Мифы и догмы в картинге

Ильмир Шакиров
Мифы и догмы  в картинге
(серия «приручить Микро»)
введение
 Давайте поговорим об мифах в картинге. Точнее моде на ту или иную догму, коя имеет распространение в среде сравнительно мало- или среднеобразованной толпе обывателей, все равно каких, будь это тусовка художников, литераторов или…картингистов. Как и везде, обыватели от картинга, тусовка то бишь, не желая экспериментировать (работать руками и головой), просто следует моде –«гуру сказал».
(следует отметить, что и сравнительно высокообразованные люди также подвержены влиянию догмы, но сие лишь означает узость мышления, все лишь).
Поэтому все что касается скрытого (крипто) управления социумом, в виде например религии, и не к ночи будь упомянуто СМИ (точнее СМДМ –средсва массовой дезинформации), в какой то мере относится и к картингу, адептом которого много лет является автор.
Таким образом, догма управляет, ну а пророки сами понимаете. Неугодны. В любой религии или идеологии, а картинг подпадает под это определение. А посему библейская борьба против книжников и фарисеев проявляется и на сем, казалось бы, напрочь материальном и атеистическом поприще. Картинге.
Итак, в тусовке гуру знают почти все. Так ли это? Не значит ли это что гуру всего лишь жалкие сектанты, знающие или ухватившие часть, или Часть Знания. Толпа же верит.

В общем,  верно, но…до определенной черты. Пока все (ВСЕ) находятся в относительно одинаковых условиях, то и показатели будут примерно равны. Это характерно для картинговой тусовки, основная цель которой–клубное тусование. (то есть, пока следуют одному гуру, одной догме. Но все меняется, когда появляется другой знающий)*
Действительно, картклуб (картингклуб) а называют его именно так, а не по истинному назначению –картодром (плоскостное сооружение, объект для проведения соревнований и соответствующей подготовки спортсменов),  именно клуб по «хотелкам». Кружок по интересам.
Поэтому в такой среде и процветают разнообразные «гуру» от картинга. Как же различить истинного Гуру от просто гуру? Давайте вспомним, каковы уровни владения Знанием, Первый, теория. Второй умение. Третий –навыки. (благодарность преподам из физкультакадемии.)
Так вот, многие, очень многие, просто теоретики, или осведомленные люди. Сейчас, в пору инета, это проще простого. Раньше, когда компьютеры были большими, еще до инета, осведомленными были люди, часто бывающие на соревнованиях. Это тренера, механики, тренера-механики (весьма крутая категория, можно сказать универсал с весьма объемным знанием и всеохватом) и прочие там судьи, которые посидев вечерами и помолчав (за умного сойдешь) на неизменных «посиделках» (бухаловке в гостинице или палатке команды) после «напряженного» дня, набираются «мудрости» и начинают впоследствии вещать -проповедовать, уводя картинговое стадо  в сторону от истинного Пути познания –знать, уметь, делать. САМОМУ.

(проблема любой секты, или религии*1, в части Знания. И картинг, как идеология, мало чем отличается от религии. Ну представьте себе, с нормальной («нормальной») точки зрения обывателя (пожрать, поспать, трахнуть, купить машину, телефон…..) - некоторые люди с чего то тратят деньги (и большие!). их бы вложить в дом, огород и далее (см.в скобках). Так нет, эти идиоты занимаются бог знает чем, прикладной сиюминутной выгоды не сулящее. То есть, психотклонение. Так вот, гуру от картинга мало чем отличаются от таких же гуру в любой религии, с таким же апломбом и догмами. Те же книжники и фарисеи. Словом, теже бейцы, только в профиль.)
Проблема «теоретиков» («книжники» в библии) -уверенность в своей книжной (инетной) мудрости, и сия уверенность их часто подводит, когда на практике то что выдумал или домыслил, не получается. А посему практики, в недра инета глубоко не нырявшие, и вообще ходящие туда по нужде, завсегда уделают чисто теоретика.
Проблема практика –отсутствие статистики (учета), равно как и теоретиков. Отсюда вывод средне статистическое. И то и это. Почему же?
Практик зачастую эмпирик, и чем больше у него опыта, тем больше у него удачных решений (попасть по настройкам). Он не заморачивается ведением разных там журналов учета для статистики (а зря между прочим. Читал как то свои «записи» двадцатилетней давности. Это чтото.) то есть, каждый раз новая песня. Импровизация.
(эмпирик берет информацию из информполя, и каждый раз по ситуации. То есть по месту и времени. Кстати, учение Муххамеда сделано по той же технологии. Суры «давались» по месту времени и народу из религиозного эгрегора сформировавшегося на караванном пути, точнее караван сараях по месту религиозных диспутов –«чья вера круче». То есть по ситуации. Теперь же это возвели в ранг сверхрелигии. А это далеко не так. Попробуйте применить ислам на севере.)
 
 Теоретик не ведет записей по причине отсутствия практики. (или ведет но не те) Так…Кабинетный мечтатель. Он проанализирует и сделает выводы, но, увы, не дающие результата. Отсюда и нечто среднее надо. (более точнее не среднее, а СИНТЕЗ)
Итак, мы обрисовали одну категорию картингового социума –тусовку. Сии люди приходят потусоваться. Ну, клуб по интересам. Отсюда и их результаты. Пока все они тусовка, все примерно равны, пока не выезжают на какие либо гонки, где и убеждаются в своем мнимом преимуществе.
(этим страдают и «старые» школы картинга –«конюшни», все еще находящиеся либо в системе ДЮСШ или же почивающие на лаврах. Они просто не приглашают к себе либо делают закрытые соревнования, причем есть нехорошее явление, присущее еще картингу СССР –засуживать. (подробнее в заметке «бумажные тигры», см папку картинг). Впрочем, что им еще делать, если чресла их ослабели?

