53. Школа даосов о Дао

Владимир Фёдорович Власов
53.
 
О ДАО, КАК О ДВИЖУЩЕЙ СИЛЕ СТРЕМЛЕНИЯ К СОВЕРШЕНСТВУ


И всё же, для того чтобы проникнуть в суть Дао, нужно разобраться в очень простом и вместе с тем очень сложном вопросе: Что же представляет собой Дао? С одной стороны Дао – это всепроникающее могущество безличного потока, как говорил Лаоцзы: «Вот вещь в хаосе возникшая, прежде неба и земли родившаяся! О беззвучная! О лишённая формы! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преград». Дао влияет на нас постоянно, являясь великим путём жизни, предначертанным природе и человеку. Философ Ван Би говорил: «Дао – это, иными словами, ничто»! Но Лаоцзы так этого не считал, хотя охотно рассуждал о пустоте и небытие, но не ставил равенства между небытием и Дао. Ван Би же настаивал на этом, говоря: «Всё сущее получило начало в небытие, поэтому бесформенное и безымянное, оно является началом всех вещей». Он считал, что Дао, став пустотой в буквальном смысле слова, утратило роль внешней силы, управляющем бытием людей. Он как б посмотрел на Дао с другой стороны. Но прав ли он был? Считая так, некоторые учёные дошли в своих утверждениях до того, что Дао – это действительно ничто, и что если все вещи в мире рождаются от Дао, то это означает, что все вещи рождаются сами по себе. Сян Сю считал: «Сказать, что что-нибудь происходит от Дао, значит, что всё происходит само собой». Ведь если продолжить мысль Го Сяна и Сян Сю, то получается, что «жизнь всякого человека – бедного и богатого, знатного и незнатного, глупого и умного – значима сама по себе. Каждому человеку и каждой вещи принадлежит свой место в мире. Их отношения с другими людьми, с другими вещами не на основе подчинения одного другому, а на основе их взаимодополняемости. Оставаясь самим собой, каждый человек нуждается в обществе другого». Но так ли это на самом деле? Хотя Дао и допускает вольное развитие жизни, но всё же в глубине себя оно несёт совершенство. И в этом – вся правда: есть вещи совершенные и несовершенные, но всё же, совершенство влияет на совершенствование других вещей. И это - не оспоримо. Небытие преобразуясь в бытие, обладает апологией жизни, жизнелюбивый дух Дао начинает творить совершенство – саму жизнь – вечную и неиссякаемую стихию, жизнелюбие порождает рафинированную чувствительность к живой материи. Эта материя хрупка и эфемерна, и вечная тень небытия готова поглотить её, отчего рождается острое чувство прекрасного, вызываемое жизнью. Прежде всего на первый план выходит чувство самосохранения, которое живёт в каждом существе и интуитивно влияет на него. Человек старается выжить в любых условиях; мужчина бережёт женщину, как продолжательницу своего рода; правитель печётся о своём государстве. Завоёвывая чужое, мы прежде всего стремимся сохранить своё уже имеющееся у нас. Покоряя мир, мы стараемся утвердить своё начало. Осваивая новое, мы сохраняем старое. В этом и есть смысл совершенствования. Поэтому так значима притча Ян Чжу о «Предупреждении»:

ПРЕДУПРЕЖДЕНЬЕ

 Вэньгун, царь царства Цзи, выступил на соединенье
С союзником, который его с войском дожидался.
Чтобы на царство Вэй совместно сделать нападенье,
Царевич Чу на небо посмотрел и рассмеялся.

- «Смеёшься почему»? – спросил его царь огорчённо.
- «Я, ваш слуга покорный, смеюсь над одним соседом,
Жену отправив, на деву воззрился увлечённо,
Шёл к ней он, оглянулся, жену кто-то манил следом».

Намёк царь понял и повернул войско в своё царство,
Но не успела армия ещё домой добраться,
Когда напал враг на северную часть государства,
Царь вовремя отправил все войска туда сражаться.

Главное, что даос считает основным в приобретении своих высших качеств, - это овладение собой. Владение собой – это тоже одни основных качеств совершенства. Человек, владеющий собой, может управлять всем миром, а значит, и уметь выживать во всех условиях.  Об этом говорил Лецзы.

СОВЕТ ЦАРЮ
 
Царь Чу Чжуан спросил Чжан Хэ, как управлять страною,
Услышав тот вопрос, мудрец вначале растерялся,
Не зная, царь, говоря так, что делать с ним собрался,
Сказал: «Я знаю лишь, как нужно управлять собою».

- «Хоть царь я, - сказал тот, - но этим не привык гордиться,
Имею двор, регалии, царством бразды правленья,
Как сохранить их дальше все, хочу я научиться,
Что посоветовать ты можешь для их сохраненья».

- «Нет смуты там, где царь способен управлять собою,
Не может если, то теряет всё, я полагаю,
Кто сдержан, тот с задачей может справиться любою,
Корень в себе самом, а о вершине я не знаю».

