Рассказ о зимовке. Продолжение

Наталия Ланковская 2
6. Пурги

     Пурги делятся на три "варианта".
     Третий "вариант" вообще не считается: так, не пурга, а просто метелица. Ветер довольно сильный, позёмка бежит по всей тундре, где-то возникают столбики, фонтанчики и даже маленькие снежные смерчи. Но это совсем даже не страшно и никому ни в чём не мешает. Собаки мои носятся себе по сугробам, меня на прогулку зовут. Дети гуляют на улице, играют, как ни в чём не бывало. Дамы, правда, носят такие защитные маски: палочки, а к ним прикреплены дощечки из плексиглаза, - чтобы ветер не хлестал в лицо и не портил кожу. Вроде того, как веера когда-то носили; довольно изящно. А другие дамы, у которых мужья умельцы, надевают плексиглазовые козырьки, и руки у них остаются свободными. Конечно, не у всех есть защитные маски, у меня, например, нет; но я ветра не боюсь, кожу мне беречь не надо - в мои-то пятьдесят с хвостиком.
     Второй "вариант" посерьёзней. Ветер такой, что идёшь против него как бы в быстрой реке, преодолевая течение, и надо часто отдыхать, повернувшись к ветру спиной. Только что это за отдых: и качает тебя, и толкает в спину, так что трудно устоять; но зато можно перевести дыхание. Ветер перемещает огромные массы снега, наметает новые сугробы, уплотняет наст. Иногда перед лицом вырастает колышущаяся стена снежной пыли; но она опадает, и можно себе идти дальше. Вернёшься на базу, в дом войдёшь, дух переведёшь, отряхнёшься, вытрешь мокрое от снега лицо - и всё, словно и нет пурги на улице. Правда, электричество отключают чаще; но я к этому уже привыкла. У меня всегда с собой спички, и всюду, даже в коридорчике у входа, свечи расставлены. А в зале - керосиновая лампа, заправленная уже на всякий случай... Звук от ветра сильный; стены и пол слегка подрагивают. Но ничего...
     Совсем другое дело - Первый "Вариант"!..
     О том, что это вот-вот начнётся, меня предупреждают мои собаки: укладываются на свою лёжку и засыпают. Даже есть не хотят.
     Бывает, день ясный, луна светит, звёзды яркие, видно кругом далеко-далеко; а собаки на прогулку не выходят. Я тогда тоже никуда не иду, только водой стараюсь запастись. Потому что понимаю: вот-вот, сейчас... И так оно и бывает. Собаки-то знают!..
     В "первый" вариант по радио объявляют, что на улицу выходить не стоит. Во всех службах жизнеобеспечения (на электростанции, например, или в больнице) на   этот случай приспособлена особая комната с койкой, газовой плитой и запасом еды, чтобы люди, от которых зависит жизнь посёлка, собственной своей жизнью не рисковали, на улицу не выходили, а могли бы себе спокойно работать в помещении. И это правильно.
     Потому что, когда начинается "первый вариант", посёлок превращается в кипящий снежный котёл. Снег взметается до неба и закрывает всё. Никаких тебе завихрений, позёмки, фонтанчиков - он несётся мимо глаз сплошной стеной, и ты можешь стоять перед самым домом, а дома не видеть, даже никакой тёмной массы не проступает перед тобой сквозь летящую ревущую стену снега. Иногда различишь какие-то пролетающие клочья; но вообще-то, я говорю, стена сплошная.
     Дом трясётся, бренчит, гремит. Ветер свистит и воет так, что сердце обмирает, пока не привыкнешь к этому вою. Собаки спят в своём коридорчике, кот Трактор тоже спит. Он у меня один остался. Маруся в эту зиму умерла, не знаю, отчего. Ромка говорит: "Наверное, несвежую мышку съела". А Шустрик ушёл гулять и не вернулся. Может быть, песцы; а может быть, пошёл в посёлок и попался бродячим собакам... Да что об этом думать! Ведь этим горю не поможешь; одна печаль...