Какова же другая категория?
Это весьма малый слой людей, которых можно назвать «профи». Не то чтобы они супер профессионалы, (нет, но они стремятся делать как профи, стараются быть КАК профи*) иногда кое кто из тусовки и превосходит или ездой или «познаниями по настройке  карбона (карбюратора). Но сие до поры и времени. Потому что тот, кто идет путем профессионала начинает расти по всем векторам (секторам)*4. Это вопрос времени.
(очень многие проблемы решаются по методике ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), и зачастую даже чисто узкоспециализированные задачи (проблемы) не есть вопрос, если не вдаваться в догмы гуру от картинга. Еще Козьма Прутков сказал –«подвергай все сомнению».)
Естественно, этот рост (результатов) пугает тусовку, ибо они понимают, что как бы отстой начинается для них. Отсюда и закономерные действия –интриги. Таким образом, возникает санта барбара в картинговом исполнении.
(и часто руководитель подразделения идет по пути потакания толпе, применяя методику «козла отпущения»*. Но сие характерно для жесткоиерахичных схем (управления), кои в наше время уже серьезно начинают сдавать позиции*2, и при форс мажоре отсутствие неадеквата, неугодного толпе (тем что шибко вумный), чревато серьезной проблемой для структуры. То есть, ошибки дальнего планирования.*3
Чем отличается практик? Он постоянно пробует настройки, то да се, тогда как чисто тусовочник просто удовлетворяется ездой. (чего еще? Валит же? «стоит» в повороте). Это понятно, они пришли «балдеть».

(кстати, одна из проблем ЕС –евросоюза, то что в него пришли «балдеть», то есть ни хрена ни работать, а иметь блага. (кажется из лекций Фурсова). Такая же причина – нашествие эмигрантов в Европу. По аналогии и в картинге –тусовка пришла балдеть. Как мы видим – явление присуще на любом социальном уровне и ранге, просто картинг, как экстремальный вид (относительно, посмотрели бы спидвей ледовый или гаревый, или хоть мотокросс), выявляет, как война (боевые действия) различные группы и распределяет все по рангам. Мирное время –паркетные генералы и шаркуны в фаворе, небольшая войнушка и тут надобен практик, неугодный в мирное время.)

Поэтому у практика очень быстро набирается сумма баллов, критическая и взрывоопасная по отношению к сумме баллов тусовки.
 (мы используем весьма своеобразный метод накатки маленьких и не очень пилотов –«накатка циркового медведя». То есть, попросту укатываем энным количеством «летных» часов. Все равно «торкнет». То есть, к книжной теории приложены и практические занятия. Особенность сего метода – надо стоять часами. (часами!!!) на трассе.
Тусовка этого не могет, или не понимает. (она же пришла балдеть). Большинство из родителей, приводящих детей, уверены, что картингклуб это подобие школы, где дядя тренер у доски (мы называем сию категорию преподаватель или педагог. Это точнее, нежели девальвировать термин тренер и инструктор.), расскажет и покажет и мы счас  кАк «повалим».
То есть, тусовка не может часами стоять на трассе, а в этом собственно и есть секрет успеха, одна из его составляющих успешных тренеров –механиков (надо бы добавить еще и инструктора).

(мы вообще не понимаем всю абстрактность терминов применяющихся сейчас в картинге. Это пришло к нам из разных там ДЮСТШ. Поэтому следует различать категории. Тренер, механик, инструктор, преподаватель (педагог). В идеале Тренер это совокупность категорий. Всех категорий. Как тренер он должен научить, как инструктор натаскать, как механик настроить и сделать, как препод подать инфу академически. Фактически надо за каждую категорию делать надбавку. Если механик (моторист или шассист) это узкий спец по настройкам, то тренер механик уже совмещает категории и должен как минимум иметь надбавку в полстоимости зарплаты.)
Если механик сделал мотор или отстроил шасси, а тренер (просто тренер) накатывает киндеров, то тренер-механик уже совокупность качеств, СИНТЕЗ. Общее, каковое больше каждой из частей, зачастую это импровизатор педагог, экономист (и неплохой) и вообще стратег, хотя зачастую не представляет ВСЕЙ картины.*

Одно из удачных решений по накатке одного пилота в классе Мини, довольно уже старшенького, лет эдак за десять, было – «выкатить кастор». Пилот не успевал реагировать на изменяющуюся обстановку («тормозил») запаздывая с рулем при  обычных минимальных углах, поэтому ему просто сделали максимальный кастор и машина начала ехать достаточно «правильно». То есть повернул и поехал по траектории.
Это называется подстроиться под пилота, для быстрого научения «правильным» книжным траекториям.