Ещё один из признаков совершенства человека – это способность улавливать своим внутренним чувством дыхание Ветра Вселенной. Слышать Ветер Вселенной и звуки Небесной Флейты удаётся не каждому человеку, для этого ему нужно привести в гармонию свой внутренний мир с внешним. Только тогда человек полноценно овладевает свои бытием, когда его внутренняя природа связана с внешней природой. Лецзы рассказал одну притчу:

«Янь Пинчжун спросил Гуань Чжуна о том, как заботятся о своей жизни. Гуань Чжун ответил:
- Не мешать себе, не останавливать себя. Жить свободно и только.
- А подробнее?
- Позволить ушам слушать то, что хочется; позволить глазам смотреть на то, что хочется; позволить устам говорить о том, что хочется; позволить телу покоиться так, как хочется. Ведь ушам хочется слушать музыку, и мешать им означает притуплять слух; глазам хочется смотреть на красоту и краски, и мешать им - означает притуплять зрение; носу хочется вдыхать аромат перца и орхидеи, и мешать ему – означает притуплять обоняние; устам хочется говорить об истинном и ложном, и мешать им – означает притуплять ум; телу хочется найти покой в прекрасном и приятном, и мешать ему – значит лишать его хорошего самочувствия; мысли хочется свободы, и мешать ей – значит не давать ей идти вперёд». Разве это не есть гимн бытию?! Но для того чтобы сохраняться в мире, нужно соблюдать ещё одно правило, а именно, развивать как свой внутренний мир, так и внешний во взаимосвязанной гармонии, нельзя только жить внутренним миром, также, как и нельзя полагаться лишь на внешний мир, между эгоизмом и самопожертвованием нужно всегда находить золотую середину. В этом и состоит соблюдение гармонии межу внутренним и внешним. Об этом также говорит притча Чжуанцзы:

ВНУТРИ И ВОВНЕ 

Мудрец Шань Бао в царстве Лу жил на горе высокой,
Пил воду, лук ел, и всегда в себя был погружённым,
Он очень был доволен своей жизнью одинокой,
Как будто выглядел младенцем, только что рождённым.

Но на его беду голодный тигр с ним повстречался,
Убил его, сожрал, и в чащу сытый удалился.
Так в семь десятков лет его путь жизни оборвался,
В глуши тихо живя, даже мудрец не сохранился.

Другой мудрец Чжан И в том царстве занимал пост важный,
Но прост был в обращении, и не любил порядки,
К нему в настежь открытые врата зайти мог каждый,
Но в сорок лет он умер от болезни – лихорадки.

Шань Бао внутренним жил, занимался другим мало,   
О внешнем не заботился своём, его сожрали.
Чжан И жил внешним, на внутреннее болезнь напала, 
Жаль, оба отстающее своё не подгоняли.

Когда человек чувствует Ветер Вселенной и слышит голос Небесной Флейты, в нём просыпается интуиция самосохранения и он обретает нужное ему место в мире, он как бы постоянно возвращается назад к тому великому Ничто, вселенский гул которого открывает ему Истину. Его мировосприятие помещает его в промежуток между бытие и небытием, откуда он обозревает мир, и видит все его стороны. От этого же источника берёт своё начало интуиция человека. Чжуанцзы также, как и Конфуций, давал своим ученикам подобное наставление: 

НАСТАВЛЕНЬЕ

Конфуций говорил, заканчивая обученье,
Всем тем, кто в жизнь самостоятельную отправлялся,
Чтобы никто из них не забывал его ученье,
И, стоя на своём пути, собою оставался.

- «Вам нужно, - он сказал, - не уходить и не таиться,
Ум упражнять ученьем, как вы делаете ныне,
Собой не красоваться, положеньем не гордиться,
А выситься, будто сухое древо посредине.

Кто три условия усвоит, тот достоин славы.
Не становитесь в жизни на опасную дорогу,
Свою судьбу не испытывайте ради забавы,
И не спешите тратить жизнь, живите понемногу.

Но главное – вы об опасности не забывайте.
Она - гость ваш не только в чрезвычайной обстановке,
На пир придёт к вам, поэтому предостерегайте
Во время трапезы всех возлежащих на циновке».

Даос в отличии от других философов обладает внутренним стержнем, который является его основой совершенства, который ему помогает выстоять во всех жизненных трудностях. Его внутренний мир помогает ему всегда сохраняться во внешнем мире. Об этом Чжуанцзы говорил так:

 МИР ВНУТРИ СЕБЯ

 Даос Юнь Цзян, имевший имя Облаков Гонитель,
По небу странствовал с потоком воздуха случайным,
Внизу увидел в море остров – тихую обитель,
А там Хунмэн шёл, прозванный Хаосом Безначальным.

Прогуливался тот, дорогой прыгая по-птичьи,
Похлопывал себя по бёдрам, как бы увлечённо,
Даос к нему спустился, поклонился для приличья.
- «Что, старец, делаете вы»? – спросил его смущённо.

