Я продаю Hi-Fi!

Олег Шейченко
Глава 2.
Рынок HI-FI электроники, если верить статистике,  в общем объеме потребительской электроники  никогда не превышал 10%, а чаще колебался в пределах 6-8% и то в Европе и США. В России эти показатели были и остаются  мизерными, а потому интересы этого рынка никто и никогда в нашей стране скрупулезно не изучал и особо не освещал в прессе. Этот рынок всегда существовал на чистом энтузиазме  и на любопытстве некоторой части населения, которые, к моему непроходящему удивлению, иногда что-то покупали. На мой взгляд, это выглядит странным, учитывая тот факт, что электроника, сама по себе, есть первейший признак уровня развития цивилизации в секторе технического прогресса. Отчего такая пассивность у населения по отношению к передовым технологиям? Многие эксперты начнут указывать на высокую стоимость Hi-Fi игрушек, как основное препятствие к росту рынка, однако такие заявления никак не коррелируют с платежеспособной структурой спроса, в соответствии с которым,  позволить себе покупать Hi-Fi могут не менее 25% населения. Отчего ж тогда покупают, только 0,5%? А остальные 24,5%? Что мешает сегодня людям покупать качественную электронику, даже при наличии финансовых возможностей? У нас даже олигархи не брезгуют откровенным ширпотребом, неужели все дело в нашей не проходящей «совковости»? По моему мнению, проблема лежит  не только в сфере финансов и культуры.
       Исторически так сложилось, что как продукт потребления электроника класса Hi-Fi  воспринимается  особенным образом, то есть, как продукт исключительно для меломанов и аудиофилов. И происходит это, на мой взгляд, по причине активного влияния стереотипов пришедших к нам из Англии. Культурная основа этой страны формирует «клубный парадокс» в потреблении не только электроники, но и многих других продуктов, однако именно в сегменте качественного Hi-Fi продукта эта «клубность» вылезает боком. Любой английский клуб настаивает на своей элитарности, особенности и даже закрытости. В Англии не принято общаться на улице или ходить в гости, там все ходят в клубы по интересам. Таким образом, для любого клуба очень важна тема, то есть, то, что объединит вокруг себя сторонников. И тема эта должна быть особенной, такой, чтобы не всякий мог с ходу ее осилить, что позволяет выделиться тем, кто тему уже освоил. Маркетологи, безусловно, отреагировали на эту культурную особенность, а потому начали поголовно продвигать продукты Hi-Fi рынка, как, совершенно особенные продукты, оценить качество которых могут лишь избранные. У английских клубов появилась тема, а сотни тысяч потенциальных потребителей качественной электроники остались вне сферы этого рынка, ведь все они уверены, что эти продукты ни для них.  Это очевиднейшая глупость и сегодня стоит непреодолимой преградой на пути активного распространения Hi-Fi электроники. А потому наши дома завалены электронным хламом, который и для помойки иногда выглядит чересчур.  Какой бы вы не открывали журнал, статью, аналитику везде этот неуместный технократический подход в оценке потребительских качеств Hi-Fi продуктов. Вот цитирую наугад выбранный журнал по домашней электронике: « … сабвуфер не слишком любит сигналы с большой амплитудой, они выбивают его из ритма. Да и внушительный инфраниз в звучании все-таки наблюдается. Что, впрочем, полностью компенсируется предельной аккуратностью и тщательной проработкой основных низкочастотных линий». Или еще из раздела маразм крепчал: « … предельная ясность в обертонах, нет размазанности, а как легко строится локальный образ, без намека на тембрально проваленную середину, плавно затухающие реверберации…» Это что, описание больных мозговых иллюзий. Если человек не озабоченный «затухающими реверберациями» прочтет эту ересь, возникнет ли  у него желание это купить? Уверен, что нет. А таких не увлеченных в сотни раз больше, чем этих самых меломанов, аудиофилов и прочих «филов». Так почему вся индустрия Hi-Fi работает на эту крохотную часть людей, которые, ко всему прочему, в России чаще всего и неплатежеспособны.  Ответ ищите в английских клубах.
     Что необходимо предпринять, чтобы исправить ситуацию? Ответ на поверхности, прекратить превращать вполне домашнюю Hi-Fi электронику в продукт для избранных профессионалов. Подавляющее большинство производимой сегодня электроники класса Hi-Fi рассчитана именно на обывателя, так как зачастую не отвечает простым требованиям истинных меломанов. С точки зрения профессионала, звучание большинства акустических систем, усилителей и ресиверов невозможно отнести к аудиофильскому классу. Картинку 99% мониторов и телевизоров невозможно считать  профессиональным видео, искажения цветности просто зашкаливают. Так в честь чего мы решили относить эти продукты к продуктам для избранных? Изображая из себя клубных ди-джеев, производитель и дилеры  теряют миллионы долларов на банальной глупости, выталкивая из круга потребителей огромную армию людей, не считающих себя меломанами. В результате огромные массы людей живут в 21-м веке, не представляя, что такое камерное звучание флейты или рояля, не понимая, почему на живом концерте текут слезы, а дома из ужасного ящика, несутся звуки похожие на звуки падающей воды в известном месте. От всего этого пробирает глубокая скорбь.
     Современная домашняя электроника является частью жилой среды и выполняет вполне утилитарные функции создания информационного и развлекательного комфорта в пространстве дома, коттеджа или квартиры.  Класс и уровень электроники должен соответствовать не уровню музыкального слуха владельца, а уровню организации среды. Это абсолютный нонсенс, когда в роскошном доме, где даже настольная лампа строго соответствует стилю  жилого пространства, каминные порталы, как произведения искусства, где ночной горшок подбирается под радиус важной части тела, возникают электронные системы, по уровню и стилю  диссонирующие с остальным пространством. Это указывает на явную недоработку дизайнера, проектирующего жилое пространство. Это ущербная логика, которая превращает пространство в сочинение троечника, где ошибки допущены в самых очевидных словах. Это впоследствии сделает дом не таким удобным и гармоничным. А ведь живем мы уже в 21-м веке, а не при дворе Людовика XV-го, где не было банальной канализации. А тем временем, возможности рынка безграничны и фантазии нет предела. Надо просто исправить очевидные ошибки.
     Перешагнув двадцатилетний рубеж, рынок HI-FI в России скукожился до обидных 1.5% в объеме потребительской электроники. А что это означает в реальной жизни? То что, подавляющее число наших граждан не представляют себе, как звучит нормальная акустика класса HI-FI. Наши дома скучны и однообразны, наши дети не знают, как может звучать саксофон или скрипка, а сами мы лишили себя части прекрасного и удивительного мира электронной музыки. Такая душевная убогость не проходит даром и сумасшествие современного мира большое тому доказательство.
     Кризис, безусловно, резко ограничивает потребление всего, но он же, и предоставляет массу возможностей глянуть в этот мир по-другому. Компании, находящиеся в трудном положении, готовы расставаться с товаром за небольшие деньги, надо только проявить активность.   Любое потребление можно  оптимизировать, любой бизнес можно подготовить к проблемам, но готовиться к этому надо заранее, а не в момент полного скручивания спирали. Кризис в России только разгоняется, и у нас еще есть время. Мы попробуем научиться жить в более сложных условиях, чем раньше и сделать нашу жизнь менее болезненной. Но дорога у каждого своя, я буду рассказывать о своей.