Но вернемся к мифам
Миф о постоянном зажигании. У наших механиков есть своеобразная мантра –«Микро 3,5, Мини -3, Супер Мини -2,5.» это о зажигании до ВМТ. Давайте рассмотрим составляющие успеха. Сколько марок бензина? 92, 95, 98, 102. Если Микро с разжатым мотором (шайба толщиной 1 мм под «башкой», может быть настроен и под самое не могу, это 4 мм, то Мини и С мини требуют к себе иного отношения.
Если мы взглянем на характеристики «буржуйских» зажиганий, которые меняют график (в зависимости от оборотов), в отличие от бюджетного Парилла для русских, то увидим опережение и 22 градуса (искомые 2 -2,5 примерно до вмт), и 33 и 40 градусов (те самые 4 мм в Микро). НО…
Есть особенность, сии графики держаться только до определенных оборотов, скажем до трех тысяч, далее –НОЛЬ, до примерно 12 тысяч, потом вновь «опережение». То есть, получается что вспышка, то есть горение, происходит ЗА ВМТ.* Что и верно теоретически. А вот как нам это сопоставить с нашими моторами? Не получится. Потому что наши бензины не совсем бензины, точнее совсем не бензины, если сравнивать в бензинами из времен СССР. Что уж говорить о «буржуинском» топливе. Оно как бы нормальное.
Какова тенденция категорий бензинов? Скорость их горения. Теоретически чем выше число тем «быстрее» сгорает топливо. Отсюда и странная характеристика ноль с трех и по 12 тысяч. Мотор работает ЗА ВМТ*. Ему так легче. НО….
Опять же какой мотор. Надо иметь ввиду смещение и поршневого пальца и самой гильзы по ходу поршня. То есть за прямую линию при обычном классическом моторе. И получается, что при ВМТ коленвал уже повернут ЗА точку прохода ВМТ.
(такая конструкция на Сузуки кстати. 50 кубовый и пяти скоростной мопед с тахометром под 15 тысяч, коий был в года эдак 90е. Свои 12 тысяч на дороге он выкручивал преспокойно.)

Что делать?
Хороший вопрос. Тому, кто УЖЕ умеет ездить, можно экспериментировать. То есть, просто подбирать топливо. На Микро есть требования -3,5 до ВМТ, 59 жиклер, игла вверх. Остается только ВК регулировать, благо на Делл Орто (для Микро и Мини) он позволяет широкий диапазон.
Поскольку объем камеры сгорания «разжатый», то и топливо, по физике горения требуется «медленное». (Это теоретически) Большинство использует обычный бензин 92. Хотя кому как. Ктото «валит» и на 102м.
(еще нюанс. Разность цилиндров. Чисто «серийный», условно тяговый. Хорош для наката и обучения, «вытягивает» из поворота и прощает ошибки при заходе (засаживании). А вот «тюнинговый», подогнанный по фазам, уже валит на «верхах». Этот мотор уже не простит засаживания в повороте при резком угле. (обычная ошибка многих молодых, «доворот» и не один руля в повороте). То есть, «тюнинговый» (верховой в большинстве случаев, хотя в идеале должен быть и вывоз) мотор требует ходовой траектории. Без ошибок.
Вот вам и подбор бензина. Комуто «тяговый» 92, во всем диапазоне, кому резкий 102й. зажигание одно, а стиль и бензины разные.
Компромисс. Середнячки практикуют смесь. «долгий» 92, и сравнительно быстрый 95 или 98. (102 трудно достать, хотя это монотопливо). В чем проблема? В том, что пилот не отслеживает нюансы, и ту весьма хорош пятый «майхрон» с джипиэс. Батарейка быстро сажается, но прогресс налицо. С четвертым также можно работать, но требуется несколько датчиков, чтобы работать по секторам.
(напомню, на Микро весьма жесткие условия, звезда 10 на 82, кроме выше приведенных требований).

Еще нюанс. Трасса.
Если в Н.Ч мотор выкручивает в Микро 12700 -12800, то в Сабах 12300. опять же, длинны трасс и прямых. Асфальт. Вот вам и нюанс подбора бензинов. Гдето «длинные», гдето короткие. (то есть, выкрутить то он и в Сабах выкрутит, а вот как вытаскивать с поворотов будет?
(в Н.Ч трасса около 900 метров, может 950. Один поворот на 180 после второй прямой после стартовой, «ложка», ходовой широкий и небольшая «эска» перед поворотом на прямую. Минимум. Трасса пыльная. Асфальт обычный.
А вот Сабы уже весьма сложная трасса, и после толпы Ротаксов появляется нехилый «держак» (резиновая дорожка с «червяками»), что для малоопытных микробов (микро) уже проблема с адаптацией к изменяющимся условиям гонки. Отчего же?
Возраст 6-7. (допуск с шести.). Ребенок сразу забывает что ему сказали. Отсюда и своеобразный метод накатки. Часами. Загнать в подсознание и на автоматику. А что мы делаем? Учим по вумной книжке с классическими траекториями, которые создавались в года эдак 60е, для совсем иных картов, трасс и моторов. (имею ввиду литературу в РТ). А ведь сейчас совсем иная картина. И карт и резина держат совсем по иному.

(мы, после семилетнего перерыва в годе эдак 2013(физкультакадемия и автосервисы), также учили «классике», и были немало удивлены, когда один из микробов, вопреки классической книжной траектории подкатил по кратчайшему расстоянию, (вместо догматической дуги) оттормозился чуток и влетел в поворот эски, (перед выходом на прямую в Сабах). Причем было явно видно, как левое внутреннее колесо приподнялось над паребриком и карт лихо прокатил на трех колесах. Сей факт подметил Алмаз Гарифуллин. Сам в прошлом отменный пилот.
К чему сие? Книги конечно хорошо, но у гансов и физкультурников есть правило –«практиш гут»).

Другой миф. Опрессовка.
Парилла весьма хороший мотор. Литье плотное, хотя проклятые буржуины уже начинают халтурить. (а может это не они, а чайнисты?). так вот, во вновь собранный мотор или под сомнением, устанавливают заглушки. Накачивают давление, эдак под «очко» (1 атмосфера) и смотрят где «сечет».
Но большинство даже не предполагает, что применяет только часть нужной технологии. Проверять то надо и на разрежение. Точнее больше всего надо проверять на разрежение. И вот почему. Обычная накачка покажет трещину или пору в литье. То как сифонит прокладка или стык между башкой и цилиндром. А вот сальник не всегда. Отчего же?
Что есть сальник? (воротниковый). На Парилле это такая резиновая штукенция (резинометаллическая) с двумя «воротниками». В общем, ее обзывают еще манжетой. Одна снаружи, типа от грязи, без пружинки, внутренняя с пружинкой. В полость между ними закладывают при сборке пластичную смазку, типа Литола.. так вот, при внутреннем давлении сей сальник распирает, что и положено ему делать. А вот разрежение он может и не держать, особливо если коленвал старый с канавкой износа от сальника.
Откуль же разрежение?
Давайте вспомним, что такое поршень и для чего предназначен в двухтактном исполнении. Это насос. Засасывает смесь из карбона, и сжимает ее в картере. Вот подсос (со стороны) то и чреват обеднением. То есть, когда поршень идет вверх он создает разрежение и когда открывается впускное окно, то поток воздуха проходит через диффузор карбона вызывая истечение топливной смеси через отверстия и столб иглы.
(Париллу с подсосом легко узнать по тому, как она заводится после дня отстоя.  Холостые обороты слишком большие и потом приходят в норму. Как это происходит? Сальники это снаружи. Между сальниками и коленвалом подшипники (их ресурс 6 часов). В эту полость, между сальником и подшипником стекает смесь через небольшой канальчик из продувочного окна. Если мотор долго стоял, то там «сухо». (словно сухо), то есть есть вероятность подсоса через имеющуюся щель и люфты. И пока полость не насытится смесью, подсос так и будет. С этим, кстати иногда  связан и эффект «обогащения» смеси после прогрева. Отмечу, на чисто новых моторах такого не замечено.
Поясним.
Большинство нас родом из совка. Экономим там, где не надо. Для большинства из тусовки –прокатится. Но для тех, кто хочет лавров (призов) тем надо раскошелиться. Так вот, идет подсос. Иногда карт даже толком не стартует. Нет рывка. Поэтому на микро и мини мы вворачиваем ВК (винт качества), для коррекции смеси. (Делл Орто для Мини и Микро размер диффузора 14, у супер Мини другой карбон, там ВК по иному работает).
 Что происходит? Мы обогащаем смесь. Но потом то, мотор набирает кондицию, все насыщается смесью (это бензин с маслом) и щели до поры прикрываются или подсос компенсируется. И  дальше, мотор прогрелся, поршень тоже, зазор исчезает до приемлемого минимального (на Париллах установочный 0,08) и естественно поршень как насос начинает «качать» лучше. Дальше все по физике. Усиленное истечение топливной смеси из отверстий карбюратора ведет к обогащению. Оно же к падению оборотов. Вуаля. Что хорошо для тренировки, не есть гут для гонки.
(на предварительные тренировки  используют смесь 40грамм на литр. В гонке меньше. Отчего же? Насыщаем гильзу. Из которой потом (точнее из пор которой) и начнет вытаскивать «масло», при экстремальном режиме (подсос или обеднение)(не помню автора теории или гипотезы).
То есть, качают давление, но не проверяют разрежение.

Следующий миф. Про настройки карбона.
   Есть пара методик на Микро. Одна из них –тренировочная, это жиклер 60 (максимальный), смесь 40 на литр (иногда больше при «новой паре), игла вниз на макс. на максимум. Такое применяется пр обучении или тестировании шасси. Это обогащение. Щадящий режим. Методика …………………., что из картингклуба Наб Челнов.
Второй метод. ……………. из Нижнекамска. Это «обеднение». Жиклер минимальный -56, игла вверх (с вариациями), ВК до 4,5 выкручено. Предположительно смесь 35 на литр.
Так вот, многие очень уверены что ВК должен иметь строго догматическую позицию. Именно 1,5 оборота или два или см выше. В зависимости от гуру тусовки. С чего это вдруг?
Автор проделал фантастическую работу за пару сезонов проведя своеобразный ликбез и научил таки людей (папиков) верить в себя. И что же? очень многие вполне неплохо регулируют карбоны винтом качества (по ПОГОДЕ), сведя статус местных картинговых гуру на ступень ниже. То есть, простое делегирование полномочий и вот уже папик запросто вертит ВК, а картинговый гуру, еще недавно ходивший гоголем (а як жеж без него?) нервно курит в сторонке. Его больше не зовут, КУ ему не делают, чай с ним не пьют и вообще пилюют на него, ибо дело то, пустяшное. (поэтому то картинговая тусовка и ее гуру меня так и не любят.* Ниспровергатель авторитетов. Часто дутых или излишне раздутых)
Действительно, как показала практика (наша), папики могут сами подстроить карбон и даже смесь, но…

Но вот вопрос, что если подует северный ветер, с другим соотношения кислорода и влажности? Мастера (Маэстро) почти как боцман на корабле держат палец по ветру. Говорить не говорят, (а зачем? Многие просто не верят. В общем, не бросай бисер свиньям….), но тот кто в теме и в эгрегоре картинга, тот в курсе. Это конечно не лошадиные силы, так десятка от секунды, но и она решающая.
Таким образом две школы –«обеднения» и обогащения. Но откуда появилась сия догма? Что типа надо неизменно беднить? Действительно мотор на бедной смеси валит. Но опять же смотреть надо, на каких режимах.
Дело в том, что сия мода пришла к нам с запада. Картодромы там, в ту далекую  пору, были прямиковые в основном, прогнал прямушку, развернулся лихо на 180 и «алга». Наши же картинговые трассы тех времен больше «затыканные», что по нашему домыслу определяет сам характер мышления* тогдашнего совка (создать проблем и героически их решать).
Карбюраторы тогда практиковались в основном диафрагменные с поворотной заслонкой* и парой винтов, кои позволяли регулировать смесь, а чтобы это легко было делать пилотам, то на винтах ставили своеобразные барашки, чтобы пилот мог сам подвернуть винтик. Так и было до недавнего в моторах Парилла, но почемуто решили использовать другие, как бы дешевше карбюраторы Делл Орто. Они поплавковые и ставятся на газонокосилки или скутера. Заслонка гильотинного типа.
(мембранный карбон весьма хорош, по крайней мере на одном и том же моторе практиковали оба карбона и мебранный показал себя лучше. (данные журнала………). Из своей практики приведу пример эпохи конца 90х, когда мы начали было практиковать установку моторов от бензопил УРАЛ2м, с электронным зажиганием. Так вот, карбон там был мебранный и поворотной заслонкой, и сей карбон позволял «вытаскивать» карт из поворота на «второй» передаче, чего при обычных, поплавковых не выходило. И регулировался просто на ура, парой винтов,без всяких там снятий крышек поплавковой камеры с истеканием бензина и ввертыванием жиклеров, кои еще достать надо было. (это сейчас «оффкарт» и прочие инет магазины, а тогда сплошной дефицит, приходилось запаивать жиклеры кои имелись и сверлить их тонкими сверлами.)
Но не смогли решить одну проблему –после трех-четырех кругов карбон начинал плохо работать, то есть чтото там внутри происходило и вуаля-сход.

Таким образом, мебранные карбоны с ручной (на ходу!) регулировкой, ушли, а догма, миф, остался и перешел на обычный карбюратор Делл Орто, коий и пытаются «беднить». И получается. Но…в одном варианте. Каковой и работает в одном диапазоне.
В свое время мы столкнулись с интересным явлением, также «беднили» и действительно, выходили на приличные обороты на грани бедной или подбедненной (светлая, поршень сухой), и…..
Индейская хижина - фигвам. Время хуже, несмотря на то, что обороты ну блин физдец, смотришь в пятый майхрон и радуешся, прям рекорд гиннесса. А чо радоваться то? при более скромных оборотах, ниже двести-триста, а то и пять сот, время то, лучше.
Уже тогда, на картодроме в Н.Ч возникла дерзкая мысля, а ведь не след гнаться за сверхвысокими оборотами, стоит больше времени уделить рывку с поворотов, сиречь вывозу. Ну у нас, в Н.Ч, поворотов то всего восемь, тяжелых и того меньше. нет статистики. Зато в Сабах трасса длинная с обилием трудных поворотов, где и требуется вывоз, и не абы какой, а на определенном режиме. Там то и определилась метода регулировки –на повороты.
Прямушка конечно многое дает, но не везде же прямушки? И многие, следующие догме о беднении выигрывают на прямике (убегают), и, если пилот хорошо обучен «ходить» по траекториям (ходовым траекториям) с большими оборотами, то в большинстве случаев сия метода себя оправдывает. Но…
Не все пилоты супер. В Микро, а это возраст с 6 до 9 лет, это в лучшем случае 8 лет или почти 9. (как ни крути, пара сезонов должна пройти наката и третий год уже пилот это пилот, ну а четвертый это супер (олимпийский цикл никто не отменял). А середнячки и начинающие имеют свойство ошибаться (большинство конюшен до сих пор не пересматривает работу с начинающими, практикуя возраст 8-9 лет, когда учить то поздно.)
Естественно, траектории никакой, езда на тракторе (увидел поворот-повернул либо подруливание). Мотор «садится» обороты падают, поэтому и беднение не всегда проходит.
Микро вообще основательно «задушили», это и игла вверх и жиклер 59 (предпоследний), то есть богатая смесь до безпредела. Остается ВК, коим и беднят, благо на Делл Орто, он, ВК, позволяет беднить и сие работает.
(не знаю, почему на наших К62 ВК перестает реагировать после полтора оборота, но на Делл Орто выкручивают и на 5 оборотов. И ведь работает же?)
Умельцы добиваются светлопесочной смеси. (Дальше белая и, следующая фаза - оплавление электродов.)Но в ущерб «рывку». А он нужен для микроба и для старта (разовая акция, не стоит увлекаться настройкой именно на стартовый рывок обогащая смесь), и для рывка с поворота, а вот он то и нужен для хорошего времени, ибо каждый поворот да по 0,1 сек, то и набирается секунда, да и траекторию можно покруче, а это тоже время, ведь Микро зажат еще и соотношением. 10/82. только обороты и короткие траектории. И рывки. И приличная скорость на прямой.
А посему тренер механик должен найти искомое среднее, позволяющее идти на прямой так, чтобы не обогнали и иметь рывок с поворота. И не просто с поворота а с какой то определенной фазы.
Процедура сугубо личная, если одному настроили новый микро на 2,75 оборота, то другой поехал как конкурент только на 2,0. то есть, первый опытней и едет по ходовым траекториям, то второй пилот допускает ошибки в пилотировании засаживая мотор, для чего и требуется коррекция на рывок, в ущерб оборотам на прямой.
(напомню, что подшипник Париллы рассчитан на 6 (шесть моточасов). Сальники тоже. Поэтому все советы и следования касаются НОВЫХ моторов, кои можно беднить. А старые? А там канавки на цапфе и подсос. Который надо корректировать.
(мы пишем буквально по горячим следам. На УрФО в мае в Б.Сабах, у нас получилось именно так и настроить второму пилоту, тогда как другие ударились либо в рывок на старте, либо на прямушку. Проблема в том, что в Сабах проблемная погода. Тепло может смениться на холод. Собачий холод. И вот тут то надо отреагировать на ситуацию. подвернуть ВК. Что нам и удалось, в то время как другие следовали догмам –«ставь ВК 3,5».
Итак, догма про постоянное положение ВК. Надо постоянно регулировать, и самому.
(дополнение к методе «беднения». Бедная смесь хороша в жару, ну…теплую погоду, каковая у нас редкость. Это у себя проклятые буржуины делают что хотят, любую погоду теплую, у нас блин «зеленая зима». Так что не все что немцу хорошо, русскому гут.

