Дрожжи

Герман Саблин
И снова слава Вильяма Похлёбкина и забота о народе своём не даёт покоя сыну его.

Забота, забота и только забота, лишает меня приятного состояния покоя и ввергает в пустые говоры. Споры с себе подобными и, вроде бы, знающими, начитанными,  насмотренными и,  по этой,  или по другой какой причине,  очень внушаемыми.  Готовыми на веру принимать многое из того, что говорят, пишут или показывают.

Ну, а если внушение проникло, куда ему следует, изменить, что либо, уже сложно, и самому человеку или другому на него внушению. И пошли споры и дискуссии, где все говорят и никто никого не слушает.

Меня же трогают споры и суждения о дрожжах.
Суть проблемы: есть дрожжи сухие, есть дрожжи прессованные, а ещё народ делает всякие закваски.

В закваске те же дрожжи, культура этих дрожжей зависит от культуры среды, в которой они воспитывались. Где это? В коровнике или свинарнике, на вольном воздухе или в доме под собственными  бздёхами.
Простите нижайше, но в спорах народа и не такие непристойности сгоряча выскакивают. Поэтому в закваске всё есть и неустойчивость присутствует, потому-то и хлеб не всегда выпекается и не у каждого  получается.

С дрожжами всё проще, в заводских условиях для нас вывели, то, что надо. Для хлеба одно, для пива другое, для вина третье, а в закваске там всё в одном, со многим другим.
Я не говорю, что закваска плохо, но принципиальной разницы в пользе по сравнению с дрожжами никакой.

Здесь хотелось бы обратить внимание на особенности в питании, свойственными  русскому человеку. Мы любим квас, кислые щи, антоновские яблоки то, что иностранцам не по нутру и к чему они с трудом привыкают.

Наши предки кушали только кислый хлеб, который получается на той самой закваске. Когда я пеку на закваске, хлеб получается с кисленьким неповторимым послевкусием. В чисто ржаном хлебе это, на мой взгляд, обязательный атрибут. Но чисто ржаной хлеб я не пеку, он требует нутряного тепла русской печи. А чего нет, того и нет. Кислый хлеб он и более сытный и его идёт меньше.

Но кислый хлеб можно выпечь и на дрожжах, если дать им выбродить  от двух, до пяти часов.
Печево на не выброженных дрожжах  - это пироги, даже если имеет вид и подаётся в виде хлеба.

Как-то приехал я в деревню налегке. Замесил хлеб и испёк. Смотрю, подъезжают мои богатенькие соседи. Время было праздничное, а они всегда поздравляют мою супругу каким-нибудь подарком. А чем их удивишь? Положил я буханку в приличный пакет и передал хозяину. Тот покривился и взял.
Прошло время. Смотрю, идёт.
- Женщины мои в восторге от хлеба.
Протягивает  пакет с презентом. Это по-русски,чтоб не задолжаться, хотя  семья у них смешанная. Основа семьи, жена - русская, а переменная составляющая, муж -  татарин, в православную веру перевёлся.
- Может,  Вы сможете для нас хлеб печь? Мы заплатим.
- Тут такое дело,- говорю,- один из разорившихся российских миллионеров, навешивает лапшу на уши доверчивым, внушаемым богатеям, чтобы продавать хлеб за стыдно сказать какие бешеные деньги. Бешеные  деньги по тому, что при ручном производстве по-другому не выгодно. Поэтому давайте я кого-нибудь из вас научу. Это просто. Мне хлеб по комплектующим дешевле магазинного раза в два обходится. Совесть не позволит вас обирать.
На том и расстались.

Неделей позже встретились  с их дочкой. Милая и приятная в общении молодая мамочка.
- Ой, я очень хочу научиться хлеб печь. После того, как Ваш попробовала, магазинный есть не могу.
Буду учить, чтоб не исхудала.

Хлеб я пеку без всяких выпендров. Мука,  вода, соль, закваска, либо естественная, либо на выброженных дрожжах, когда есть, солод, покупной или самодельный.
Предпочитаю ржано-пшеничный хлеб из муки первого или второго сорта, так вкуснее.
Насчет полезности, что можно сказать? Какую муку мы покупаем, мы не знаем, чего туда напихали, чтобы звери не заводились, чтобы не слёживалась, чтобы отбелить и так далее. Где уж здесь о дрожжах спорить.

Посему, все споры о дрожжах и закваске, на мой взгляд, беспредметны.

Творите, дорогие мои!  Всё хорошо, что вкусно, полезно, кому как удобно и, что у кого лучше получается.