Я продаю Hi-Fi!

Олег Шейченко
Общие вопросы  экономики.

     Обратимся к более объективным факторам, которые определяют эффективность обозначенного нами бизнеса. Постараемся прояснить ряд моментов, которые напрямую влияют на бизнес процессы, хотя со стороны может показаться, что эти вещи абсолютно невзаимосвязаны. И попробуем определиться с мерами, которые можно предпринять, чтобы это самое влияние было положительным.
      Для любого, кто связал свою жизнь с самостоятельным зарабатыванием денег, должно быть ясно, что именно объективные факторы среды формируют ту самую бизнес оболочку, в которой функционирует предприятие. И именно они и создают саму возможность делать бизнес. Игнорировать их невозможно, и если эти факторы формируют негативный фон, то даже самый эффективный бизнес быстро умрет. Казалось бы, государство, которое выступает воссоздателем этой среды, должно быть заинтересовано в том, чтобы делать среду благоприятной и выгодной. Это поможет сформировать стабильную экономику, увеличить доходы в бюджет, а, следовательно, получить и сильное государство. Но в реальности все зачастую происходит иначе и связанно это с характеристиками внешней среды уже на более высоком уровне, где субъектом выступает само государство.
     Сегодня не прекращаются споры о том, является ли экономика наукой или все-таки неким гуманитарным разделом философии, вроде сочинения на свободную тему. Если, некоторые экономические аспекты процессов, к примеру, бюджет, могут быть описаны  математическими моделями, а математика, это наука без всяких оговорок, то казалось очевидным,  что и экономику можно отнести к науке. Однако, очень многие области в экономических теориях опираются на обычные человеческие условности, вроде валютных бирж или свопов, где наукой не пахнет и приблизительно. Все это в комплексе создает некую абстрактную субстанцию, которая не позволяет экономике выступать опорным технологическим базисом эффективности бизнеса, но позволяет служить фактором управления, который при правильном использовании дает некоторые преимущества хотя и условные. Почему это происходит? Ответ на этот вопрос лежит за рамками этой работы, однако некоторые аспекты я бы хотел осветить, чтобы у вас не оставалось иллюзий по поводу рыночных теорий.
       Экономику государства формируют отраслевые структуры, составляющие единый хозяйственный комплекс, который и является экономическим хозяйственным базисом государства. Несмотря на массу всевозможных экономических теорий, очевидно одно, чтобы государство имело стабильную экономику, необходимо, чтобы все отраслевые структуры имели сбалансированные относительно друг друга цены. В этом случае рост экономики идет пропорционально и повсеместно во всех областях. Называется это уравнением отраслевого баланса, которое невозможно решить без единого базиса цен. А как этого можно добиться? Увы, единственным путем – директивным регулированием, то есть практически 100% государственным управлением всеми субъектами хозяйства. Вы спросите, а как же свободный рынок? Отвечу – свободный рынок никакого отношения к экономике не имеет и является умело созданной иллюзией. Поясню на пальцах. Любой даже средней руки экономист скажет, что ваша прибыль всегда есть чей-то убыток или, по крайней мере, расход. Так же как и наоборот  ваши убытки, это обязательно чья-то прибыль. До тех пор, пока доходы вашего предприятия могут погашать расходы, вы будете существовать. Однако, эффективным предприятием может считаться тогда, когда ваша доходная часть в состоянии генерировать инвестиционную составляющую, которая позволяет предприятию развиваться. Существуют пороговые значения для расходной части в бюджете предприятия, большинство специалистов обозначают границу в 25% от суммарного оборота, то есть доходной базы. Выше этой величины оставшегося дохода не хватит для формирования реинвестиционного капитала. Если предприятие не развивается, оно становится неконкурентным, а, значит, исчезает с рынка. Нерегулируемое манипулирование ценой, особенно со стороны монопольных организаций, обязательно ведет к неоправданному завышению расходов  остальных участников рынка, так как все в рынке взаимосвязано и нет никакой возможности эти связи разорвать. Реакция на ценовой взлет следует незамедлительно, однако далеко не в пропорциональном балансе, так как для многих повышение цены может быть связано с потерей рынка. Возникает эффект старой расчески, со сломанными зубцами. Наступает деградация отраслей, чья себестоимость вплотную приближается к стоимости реализации продукции. Отсюда закрытие предприятий, рост безработицы, сокращение поступлений в государственный бюджет. Свободный постиндустриальный рынок предлагает некоторые решения этих проблем, но они не могут решить их координально. Проблема заключена в структуре самого рынка, где преобладают финансовые производные, которые ведут к всевозрастающему разрыву между реальным и финансовым секторами экономики. Всем известный фактор названный Беном Бернанке «финансовым мультипликатором».  