Миф о равной колее
Априори уверены, равная колейность. И никто не задумывался о нессиметричной колее. Мы и сами «вышли» на это явление совслучайно. (случайностей не бывает). Было так, недруги, а они есть у каждого, сказали (нашептали) начальству –пусть де проявится себя.
(а в аккурат за неделю до этого меня «не пустили» на гонки, поставив обслуживать местные бабские погонялки. Естественно я, как истинный ариец (татарин то бишь) возмутился и высказал все что думаю. Доброжелатели это радостно донесли начальству, подсказав (пусть Акела докажет!), -пусть де проявит себя на гонках. А гонки то не местные РТ, а федеральный уровень. То есть, задумка была на провал как тренера и механика однозначно.
Гуано вопрос - говорю. Отсторожил  смену и вперед. Дневал и ночевал в своей Оке четверо суток. В общем, показал свою арбайт. Но к делу.
Помогал в один день одному из тех, кого тусовка не любит. Человек он нормальный, но деталей не понимает. Отстроил карбон и все такое прочее. Так вот, выдался там дождь. Поставили «дождевую», а выноса не хватает, то есть передней колеи для дождя, диски «сухие». И сбить заднюю не получается, справа защита цепи мешает, слева догма о равенстве колеи. Типа одинакова должна быть. Посмотрел первый заезд. Паренька серьезно так выносит на паребрик с поворота на финишную прямую. Он бетонный между прочим. В общем чувак в попе ездит. Ну не рулит шасси с такой «сухой» колеей в дождь.
Стоять - говорю, - бояться. Это не есть гут. Что делать? Сдвигаю левое заднее насколько позволяет шпонка, всего то сантиметр полтора и…вуаля. В поворот входит и выходит. (замечательно выходит)Там где остальных «выносит». Мест пять –шесть сразу вперед во втором заезде.
Продолжение следует.

Примечания 
*1 проблемы секты или религии.
Мое мнение. Любая религия это как секта по отношению к Знанию. То есть, это часть Общего приспособленного к месту, времени и народу. Ну глупо же проповедовать ислам среди чукчей? На севере. Там совсем иные климатические условия. И когда христианские проведники начали стращать аборигенов Севера пеклом ада, то те стали скорее просить показать им двери, чтобы погреться, ибо их ад (северных аборигенов) был куда как холоднее их же условий.
Вот, к примеру, РПЦ (русская православная церковь). Секта по отношению к Каноническому или Ортодоксальному Православию. Эти Христианские Православия секты по отношению к Ведическому Православию, оно же в свою очередь тоже часть общего. И так далее.
Поэтому мой «совет» следовать местной религии, раз уж «уверовали», но шибко не бить башкой об пол, а набирать всеохват (объем информации). Есть течения среди «староверов» (а есть и старообрядцы, не путайте), которые не приемлют «посредников» в лице попов.
(знаете ли вы, что храмы ранее играли совсем иную роль, точнее и эту тоже, то раньше их функции были куда больше. См.видео Храмы как элекростатические машины. Атмосферное электричество.)
Глядя на многих, уверовавших в ислам (жалкое в общем то подобие того что было ранее), мы склонны думать, что таким образом люди кучкуются устав от лжи многих религий. В исламе лжи меньше. но тем не менее….это тоже секта. Только большая.
Поясню. Все сталкиваются с произволом «властей» (правильней будет сказать «людей примазавшихся к власти», и при чем тут государство?). естественный выход любого обывателя вступить в тусовку. В Италии это была мафия, которая «строила» чиновников муниципалитета. У нас в 90 это были братки, кои решали вопросы примерно так же. Но поскольку сейчас мафии «нет», (ушла вверх, в коридоры власти), то обращаться к ней смысла нет. Рука руку моет. А посему надо искать другую тусовку. РПЦ не катит, а вот исламисты весьма грозны. Вот собственно и успех ислама в нашей стране. Измените условия бытия обывателя и поток уверовавших в ислам резко сократится. В Китае например, чиновников до сих пор расстреливают. Так оно и должно быть. Власть, государство, должно быть сильным.