- «Гуляю вот» - сказал тот, скачки птичьи продолжая,
- «Хочу задать вопрос я, - Юнь Цзян молвил удивлённо, -
То, что вы делаете, я совсем не понимаю».
Но тот скакал всё и думал о чём-то отвлечённо.

- «В эфире неба нет гармонии, - сказал, пытаясь
Начать с ним разговор, Юнь Цзян, - и нет нигде согласья
В шести явленьях природы. Но я вот собираюсь
Всё привести в гармонию и принести всем счастье».

- «Не знаю», - прыгая, сказал Хунмэн и отдалился,
Как птичка ускакал прочь, на вопросы не ответил.
Юнь Цзян продолжить с ним беседу больше не решился,
И лишь когда прошло три года, вновь его он встретил.

- «Меня вы помните»? – спросил он, дважды поклонившись,
- «Что знать могу я? – сказал тот, - я ничего не знаю,
Парю, не ведая зачем, несусь, в себе забывшись,
Чтоб наблюдать, как всё идёт, себя не утруждаю.

Ведь всё идёт своим путём – гармония простая.
Сокрыта суть в ней вся того, несказанного нами,
Зачем же спрашивать о том, всем людям подражая,
Творится в этом мире что - не выразить словами».

- «Я сам считаю, что несусь, но вот куда, не знаю:
Своим путём лечу иль под влияньем силы высшей,
Народ повсюду следует за мной, мне подражая,
Но слово слышать я хочу, ваш почитатель бывший».

- «Что прежние основы на земле все расшатались?
Что всех вещей характер развращается начальный?
Что свойства всех начал незавершёнными остались? –
Хотите слышать это, чтоб прибавилось печали?

Деревья, травы, кустарники засуха сжигает,
Всё дальше звери с животными от жилищ уходят,
Беда повсюду даже насекомых настигает,
А тех вина, кто порядки среди людей наводит».

- «Но что же делать? Как предотвратить беду такую»? –
Спросил даос, имевший имя Облаков Гонитель.
- «Всё вред, - сказал тот, - не окажешь помощь никакую,
Ничто не сделаешь, возвращайтесь в свою обитель».

- «Вы, равный Небу, - воскликнул Юнь Цзян, - одно лишь слово»! 
- «Ах! – ахнул Безначальный Хаос, - сердце укрепляйте,
Что б вы не делали, всё в мире повторится снова,
Раз так, то лучше всего в Недеянье пребывайте.

Оставьте тело, форму и от слуха откажитесь,
Забудьте о вещах и людях, притупите зренье,
От тяжести в сердцах и разуме освободитесь.
С эфиром сущим слейтесь вы в великом единенье.

И став покойным, будьте телом неодушевлённым.
Тогда каждый из тьмы существ останется собою,
Вернётся вновь к своим корням, родившись обновлённым,
И, с хаосом смешавшись, общей станет он семьёю.

- «Теперь обрёл я то, - сказал тот, - что искал повсюду,
Я понял в мире всё, вашим безмолвьем просветился,
Вы ниспослали свойства мне, я благодарен чуду».
Даос, святому дважды поклонившись, удалился.

И ещё Чжуанцзы полагал, что главная цель нашей жизни в этом мире – это сама жизнь, которая постоянно нас совершенствует. Она сама подсказывает человеку, что нужно делать. Об этом Чжуанцзы говорил так:

ЧТО ДЕЛАТЬ?
 
Даос Тянь Гэнь (1), Корень Небес, с горы к реке спускался,
На берег вышел средь камней, осокою заросший,
Ему навстречу даос Безымянный (2) повстречался,
С собою удочку с корзиной, полной рыбы, нёсший.

- «Спросить дозвольте вас, что нужно делать в Поднебесной»?
- «Невежда, прочь ступай, если простых вещей не знаешь».
Слова услышав те, смущённым стал Корень Небесный.
- «Зачем вопросами такими мне надоедаешь?

Я занят делом, и сейчас общаться собираюсь
С тем, что творит все в мире вещи, как себе подобных,
Вот только пообедаю и в небо отправляюсь
В просторах путешествовать бескрайних и свободных.

К чему вопросы задавать, что делать в Поднебесной?
Отринь заботы, в бесстрастии сердцем наслаждайся,
И в равнодушье с эфиром соединись небесным,
Всем предоставь естественный путь, сам Пути отдайся.

Когда нет лишнего, везде порядок воцарится,
Всё развивается своим путём, вечно текущим,
Сумеешь если ты с твоим путём в единстве слиться,
То сможешь радость обрести в Пути, тебя ведущим».

Пояснение

1.  Тянь Гэнь (Корень Неба) – как воля Небес, предопределяющая всё, что совершается на земле. Корень Неба сам не знает, что делать с Поднебесной.

2. Даос Безымянный олицетворяет саму материю (Дао) и её законы.

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович