Попав на входе в преимущественно молодежную очередь, я решила, что перепутала залы - рядом одновременно начинался очередной американский ужастик. Ан, нет... Всё правильно. На дневном просмотре фильма Валерия Тодоровского "Большой" почти все места оказались занятыми.
Конечно, Великая Фрейндлих не обманула... Браво, Алиса Бруновна! и низкий поклон!
Как же естественна на площадках Большого театра стала Ваша Белецкая - бывшая Прима, а теперь педагогиня будущих балерин.
Беспощадная к ученицам, острая на язык, напористая и волевая. Мастерством, ценой прежних заслуг, личными связями добивающаяся желаемого.
Но в своей огромной антикварной квартире — одинокая, очень пожилая женщина, страдающая от тщательно скрываемой ото всех болезни.
Великолепен Александр Домогаров в роли погасшей звезды столичного балета, теперь прозябающий в ночном клубе никому не известного городка Шахтинска и потихоньку спивающийся. Хороша полузабытая зрителями Валентина Теличкина. И непрофессиональные актрисы и актеры - балерины Маргарита Симонова, Анна Исаева, танцовщик Николя Ля Риш, девочка - спортсменка Катя Самуйлина. И вся молодежь — сокурсники главной героини.
Чтобы не портить читателям удовольствие от просмотра, только чуть очерчу сюжетную линию.
... Волей случая, способная к балету Юля Ольшанская попадает в руки бывшего солиста Большого театра. Он везет её в Москву и передает под покровительство самой Белецкой. Семь лет провинциалка проводит в Академии хореографии. Учится, меняется, взрослеет. Теперь она — лучшая. Но для неё балет, в первую очередь, - способ вырваться из беспросветного ужаса прежней жизни.
Лишь на шажок позади - подруга и соперница Карина Интеллигентная и очень обеспеченная москвички. Великий Балет - её бог и единственный смысл существования.
В решаюший момент выпускница Ольшанская выбирает возможность вытащить семью из нищеты. И... оказывается в кордебалете. Карина же — в солистках.
В конце фильма Юля снова получает шанс. Но мы не узнаем, что ждет её дальше. Мы - лишь зрители.
Не обвиняем. Не судим за ошибки, даже трагические. Просто сочувствуем обделенной семейным теплом и счастьем, совсем не готовой к столичной жизни девочке, грустим, а потом и радуемся вместе с ней. И очень её понимаем.
Вместе с ней по-детски замираем в блеске и золоте Большого. И, попав за кулисы, робко дотрагиваемся до великого танцора, ободряя его перед выходом на сцену...
Вот такую историю, одновременно сказочную и правдивую, как сама жизнь, представил нам Тодоровский младший.
Отзывы о фильме разные. Основные неудовольствия высказываются по поводу неувязок и недоговоренностей в сюжете, вызванных необходимостью втиснуть в двухчасовой хронометраж огромный материал, снятый для будущего сериала.
Но мне как-то хватило намеков на происшедшее за кадром. А возможность увидеть ещё и сериал откровенно радует.
Моё впечатление от "Большого" оказалось сильным, долгим и прекрасным.
Кажется, на большие экраны постепенно возвращается наше настоящее российское кино. Пожелаем ему успешной дороги!