*2 сдавать позиции
Есть две условных схем управления. Жесткоиерархичная, пирамидальная структура. Это религии, большие корпорации, армия 20 века например. Но сейчас идет тенденция к так называемым «гибким», адаптивным схемам управления, там, где это возможно. В армии это выразилось тем, что многотысячные орды малообученных или наскоро обученных «солдат» сменились небольшими отрядами спецназа.
В жизни социума это выражается наличием двух «коридоров» Болонской Системы (обучения). Один для элиты, другой для быдла. (см Кара Мурзу Советская цивилизация). Еще ранее, при «феодализме» (обзовем так, следуя общепринятой модели Карлы Маркса) элита обучалась так же. То есть все эти этикеты, придворные балы и марлезонскими балетами требовали весьма хорошей памяти. Если учесть, что все происходило ночью, то налицо социоинженерный проект подготовки управленцев к боевым дейсвиям при любых условиях. Охота так же преследовала такие же цели.
(не знаю как вы, но я так и не сподобился разучить элементарный вальс выпускника (физкультакадемия). А ведь при Сталине это было нормой.)
*3 ошибки дальнего планирования…
Стратегического. В одной раллийной команде грузовиков директор убрал однго толкового молодого электронщика, уж больно он не нравился тамошней тусовке, «не ходил строем». Взяли электронщика с завода. И…
На одном из этапов возникла нештатная ситуация, а тот который пришел на место молодого, был всего лишь электронщиком. Он естественно знал штатные ситуации, а вот как только понадобилось не линейное мышления, то сник. Пришлось вызванивать молодого с другого континента и по позициям решать проблему. Это стоило одного этапа, который и привел по сумме баллов ко второму месту.
Еще пример. еще раньше.
Один очень толковый инженер по подвескам, еще совковой выдержки 70х, (когда инеженеры были Инженерами) начал было заниматься вопросом поперечного крена, делая регулируемые по высоте амортизаторы, с тем чтобы грузовик мог перемещаться по склонам вдоль них не опрокидываясь. Естественно его «съели», а буржуи через пять или шесть лет начали свои опыты.
А вот пример собственный…
В года эдак 80 е еще, уже под занавес и начала 90х, к автору (начинающему механику и тренеру) подошел один из прошлого коллектива, ранее обитавшего на картодроме, и подал идею, применить систему глушителя подобную той, что применялась на немецком (ГДР) мотоцикле МЦ из эпохи технологического прорыва 60х. Три раза кстати сказал. Потом только автор начал работать по этой теме, и кстати, это дало свои результаты. В отличие от общепринятых систем выпуска это давало 0.5 секунды.
Потом это применил кооператив «Вираж» в Зеленграде на своих «сотках» (двигатель под сто кубов безкоробка), и наконец в начале 21 века буржуи применили это на «рАкетах» и сейчас сию систему можно встретить на картах с двигателями Парилла.
Немного эзотерики. Идеи витают в воздухе, и нужны только исполнители. Каковым автор и был, нужен был только пинок от информпространства. Кстати..
Знаете почему Черчилля считают изобретателем танков? Ведь на самом то деле он не был инженером. Но именно он смог понять преимущество в долговременном плане и, что немаловажно, смог убедить других и внедрить идею на материальном плане.
Как сказал проф.Давыденко (сайт тайнам нет) –«мало прокукарекать идею –надо ее воплотить»
*4сектора
Условно можно разделить карт на шасси и мотор. Есть чисто мотористы. Соберут и настроят. Есть сервисмены по шасси. Это узкие спецы. Характерны тем, что не выдают своих «тайн». Но вот в чем дело.
Трассы разные. Шасси разные. Стили вождения разные, моторы разные. Есть коробки и безкоробки. Есть с поршневым распредеоением, есть с золотниковым, или лепестковым клапаном. Сама безкоробка может быть с прямым приводом, а может быть и с муфтой.  Так что к мотору и шасси прибавте и пилота. В общем нарисуйте круг и разделите его по секторам. Чем больше у вас секторов охвата (накат пилота не забудте, и в шахматы должен играть!), тем больше сумма баллов. Надеюсь не забыли, что у вас должны быть второй и третий пилоты, на случай «звездной болезни» первого? А еще трое из резерва?, чтобы не пантовались второй и третий пилоты. Как видите картинг в ОБЩЕМ весьма объемное понятие. Не забудте интриги старых «конюшен», «чресла которых ослабели», но кои весьма изощренны в бумажной стороне вопроса. То есть, подсчитать очки могут и так и сяк. Ну как вам понятие настоящий тренер? Это не просто инструктор по накатке, он должен знать и шасси и мотор как «строить», плюс психологом быть, плюс воспитателем, сиречь педагогом, причем не только детей, но и их папиков. Добавте юридическую сторону (бумажную) картинга.
 
Картинговая тусовка меня не любит*
Мы придерживаемся своеобразной иерархии. Все по рангам. Первая причина не любви- несу так сказать свет в картинговые массы, низводя таким образом ранги разных гуру немного ниже. А сие какойто приоритет по Маслоу. Ну представте себе. Вот вы великий и гениальный, как сами про себя думаете. Вам КУ делают и всячески упрашивают отрегулировать и все такое прочее. Приятно. Пока…
Не появляется этакий очкарик из деревни (вообщето из поселка) и не говорит –король то-голый! И обьясняет технологию настройки карбона. Ну не всю, конечно, а так, в упрощенном виде, для масс так сказать. И все. Папики начинают сами регулировать и со временем преуспевают. Тут то авторитету и физдец. Естественно он люто начинает ненавидеть выскочку.
Вторая причина. Финансовая. Мы не берем денег. Гуру берет. Имеет в общем то право, как спец. Это нормально. Но у нас планы более продвинутые. Бог (назовем так эгрегор картинга ибо он есть составляющая иерархии богов) дает за это немного «ума» из своей копилки. Вот собственно и все. Либо деньги либо информацию из домена энергии и информации –эгрегора.

*знающий
Мы бы сказали ведающий. В общем все религии это части знания, а вера –ведание ра (рамхат), то есть знание бога. В нашем случае мы имеем в виду картинговый эгрегор, каковой имеет почти все атрибуты религии. Адепты например. Мученики –святые которые отдали жизнь служению картингу. Ну храмы то не все и земные религии имеют, и вообще храмы служили не совсем для поклонения богам. Но это отдельная тема.
Таким образом знающий это ведающий информацию из эгрегора. В данном случае картингового.