Антимонопольное законодательство малоэффективно, да еще и требует постоянно растущих расходов. Возможность использования кредитного капитала для покрытия финансовых разрывов всегда ведет к снижению финансовых показателей, что в конечном итоге заканчивается банкротством. Существует гипотеза Хаймана Мински, которая очень подробно описывает механизм «финансовой хрупкости», где исследуется процесс разорения предприятия в результате кредитного финансирования. Инвестиционный капитал, вообще разрушает отраслевой баланс, потому, что приходит всегда туда, где деньги и так есть. Но в этом случае отрасли, куда пришел инвестиционный капитал, будут в обязательном порядке повышать цены, чтобы «отбить» инвестиции. Посмотрите, что у нас происходит в энергетике, что твориться с бензином, с ценой на жилье и так далее. Это все проявления отсутствия ценового отраслевого баланса. Поэтому, когда в телевизоре до хрипоты кричат об инвестициях и инвесторах, я готовлюсь к тому, что мой маленький весьма зависимый бизнес придется закрыть. Чем меньше у нас в стране государственного регулирования, тем меньше шансов на выживание, тем чаще возникает ценовой диспаритет, который ведет к стагнации общехозяйственного механизма. Сегодня у нас рынок «свободный», причем, в полном соответствии со значением этого слова, а  потому никаким законам экономики, логики этот рынок не подчиняется, и у вас нет никаких возможностей исправить ситуацию в целом. И ваш бизнес это игра в рулетку, где все, что вы можете, это ждать на какой цифре остановится маховик рынка. Однако, это не означает, что у вас совершенно нет пространства для маневра, просто надо осознать, что этого пространства чрезвычайно мало, но оно все-таки есть. Итак, что, на мой взгляд, можно предпринять?
     Во-первых, вы должны понимать, что можете существовать и развиваться исключительно на растущем тренде, когда внешняя среда рождает спрос, возникающий в вашем сегменте рынка, как естественная потребность  в ваших продуктах. Другими словами, пока строятся новые дома, и кто-то покупает квартиры, вы сможете найти своего покупателя. Если тренд становится отрицательным и спрос уходит, готовьтесь к худшему. И еще,  очень важно понимать глубинные процессы потребления, как-то  клиенты возникают никак реакция на ваши усилия по продвижению продукта, а как реакция на естественный спрос рождаемый  балансом интересов покупателя и продавца. А потому не выбрасываете деньги на бессмысленную рекламу, ищите другие способы выхода на потенциального покупателя. А когда покупатель появится в пределах вашей досягаемости, предложите ему комплекс мер по достижению именно баланса интересов;
     Во-вторых, даже в нормальных условиях более половины всех банкротств связано с кредитными обязательствами, в период кризиса наличие кредитов является причиной банкротств уже в более, чем в 80% случаев. Поэтому, учитесь работать без кредитов, хотя это, безусловно, крайне сложно. Относитесь к ним как к курению или алкоголю, и пусть на стенах ваших предприятий будет написано, что «кредит вредит здоровью нашего бизнеса». Именно кредитные механизмы загнали этот мир в дебри неуправляемого экономического хаоса, создали кучу суррогатных финансовых инструментов, которые создали практически параллельную экономическую реальность. Пока у свободного рынка есть кредитный инструмент, он никогда не сможет себя сбалансировать, а это, значит, что кризисы будут всегда, а значит и потенциальная угроза обанкротиться. Если вы сможете жить без кредитов, вы сразу почувствуете пульс рынка, вы увидите реальный спрос на ваши товары, и вам откроется еще   масса нюансов эффективности бизнеса. Поэтому, особенно на фазе спада, резкое сокращение кредитных заимствований, никаких долгосрочных проектов, никаких ипотечных приобретений, минимальный товарный склад;
     В-третьих, следите за состоянием макросреды и если вы видите, что условия работы могут заметно ухудшиться, заранее структурно изменяйте финансовую конструкцию деятельности. Что это означает? Прежде всего, пока все не рухнуло необходимо приложить серьезные усилия по сокращению финансовых обязательств, каковыми являются кредитные линии, финансовые обязательства перед поставщиками, накладные издержки по логистике,  коммунальные услуги, арендные платежи и т.д. Ваш портфель обязательств должен быть сокращен по максимуму! Фактически это тотальная экономия, но, в первую очередь, там, где вы юридический должник;
    В-четвертых,  если кризис случился, не пытайтесь выживать за счет чужих финансовых вливаний, кредитов рефинансирования и т.п., это самый драматичный сценарий смерти вашего предприятия. Если общий внешний тренд идет на сжатие вашего рыночного сегмента, если очевидно, что предпринимаемые усилия не дают результата, подумайте о том, как эффективней закрыться, чтобы не умереть, как бизнес потенциал. А потому, сжимайте пул обязательств, маневрируйте,  уходите с дорогих площадок, сокращайте по максимуму складские остатки, отказывайтесь от всех форм новых долговых обязательств и готовьтесь морально к закрытию. Это далеко не конец пути, ваши навыки бесценны, помните об этом;
     В-пятых, копите деньги на черный день. По стандартам выживания объем накопленных финансовых ресурсов должен обеспечивать вашу деятельность в течение одного года, без любых финансовых поступлений извне.  Это не означает, что вы должны ждать целый год прежде, чем ресурсы кончатся. Предполагается, что в худшем случае вы ищете новые возможности в течение этого периода. Как правило, этого срока достаточно, чтобы ситуацию исправить, или найти возможность существовать в другом качестве.
