Большой. Рецензия

Людмила Лунина
   Попав  на входе   в преимущественно молодежную очередь, я решила, что перепутала  залы     -   рядом  одновременно начинался очередной американский   ужастик. Ан, нет...  Всё правильно. На дневном просмотре фильма Валерия Тодоровского "Большой" почти все места оказались занятыми.

   Конечно, Великая Фрейндлих не обманула...  Браво,  Алиса Бруновна! и низкий поклон!
Как же естественна  на  площадках  Большого театра стала  Ваша   Белецкая -  бывшая Прима, а теперь  педагогиня будущих  балерин.
Беспощадная к ученицам, острая на язык, напористая и волевая.  Мастерством,    ценой прежних заслуг, личными связями  добивающаяся   желаемого. 
Но  в своей огромной антикварной квартире —  одинокая, очень пожилая женщина,  страдающая   от тщательно скрываемой ото всех болезни.

Великолепен Александр Домогаров в роли погасшей  звезды столичного балета, теперь прозябающий  в ночном клубе никому не известного городка Шахтинска и потихоньку спивающийся. Хороша   полузабытая зрителями Валентина Теличкина. И непрофессиональные актрисы и актеры - балерины Маргарита Симонова,  Анна Исаева, танцовщик Николя Ля Риш,  девочка  - спортсменка  Катя  Самуйлина.   И вся молодежь — сокурсники главной героини.

Чтобы не портить читателям удовольствие от просмотра, только чуть очерчу сюжетную линию.

  ... Волей случая, способная к балету   Юля Ольшанская попадает в руки бывшего солиста Большого театра. Он   везет её в Москву и передает под покровительство самой Белецкой.   Семь лет  провинциалка   проводит   в  Академии хореографии.   Учится, меняется, взрослеет.  Теперь она — лучшая.  Но для неё балет, в первую очередь,  - способ вырваться из беспросветного  ужаса  прежней  жизни.
Лишь на шажок  позади  -  подруга и соперница Карина  Интеллигентная и очень обеспеченная москвички.    Великий Балет -  её бог и единственный смысл существования.
В решаюший момент   выпускница Ольшанская  выбирает возможность вытащить семью из нищеты.   И...  оказывается в кордебалете. Карина же — в солистках.

В конце фильма Юля снова получает  шанс.   Но мы не узнаем, что ждет её  дальше. Мы - лишь   зрители.
Не   обвиняем. Не судим за ошибки, даже трагические.   Просто сочувствуем обделенной семейным теплом и  счастьем, совсем не готовой к столичной жизни    девочке, грустим, а потом  и радуемся вместе с ней. И очень  её понимаем.
Вместе с ней по-детски замираем   в блеске и золоте Большого. И, попав за кулисы,  робко  дотрагиваемся до великого танцора, ободряя его перед выходом на сцену...
Вот такую историю, одновременно сказочную и правдивую, как сама жизнь, представил  нам  Тодоровский младший. 

Отзывы о фильме  разные.  Основные  неудовольствия высказываются по поводу неувязок и недоговоренностей   в сюжете, вызванных необходимостью втиснуть  в двухчасовой хронометраж огромный материал, снятый для будущего сериала.
Но мне как-то  хватило намеков на происшедшее за кадром. А возможность увидеть ещё и сериал откровенно радует.
Моё впечатление от "Большого" оказалось сильным,  долгим и прекрасным.

Кажется, на большие экраны постепенно возвращается наше настоящее  российское кино. Пожелаем ему  успешной  дороги!