Книга 9 Всеволод Ярославич 1030-1093

Татьяна Воротникова 2
    Велик и красив город Киев. Храмы с золотыми куполами и, небывалой красоты, княжеские дворцы утопают в весенней зелени.

    У киевского Князя Ярослава Мудрого много детей. Решил Ярослав построить для своей семьи новый дом, еще краше и просторнее прежнего. Пригласил Князь лучших умельцев. И, к следующей весне, был выстроен великолепный дворец!

    Поднявшись по высокому крыльцу с резными колоннами и перилами, украшенному инкрустациями и позолотой, попадешь в гридницу. Потолки в гриднице расписные, окна стёклами цветными узорчатыми изукрашены, вдоль стен тяжелые, широкие лавки, покрытые парчой и мехами, а перед лавками - длинные столы с резными ножками. На столах посуда из золота и серебра.

    На втором этаже горницы. В каждой горнице красавица-печка сверкает изразцовой плиткой. На женской половине дома - светлицы. Это те же горницы, только с большим количеством окон, потому что женщины занимаются рукоделием. Уже готовы для нового дома полотенца, с вышитыми диковинными деревьями, покрывала, с изображением горделивых коней, скатерти и шторы, расшитые сказочными птицами. Расшивали их с молитвой. Такая вышивка будет оберегать дом от напастей.

    На третьем этаже златоверхий терем для дочерей Князя. Вокруг высокого терема выстроен балкон с резными перилами.

    Под домом, отапливаемые подвалы сделали для работников. А в холодные погреба уже привезли бочки с маринованными грибами, соленой рыбой и мочеными яблоками. Приготовили лари для свежих овощей и полки для сыров.

    Работники уже заносили в дом огромные сундуки с живописной росписью, полки, украшенные ажурной резьбой по дереву, кровати с резными спинками, перины и подушки, а с улицы все доносился стук топоров и молотков. Во дворе продолжали строить амбары для зерна и муки, склады и дополнительные комнаты. Их соединяли теплыми переходами с основным зданием – сенями. Княжеский дворец с множеством строений и переходов, объединённых одной крышей, называется – хоромы.

    Наконец наступил радостный день заселения. Младшие дети носились по комнатам и переходам дворца, сбивая с ног работников и радуясь переменам. Старшие дочки Князя сновали по высокому терему, выглядывая то в одно, то в другое окно, выбирая комнату с видом на церковь. Двери и окна, то и дело, распахивались и свежий весенний ветер приносил в комнаты запахи цветущих фруктовых деревьев. В суматохе и хлопотах мамки и няньки не заметили, как заболел самый маленький княжич Всеволод. Вскоре к больному малышу привезли лучшего лекаря, но время было упущено, и тяжелая болезнь не отступала.

    Тем временем, в далекой северной стране Норвегии произошёл переворот. Норвежский король Олаф II приехал в Россию к своему другу Ярославу Мудрому, чтобы переждать мятеж. Узнав о болезни княжича, Олаф Святой несколько дней и ночей молился в комнате мальчика. И произошло чудесное исцеление. Однажды ранним солнечным утром, маленький Всеволод открыл лучистые глазки и звонким голоском позвал матушку. Страшной болезни как не бывало.

    В те далекие времена не ставили памятники выдающимся людям, а строили храмы в память о них. В благодарность за спасение княжича, русские зодчие выстроили церковь во имя Святого Олафа.

    Шли годы. Настало время Всеволоду жениться. Послали сватов к византийскому императору Константину IX Мономаху. Для любимого сына Ярослав выбрал невесту, славившуюся своей образованностью. Вместе с тем царевна была необычайно скромна и прелестна.
    Ярослав Мудрый считал, что для управления государством нужны образованные люди, поэтому не жалел средств на строительство школ. А для своих детей Князь приглашал самых лучших педагогов. Всеволод всегда был прилежным учеником. Он с детства любил книги и знал несколько языков. Шведский – язык матери шведской принцессы Ирины, английский – язык жены брата Владимира. Женившись на Мономахине, Всеволод выучил греческий язык.

   Мудрый Ярослав прожил долгую жизнь, до старости. Умирая, он оставил многочисленным детям и внукам огромное государство с красивыми и богатыми городами. Но, создав свод законов «Русская правда», он не оставил главного законодательного акта, по которому самодержавная власть на Руси, была бы у одного государя.

    Вскоре, после смерти отца, сыновья Ярослава Мудрого стали ссориться. Пожелали захватить великокняжеский престол и повзрослевшие племянники Ярославичей. Наследники раздробили и растерзали мощное государство, погубив в междоусобных войнах тысячи русских людей. Каждый из князей и князьков стоял сам за себя. Самый забияка и задира был сын Святослава Ярославича – Олег. За беспокойный нрав и постоянное разжигание междоусобицы, его называли Олег Гориславич.

    Междоусобицы ослабили сильное государство. Вместо усмиренных Ярославом печенегов пришел на Русь новый враг — половцы. Вооружённые луками и стре­лами, саблями, арканами и копьями, половецкие воины с пронзительным криком бросались в бой, стреляя на скаку из луков и осыпая противника гра­дом стрел. Так же стремительно они исчезали, оставляя на месте набега развалины и пожарища. Половцы были опытными воинами, а их предводители — искусными военачальниками. Кочевники жили в степи в кибитках. В местах стоянок, они ставили высокие каменные статуи. Их называли «половецкие бабы». Этим истуканам поклонялись и просили у них успеха в бою. 
   
    Первый раз они перешли границу Переяславского княжества, но Князь Всеволод Ярославович с русской дружиной уже поджидал неприятелей. Русские воины выстроились в боевой порядок. На каждом была одета кольчуга, на голове остроконечный шлем с кольчужной сеткой на лицо и плечи. В левой руке большой деревянный щит, который защищал от вражеских копий и стрел. Красные плащи укрывали богатырские плечи, шлемы отливали золотом в ярких лучах летнего солнца. А великолепные кони нетерпеливо переступали на длинных ногах, под своими седоками. Первая встреча прошла мирно, обменявшись подарками, стороны разошлись.

    Степняки воевали с другими кочевыми народами. Но однажды они напали на Русь и начали грабить Киевское, Переяславское и Черниговское княжества. Когда они стали жечь села возле Чернигова, черниговский Князь Святослав Ярославич, собрав дружину и черниговское ополчение, отправился навстречу врагу. Три тысячи русских богатырей на конях вышли навстречу двенадцатитысячной половецкой коннице.
 
    Встретились противники ранним утром возле реки Снов. Первые лучи солнца едва позолотили верхушки деревьев, над рекой плыл густой туман. Русские первыми стали стрелять из луков в рассыпном строю. Потом, выставив вперед длинные копья, налетели на противника, стараясь выбить половецких воинов из седла.  А спрыгнув на землю, рубили врагов мечами. Богатырская сила храбрых русичей помогла им одержать победу.  Большинство половцев погибло, многие утонули в реке во время отступления. В плен попал хан Шарукан – хитрый, опасный и бесстрашный враг. На хане был длинный цветастый халат, подпоясанный узорным поясом, и кожаные узкие сапоги со шпорами. Пыльные, заплетенные в косичку волосы, растрепались. Презрительно щуря узкие глаза, он мрачно взирал на русичей.

    После победы в Сновской битве Святослав Ярославич повел свою дружину к Переяславлю по следам бегущих половцев. Переяславская земля лежала в беде. На месте сожженных деревень дымились обгорелые развалины. И только хорошо укрепленные города не достались в добычу степнякам.

    Ненадолго притихли половцы, но потом вновь собрали огромное войско. Русские князья Святополк Изяславич и Владимир Всеволодович Мономах, объединились на борьбу с общим врагом. Но даже этих сил было недостаточно. Когда русское войско подошло к реке Стугне, князь Владимир, увидев многотысячные вражеские полчища, советовал остановиться и вступить с половцами в переговоры. Но Святополк не послушал доброго совета и княжеские дружины перешли через реку.

