив.
Целенаправленно для молодых специалистов город выделил три квартиры. Распределили их самым достойным из молодых специалистов - сыну директора, сыну главного инженера, дочери секретаря партбюро. Вот тогда-то я понял, почему так хохотнули представитель парткома. Конечно, он был в теме, как руководство планировало обеспечить жильём своих детей. А тут такой демарш, этот, как его там, не стал просить квартиру.
Пришёл ответ и на моё письмо. На официальном бланке, столичные размашистые подписи, печать. На высоком языке официоза сообщили, вопрос рассматривался на самом высоком уровне. Чуть ли не самим Леонидом Ильичом. Признан, правильным. Но, к сожалению в настоящее время у государства нет свободных денежных средств не только на строительство новых дорог, но и на их плановый ремонт. Поэтому предложение по строительству велосипедных дорожек в ближайшие годы не будет принято. В конце поблагодарили за интересное предложение и тему закрыли. Заблокировали моё светлое предложение. Но,почему-то уверен, писем с подобными предложениями поступало много. Врачи, наверное, могли об этом писать, спортсмены-велосипедисты, рабочие велозаводов. Писали те, кто отслужил в Европе и видел, как активно используется велосипед в европейских странах. Да, мало ли кто, мог выступить с таким предложением. И каждому пришла отписка с враньём. Политика подмяла под себя экономику. Не заметили, как поставили на колени своё собственное производство. Свои велозаводы зачахли, а специально подготовленные спортсмены-велогонщики в борьбе за престиж страны, в красных майках колесили по удобным европейским трассам на итальянских велосипедах.
Врали с высоты кремлёвских звёзд, выше уже никого не было. В стране было всё: песок, щебёнка, асфальт. Стоило всё это копейки. Рабочей силы предостаточно. В крайнем случае, рабочих можно было набрать в братском Китае, а проекты заказать у проектировщиков в братской Германии (ГДР), или Чехословакии. Достаточно было Генсеку только пальчиком махнуть и всё закрутилось бы, опоясали бы всю страну велодорожками.
*****
Уже с Новой Конституцией затеяли длительную и, как и всё на Востоке, бессмысленную войну. В Афганистан погнали войска, а от туда гробы со звёздочками. В завязавшейся драке деньги уже не считали...
Не получив политических и экономических дивидендов по всем континентам, просто списывали миллиардные долги. Продукты питания и одежда доставались с большим трудом. Жилья, как не было, так и не было. Все новое, купленное по бесконечным очередям и с большим напрягом, было с браком.
С возникшими проблемами с окраин империи пришли во власть молодые бойкие лидеры и, опять же, не понимая что хотят, затеяли "Перестройку и Гласность".
На ошарашенного советского человека слили много всякой информации. Народ вдруг узнал, что денег в самой твёрдой валюте в казне было немерено. Спустили всё в угоду идеологии, а проще сказать на организацию всевозможных освободительных движений. "Калаши" на Ближнем Востоке, Африке, Латинской Америке стали символом Хаоса. Потратили на "друзей", если верить умным аналитикам, миллиарды долларов...
А был совершенно простой путь. Построить за эти миллиарды своему народу такие условия для жизни чтоб на зависть всему миру.
И мир пошёл бы за СССР и без «Калашей». Тем более, что Новейшая история выкинула два невероятных по мощи Шанса быть СССР абсолютно великой, недосягаемой страной. Первое - гений, талант и трудолюбие всех проживающих народов. В том числе Трудолюбие, Исполнительность немцев, Талант еврейских учёных, Предприимчивость греков, армян и т.д. И Второе – открытые в Сибири гигантские месторождения нефти и газа.
Первый Шанс, вожди просто распылили по всему миру, в т.ч. и по репрессиям, которые не щадили ни талант, ни особые заслуги перед Родиной.
Второй, невероятный Шанс, в угоду фальшивой идеологии выпустили в атмосферу в бесконечных факелах по всей Сибири, слили в оврагах, продали за бесценок "друзьям" социалистического лагеря....
*****
Сегодня, живя в Европе, имею удовольствие наблюдать, как при полном отсутствии дефицита и доступных цен на легковые автомобили народ выбирает велосипед.
В этом секторе экономики задействовано огромное количество рабочих мест. Это не только выпуск велосипеда, но и все сопутствующие аксессуары - костюмы и перчатки, шлемы и рюкзачки, миникомпьютер на руль, да всего не перечесть. И каждый год придумывают новшества к велосипеду.
Велосипед полезен для здоровья, экологичен, катится бесшумно. Утром на велосипедах дети дружно и весело, работая педалями, едут в школу. Их огромные ранцы, где собраны всё до последней мелочи, не напрягают и не отягощают детскую спину. Ранцы пристегнуты к велосипедным багажникам.
У нас же с "Перестройкой" стало суровой обязанностью привозить детей и его ранец на личных автомобилях. Высадил у школьных ворот, проконтролировал как ребёнок скрылся за школьной дверью и к окончанию уроков опять забрать в машину. Это же невосполнимый ущерб в развитии растущего детского организма и бездарная потеря времени у взрослых. Так и идём от поколения к поколению, формируя у детей ущербную потребительскую психологию.
А им управлять своей судьбой и, конечно же, своей страной, в условиях сложного, агрессивного окружения...
Baden Wuertenberger.
2010-2012
-------------------
Иллюстрация автора.