     А Трактор со мной. На ночь заберётся ко мне под одеяло, там пригреется около меня и замурлычет...
     Света нет подолгу, холодно, дышишь - пар изо рта.В кухне вода в баке замёрзла, нужно лёд топориком колоть, чтобы наполнить чайник. Хорошо, что газ есть. И свечи. Я закрываюсь на ночь в своей комнатке, зажигаю на ночном столике в банках семь, восемь свечей, маленький такой костерок, и нагоняю температуру возле своей кровати до плюсовой. Только перед самым сном гашу, когда уже сама закуталась и согрелась под двумя одеялами... Но днём не сплю: нельзя себя распускать. Вылезаю утром из-под одеяла, берусь за какую-нибудь работу. Тем более, всё равно надо на связь с Белушкой выходить. Но редко в такие дни что-то расслышишь по рации. Треск и свист в наушниках...
     Хорошо, что есть книги. Я беру книги в библиотеке, да и своя у меня уже библиотечка появилась. У нас в магазине есть небольшой книжный отдел, и цены не кусачие. Только надо успеть, когда услышишь, что рейс пришёл с Большой земли - надо успеть, чтобы перехватить что-нибудь хорошее: книги здесь быстро расходятся. На Севере вообще читают больше, чем на Большой земле; а на островах и подавно...
     Телевизор - что? Он, во-первых, от электричества зависит: нет электричества, нет и телевизора. А во-вторых, у нас тут только одна программа, Первая, по "Орбите" передают. Не всегда и смотреть станешь: то скучно, то глупо, то досадно. Кто там эти передачи делает, на Первом-то канале?.. Ну, да бог с ними... мне к уроку готовиться...
     Ещё и своё занятие есть - вязать, например, или зашить что-то надо. Я ведь на первую зимовку случайно осталась, запас одежды брала только на полевой сезон. Всё теперь износилось, рвётся, протирается - успевай чинить. А в хорошую погоду разве станешь на это время тратить? Так что пурга - это даже хорошо. Особенно, когда свет дают. Накопят энергию - и включают...
     И вот загораются лампочки, начинают дышать обогреватели. Теплеет. Я снимаю ватник, потом кофту. Остаюсь в одном свитере. Хорошо, легко. Электроплитку включаю, начинаю готовить себе, зверям своим. Трактор выполз из своего закутка, потянулся, развеселился, хвостик свой ловит. Смешно смотреть и умилительно.
     Вслушиваюсь в голос пурги. Сейчас, когда горит свет и в доме тепло, это просто приятно слушать. Просто даже интересно. Просто концерт. Ух, какая рулада! А ну, на "бис"!.. Но она ничего не хочет повторять, неизменно добавляет что-нибудь новенькое. Она для себя поёт, не для слушателей, и фантазирует, как захочет...
     Пурга ещё поёт, ещё змеятся её тени по обмёрзшему стеклу (у меня возле дома фонарь, он их подсвечивает); а собачки мои уже, слышу, проснулись. Тор и Один игры затевают (молодёжь!), Динка на них пошумливает. Значит, всё! Конец пурге.
     И правда, ветер стихает. Можно выбираться... Можно, но не всегда возможно.Иногда так запечатает, что и собакам моим не вылезти и для меня лаза не проделать. Тогда я звоню в штаб, оттуда присылают солдатиков с лопатами. Они меня откопают, а я их за это накормлю как могу повкуснее. Тоже ведь мальчикам домашнего хочется... А два раза меня старшеклассники-мальчишки откапывали.
     Но, в основном,я предпочитаю обходиться своими силами. Высылаю вперёд собак, и сама за ними следом, с лопатой. Трудненько, но ничего. Главное, свободна! Главное, на воле! Пурга кончилась!

     (продолжение следует)