     В-шестых, немного о банальностях, кризис не для всех заканчивается крахом, история знает о невероятных взлетах компаний именно в период спада на рынке. Логика здесь простая, рынок сокращается, но не всегда пропорционально сокращению предложения, иногда предложение сокращается быстрей, что и дает оставшимся шанс выжить, так как нулевого сжатия рынка в природе не существует. Но очень важно и другое,  в условиях отчаянного положения нередко возникают озарения и открываются скрытые резервы бизнеса. Если вам удастся отыскать целевые ниши, которые будут приносить доход и в кризисных условиях, шансы выжить возрастут значительно.
    Ну и последнее, седьмое. Не перегружайте свою деятельность функцией маркетинга. Эта «наука» отчего-то заморозилась на уровне 80-х годов и практически не претерпела тех серьезных изменений, которые претерпел сам рынок. А потому, многие механизмы и рекомендации знаменитых маркетинговых гуру это прививки от болезней, которых давно нет. Транснациональная экономика, которая сложилась к началу двухтысячных годов, фактически не подчиняется никакой логике и законам объективной реальности. Разлитые по всему миру глобальные корпорации создают искусственную среду, которые превращают региональную экономику, лишь в часть большой мозаики глобального рынка. А потому весь механизм рынка оброс условностями и предположениями, которые фактически уничтожили возможность, что-то просчитать или определить, даже на самую близкую перспективу. Создавая на рынке псевдо экономические инструменты, доминирующие финансовые корпорации фактически создают гарантированные условия для возникновения кризисов. Кто-то называет это циклами, кто-то выводит зависимости инфляции и безработицы, но в реальности это лишь результат бесконечного обмана незначительным меньшинством значительного большинства.  А потому никто в мире не может угадать ни цену на нефть, ни цену на золото, ни когда и почему случиться новый кризис. Хотя всякий пророков и авторитетов по-прежнему пруд пруди, да только толку в них никакого нет. А чем же тогда заменить ставший милым сердцу маркетинг? Чутьем и логикой, а также собственным опытом. Следите за обратными связями, не верьте в работу на отдаленную перспективу, так как эта перспектива туманней, чем Лондонское утро в сентябре. Представляйте информацию в виде простых и понятных блоков, пусть любому будет понятно, что именно вы готовы предложить. Выбросите из лексикона все иносказания и мутные иллюзии, вы должны быть понятны даже соседской собаке. Живите не количеством, а маржой. Не увлекайтесь тотальными распродажами, а делайте это целевым образом, без потери позиционирования. Лояльность покупателя самый большой миф, от которого вы должны избавиться в первую очередь. Вас просто используют, попробуйте поступить  наоборот. Помните, покупают только потому, что есть баланс интересов, а не потому, что вы много улыбаетесь и говорите много ласковых слов. Избавьте человека от выбора и сразу предложите ему то, что соответствует его интересам. Четко ограничивайте свои возможности и никогда не предлагайте то, что вы не можете контролировать. Умейте говорить, что это не соответствует вашим интересам, а потому не можете быть полезными. Есть масса клиентов, которые не ваши клиенты и работа с ними лишь создает дополнительные проблемы. Если вы ошиблись, просчитались, предложили не тот продукт, признавайтесь в этом сразу и не доказывайте, что лев это почти верблюд, но без горбов.
      Ну и самое последнее. Ваш персонал во многом определяет и ваш реальный потенциал, а потому всегда старайтесь сохранить функциональное звено, и если есть возможность, не бросайте людей на произвол судьбы. По возможности поделитесь ресурсами, держите их в поле зрения, они могут принести вам здравую идею, которая спасет вас от конца бизнеса. Но не допускайте семейных отношений, пусть они разделят с вами ответственность и сопричастность, без нелепого неоправданного содержания. Они, если захотят, должны выживать вместе с вами.  А это, в том числе, и решимость остаться сегодня без обеда.
      Мир, в котором мы сегодня живем, как и во  все предыдущие годы не особо расположен к человеку, а по большому счету ему нет никакого дела до него. Мы в отличие от животных слишком много фантазируем и слишком часто начинаем верить в эти фантазии. Иногда обстоятельства складываются в вашу пользу, иногда нет. Чтобы последнее случалось реже, очень важно избавляться от своих фантазий, словно очищение организма от шлаков. Реальность ни настолько сложна, чтобы ни увидеть в ней простых вещей, человек по-прежнему стремиться к доминированию, хочет размножаться и по-прежнему хочет есть. Все остальное лишь надуманные производные. Счастья и удачи вам.