Он увидел во мне соперника

Диана Свердловская
Хурматулла Утяшев: «В юности я тоже занимался борьбой куреш и неоднократно побеждал. Словом, он увидел во мне соперника...»

- Интересно, как вы попали в проект, в котором приняли участие такие известные голливудские актеры, как Олег Тактаров и Кэрри-Хироюки Тагава?

- С Андреем Борисовым я познакомился в 2001 году. Он прибыл тогда в Уфу с просьбой о помощи к правительству республики в связи с наводнением в Якутии. После встречи с Президентом Муртазой Губайдулловичем Рахимовым Андрей Саввич приехал в наш театр. Вот тогда он и выразил желание поработать с нашей труппой и поставить на башкирской сцене спектакль. А потом я вдруг узнал, что он начал снимать фильм. Помню, как на фестивале «Навруз» в Казани он спросил меня, есть ли в репертуаре театра спектакль о Чингисхане? Я сказал: «Конечно есть. «Последнее море Чингисхана». Мы его, кстати, возили в Улан-Уде на фестиваль «Лики Чингисхана». Вот там Борис Саввич и увидел нашу работу, которую очень высоко оценил. А мне пообещал какую-нибудь роль в своем проекте. И, действительно, через год я получил приглашение.

- Где вы снимались?

- В Туве. Я прилетел на недельку, на площадке отработал всего два дня, а в остальное время наблюдал за коллегами. Актерский состав картины был многонационален: якуты, тувинцы, китайцы, монголы, татары, башкиры… Мы говорили на девяти современных тюрко-монгольских языках. Свой монолог я перевел сам на башкирский язык. Между собой общались на русском. В принципе друг друга понять можно было. Ведь тюркские языки схожи. У нас одни корни. Это нас очень сплачивало. Чувствовалось на съемочной площадке некое единение. Андрей Саввич очень демократичен. Конечно, ему было сложнее. Международный состав актеров (а среди нас были и американцы, и немцы) создавал определенные трудности. Иногда ему приходилось использовать минимальный набор самых общих слов, который был одинаково понятен всем.

- Ваш герой Тайанхан, предводитель могущественного племени Найманов, в трактовке Борисова несколько отличается от остальных ханов. Мне он показался заносчивым и даже глуповатым. Согласны ли вы с версией режиссера?

- Да, вы правы. Тайанхан должен был бы быть более агрессивным, мудрым, уметь просчитывать свои действия на много ходов вперед. Ведь он - предводитель целой армии! А не смог даже оценить силу своего врага - Чингис Хаана. Это поражение для Тайанхана было хуже смерти.

- Поделитесь своими впечатлениями от встречи с голливудской звездой Олегом Тактаровым.

- Олег сыграл роль моего сына - Кучулук-хана. Мы с ним встретились у входа в отель, в котором жили. Помню, он подъехал на джипе, а я в это время стоял на крылечке гостиницы. Олег оценивающе, с ног до головы, измерил меня взглядом. Как известно, он двукратный чемпион мира по боям без правил, я тоже в юности занимался борьбой куреш и неоднократно побеждал. Словом, во мне он увидел некого соперника, в хорошем смысле этого слова. Меня же в нем удивил цвет его глаз - синий! В итоге мы с ним подружились!

- А что вас удивило в игре коллег?

- Поскольку я театральный артист, для меня выучить роль - это естественно. А вот американские актеры говорить монологами не умеют. Да это и неудивительно. В голливудских фильмах режиссеры больше увлечены внешними эффектами, а у нас - содержанием. Общее то, что и тем, и другим присуща творческая одержимость. В работе же китайской звезды Ту Мен, который сыграл монаха-летописца, друга и советника Чингис Хаана, я обратил внимание на то, что он во время съемок специально позирует оператору, тем самым помогая ему в работе. При беседе по сюжету с партнером он смотрел не на собеседника, как это принято в жизни, а так, чтобы лицо его полностью просматривалось в камеру. Это настоящий профессионализм. Действительно, есть чему поучиться!

Кино - это совсем другая история. Работа в нем мне показалась сложнее, чем в театре. Процесс съемок утомителен, особенно если из-за технических неполадок приходится делать дубли.

- В проекте было задействовано более 300 всадников. А вы сами умеете скакать верхом?

- Конечно. Я после 8 класса все лето проработал в деревне табунщиком. И сейчас, когда езжу на малую родину, не отказываюсь от прогулки верхом на лошади.

- Как сыновья оценили вашу работу?

- Они в восторге!

- Вам не показалось, что в фильме теме любви отведено недостаточно времени?

- Согласен. Учитывая, что по сюжету война началась из-за женщины, я думаю, этой теме следовало бы уделить больше внимания. В фильме много крови, жестокости, насилия…

Я думаю, работа Борисова изобилует и неоправданными паузами. Некая театральность наблюдается в ней. Конечно, это грандиозный проект. Вообще, всякая историческая вещь ставится не просто так, а с целью заставить человечество задуматься, а не о сегодняшнем ли дне в ней говорится? Фильм Борисова отражает предчувствие режиссером главных назревающих в мире проблем человечества: войны, тоталитаризма, экологической и гуманитарной катастрофы. После просмотра картины хочется помолчать. И я горжусь, что в этом проекте принял участие.


ХII век. В подземелье инквизиции ждет казни бродячий миссионер. Много лет назад он пришел в степь нести имя Христа и узнал своего бога в едином боге кочевников - Тенгри, Вечно Синем Небе. Он вернулся и рассказал Европе историю человека, по велению Неба создавшего на Востоке величайшую империю, - тайную историю монголов, записанную очевидцами. Одним из них был он сам.

В степи играют дети - три мальчика и девочка. Из-за этой девочки Бортэ однажды начнется война. Чтобы защитить свою любовь, первый - Темучин - возьмет в руки оружие и не остановится, пока не завоюет мир. Второй - Джамуха - всю жизнь будет разрываться между верностью, данной в детстве клятве и стремлением к личной свободе. Третий - Хохочой - станет великим шаманом…

2009 год

Фото из интернета