Спасибо, Жилибер

Татьяна Никитина 7
Он родился и умер во Франции, в Лионе. Окончил медицинский факультет университета, получил звание доктора медицины и занимался врачебной практикой. До той поры, пока гродненский староста граф Антоний Тызенгауз, одержимый идеей создания в городе медицинской академии, не пригласил молодого хирурга и анатома Жана Эммануэля Жилибера в Гродно. Тогда ему было немногим за тридцать.

Медицинская академия, созданная и возглавляемая Жилибером, открылась в 1775 году и работала шесть лет, после чего её перевели в Вильно. А в Гродно благодаря Жилиберу появились еще клинический госпиталь, акушерская и ветеринарная школы. При академии были своя аптека и аптекарский огород. О Жилибере как враче известно, что деньги за лечение он брал только после выздоровления пациентов, а бедноту лечил бесплатно.

За годы, проведенные в Гродно, Жилибер успел разбить ботанический сад, высадив в нём сотни диковинных растений. Этот сад был причислен к лучшим в Европе. До наших дней сохранилось от него лишь одно дерево – высоченный раскидистый ясень. Пару лет назад спилили и его – засох. А основание ясеня, в три обхвата и полое внутри, оставили. Сейчас в нём пророс и тянется вверх молодой побег нового деревца. 

В начале двадцатого века к ботаническому саду примыкали еще три: губернаторский - вокруг дворца Тызенгауза, княжеский – вокруг дворца Четвертинских, и городской.

А в начале 1960-х, когда в большинстве своём мы еще не знали, что такое коротать время у телевизора, излюбленным местом массовых гуляний гродненцев был городской парк, соединивший в себе все четыре былых сада. О, какие толпы нарядных, жизнерадостных и жаждущих общения людей бродили по его аллеям! Какой галдёж и веселье царили на простеньких аттракционах! Благоухала сирень. Гремел духовой оркестр. На гипсовом диване, окрашенном серебрянкой, мирно сидели гипсовые Ленин и Сталин. Всё это я видела своими глазами.

Увы, с годами парк становился всё менее популярным и всё более запущенным.

В 2000 году к юбилею ботанического сада его решили максимально возродить. Благо очертания и планировка старого сада, в общем-то, сохранились. Архитекторы подняли архивные документы и сделали проект дендрологической реконструкции. Вырубили заполонивший парк кустарник и высадили ценные породы деревьев: красный дуб, голубую ель, сибирский кедр, плакучую иву. Воссоздали старый фонтан и соорудили более внушительный и современный новый, модернизировали игровые павильоны – и парк,  преобразившись, ожил. Сейчас это опять любимое место отдыха и общения, к которому легко и быстро приросло новое название – парк Жилибера.

Осталось решить судьбу старинного здания былой медицинской академии, в котором нынче располагаются военная прокуратура и гауптвахта, примыкающая к парку и обнесённая вдоль парковой ограды колючей проволокой.

А на входе в парк со стороны площади Тызенгауза установили скульптуру великого ботаника, причем не на пьедестал, а вровень с людьми. Долго искали для неё подходящее место. Нашли у самой остановки общественного транспорта - здесь всегда людно, поэтому меньше вероятность, что кто-то осмелится поглумиться над бронзовой скульптурой либо умыкнуть её.

Фигура знаменитого француза, жившего в Гродно и служившего ему, выполнена в полный рост, её автор - гродненский скульптор Владимир Пантелеев. Я была в его мастерской, когда работа над скульптурой Жилибера только начиналась. Несколько слов о том, как это делается. Вначале прорабатывается эскиз, он должен быть одобрен губернатором. Затем принимается письменное коллегиальное решение – этакое «добро» на  продолжение работы над проектом. И начинается очень интересный этап, когда скульптор лепит небольшие фигурки  - вариации будущего образа. Я видела по меньшей мере три. И вот наконец рождается то, что нужно. Еще месяца три уходит на то, чтобы выполнить фигуру в глине в натуральную величину, сделать гипсовую форму, отлить по ней на заводе бронзовую оболочку и затем выполнить авторскую проработку. Уф-ф!..

Труднее всего, по словам мастера, было сделать лицо. Единственный прижизненный скульптурный портрет Жилибера, из белого мрамора, хранится во французском Лионе. Но есть фотография этого бюста, она и помогла добиться сходства.

В 1783 году Жилибер вернулся в Лион, получил должность профессора анатомии, хирургии и естественной истории в медицинском колледже. И вот он опять в Гродно, встречает горожан у входа в свой парк.

Фото автора.