    Вновь столкнулись две конницы в мощном ударе. Много дней и ночей бились русские дружины с половецкой ордой. Но, несмотря на величайшую храбрость русских богатырей, им пришлось отступить. После больших потерь, измотанный войной Князь Святополк, решил заключить мир с половцами. В знак примирения, Святополк женился на половецкой княжне – дочери хана Тугоркана, одного из верховных половецких вождей. Тугоркан отличался жестокостью и вероломством. Русские называли его "Тугарин змей". А дочка его – красавица половчанка, сумела очаровать русского Князя ласковыми речами и великолепным танцем под звуки бубна, в свете полной луны, на берегу искрящейся золотыми чешуйками речки.  В приданное Князь получил право на землю, которой владели половцы, расширив при этом свои владения.

    Многие русские князья женились на знатных половчанках, хотя сами никогда не отдавали своих дочерей замуж за ханов.

    Женился на половецкой княжне и Всеволод Ярославич, когда заболела и умерла первая жена Мономахиня. Звали вторую жену Всеволода Анна Половецкая. Владимир Мономах относился к мачехе с большим уважением и очень любил сестру Евпраксию, рожденную Анной. Он не раз говорил, что счастлив будет тот, кому достанется в жены такая красавица. Статная, тонкая, гибкая, с темными материнскими глазами на белом нежном лице, она с ранних лет приковывала к себе восторженные взоры.

     Когда Евпраксия подросла, в Киев зачастили сваты. Многим правителям хотелось взять в жены такую красавицу и породниться с великокняжеским домом. И вот однажды двенадцатилетнюю княжну сосватали за молодого правителя Саксонии. С огромным приданым Евпраксия покинула Киев. Девочка горько плакала, расставаясь с родными, тяжелые предчувствия одолевали ее.

   До вступления в брак, юная княжна три года воспитывалась в школе для дочерей знатных особ и принцесс. В ту пору такие школы были при монастырях. Она обучалась немецкому и латинскому языкам, необходимым в ее новой жизни, "книжной премудрости", танцам, пению и правилам придворного этикета.

    Настал день свадьбы. Сотни зевак старались увидеть невесту, о красоте которой без устали трезвонила молва. Влюбленная Евпраксия восхищенно смотрела на великолепного жениха, который стал для русской княжны заботливым и любящим мужем. Но счастье длилось недолго. Уже через год правитель Саксонии умер, и шестнадцатилетняя вдова осталась одна в чужой стране. Вскоре к ней посватался, очарованный ее красотой, овдовевший император Священной Римской империи Генрих IV. Молоденькая Евпраксия не смогла устоять перед страстными ухаживаниями взрослого и могущественного правителя и дала согласие на брак. Но старый муж жестоко издевался над молодой женой. Позволял даже своим солдатам унижать ее. Сначала она терпела, не желая огласки, но однажды на исповеди рассказала все священникам и стала просить развода с мужем-императором.

    Генрих не ожидал от своей юной жены такого бесстрашия и решительности. Разглашение тайны привело его в ярость, и он заточил Евпраксию в Веронском замке. Три года бедная женщина мечтала о побеге. Надежда на спасение появилась неожиданно.

    Старший сын жестокого Генриха однажды навестил молодую мачеху. С горькими слезами жаловалась она, что не видела давно синего неба и золотого солнышка. Что давно не слышала птичьих песен и в лесу зеленом не бродила! В отличии от отца, добрый королевич всегда был готов прийти на помощь. Предупредив императрицу через верных людей о времени ее побега из замка, он послал к Вероне вооруженный отряд. Обманув стражу, Евпраксия встретилась с отрядом и под его охраной благополучно покинула Италию.

    Вернувшись в Киев, Евпраксия поселилась у матери, где была окружена любовью и заботой, которых ей так не хватало на чужбине. Отец к тому времени уже умер и Великим князем стал Владимир Мономах. Он обещал найти сестре доброго мужа, но Евпраксия, еще молодая и красивая женщина, и слышать не хотела о новом браке. Через несколько лет, узнав о смерти Генриха IV, Евпраксия постриглась в монахини.

   В те времена жил на земле певец и сказочник Баян. Ходил Баян по русским селениям с гуслями, пел песни и сказы сказывал. Пел он о любви, о радости, о добре. А еще пел о горькой судьбе красавицы Евпраксии, о вражде князей и бояр и о Великом Князе Владимире Мономахе, который сумел прекратить междоусобные войны и восстановить единство Русского государства.