*козел отпущения
Метода управления в организации работающей по принципу –«я начальник –ты дурак». В основном в жестких пирамидальных структурах, которые работают как бы по правилам но не по правилам.
В любой организации есть своя тусовка. Есть и люди ее разражающие. Поэтому то руководитель среднего уровня делает правильный выбор-убирает раздражитель. Но…проигрыает в стратегическом плане. Проблема то не устранена? Убрали одного (назначили виноватым), так через пару месяцев опять ктото придется не ко двору. А рецепт то прост –«у каждой аварии есть имя и фамилия» - Каганович.

*за ВМТ…
Интересно, но очень многие изобретения или достижения сделаны не технарями а людьми гуманитарного склада. Технарь это часто догматик, гуманитарий же больше универсал, и при достаточной сумме баллов может сделать интересное достижение. Практическое.
   Пример один из юристов усомнился в догме, что зажигание должно быть несомненно до ВМТ а не после.  Чего вдруг –сказал он и…Сделал двигатель из вазовского переднеприводного, причем степень сжатия была как на дизеле (22 очка вместо 12-13), и сам процесс горения проходил ЗА ВМТ.
Вам несомненно будут интересны работы профессора какого то сельскохозяйственного вуза (!!!) Канарева, где он прошелся по электротоку и прочему. «Начала физхимии микромира».
Наш опыт столкновения с догматиками.
Первый – мы еще были электриком и захотели поставить электронное зажигание на Яву, уж больно не нравилось постоянно доливать электролит в АКБ 6ти вольтовки вишневой старушки. Ну чего там? Ставь генератор, пуская пару датчиков, каждому цилиндру по коммутатору и катушке и теоретически должно арбайт.
-Нет сказали - высоколобые электротехнические интеллектуалы. –такого не может быть. Не будет работать.
Странно подумали мы, и…сделали. Сработала сельская смекалка и здоровый скептицизм в отношении книжной мудрости. (селянин он практик). Все работает.
Второй пример. Эпоха освоения Окушек. Была у них проблема первое время –плохие катушки зажигания, плохо заводилась (иногда) в морозы за 30ть. (ох уж эти русские парни. Все им не так. АУДИ так вообще в минус 25 не заводятся. Это период 90х и нулевых).
Решили мы поставить катушку и трамблер от восьмерки. Делов то, переставить «шторки» от Оки на трабмлер восьмерки.
-Нет –сказал высокоумный инженер. (один из разработчиков и испытателей Оки (!!!),-так не будет работать. Поскольку тогда мы еще верили в инженеров, что они типа инженеры (есть толковые, но редкость), то отложили практическое воплощение. Прошло пару лет и мне сказали люди, кои сведущи в моих экспериментах – а твоя примочка то, работает! Видел на одной машине. Не ты ли?
Пришлось выбрать время, деньги (на катушку и прочее) и сделать. Работает. И КАК работает. Прошивает любую «залитую» свечу. Зверь а не зажигание. Вот так я усомнился в совковых инженеграх, потеряв темп в пару-тройку лет. говорил же Прутков –не верь авторитетам.
Опущу еще ряд примеров старины, вот совсем недавний.
Есть в нашем картклубе багги, детская, с мотором Хонда или Лифан. Таковские мы ставим на «зимние» шасси или для обучения. Ну, типа прокатные, только «накрученные». На них и соревнования есть. местные покатушки.
Так вот, делают ее местные механеры, как они про себе думают. Робяты говорю –надоть резонатор делать, вместо вашенской трубы прямой. Лучшее будет.
Покосились умники, ничего не сказали. Но слух пошел, что Ильмир, я то есть, хрень разную выдумывает. А шеф, внук коего на энтой самой багги катается на соревнованиях, прислушался, и сказал – чтото вы все говорите, а вот все не делаете. (это мне, типа физдишь то складно, а вот на практике как?)
   Понять механеров можно. Типа умные и все такое, все так ездят. Да только вот резонанс энтот испробован мной еще на трубах для полтинниках, (на этом принципе сейчас трубы в Париллах), и на Оке кроссовой.
-не извольте безпокоиться, -говорю шефу – сделаем.
И сделал. За полтора дня.Принцип – « Я его слепила из того что было». Взял трубу помпы от ваз 08, она тонкая и подходящая по диаметру. А сам резонатор из чего? Это же на завод переться, катать трубу из листа 0,8, варить ее, выносить.
Тут взгляд упал на водосточную трубу диаметром 100. толщина 0,6. Надо попробовать сделать. Ладно Андрюха шиномонтажник есть, очумелец, заварил 0,6 оцинковку.
- на говорит, готова консервная банка, закатана.
Выкатывает шеф багги на трассу картодрома, проверить работу. Давайте говорю проверим. Отсекаем на старой длинной трубе -57 сек. Ставлю новую -55. пару сек с консервной банкой. Но механеры так ее и не ставят –некрасивая.

*вся картина…
В далеком уже 1987 годе мы прибыли в Н.Ч из Уруссу, после пары лет занятий картингом. После 30 лет могу с уверенностью сказать, вел и ведет картинговый эгрегор. Бог если хотите (что не противоречит любой религии или вере, ибо эгрегор есть часть иерархии Бога. Церковники скажут (скажут), это де не по писанию и вообще не по религии. Да много ли они знают то? так, культ «карго». Если бы религия была частью Знания, то она не профукала бы свое влияние по ВСЕЙ планете. То есть, все что мы сейчас видим повсеместно –повторение. безУМное и безДУМное повторение чего то Большого.)
ПУТЬ ли это? Можно сказать ДА. Путь. Но ВСЮ картину можно узреть только после ряда лет наблюдений.
В этом плане могу представить себя (нас) как Ремонтник (Ремонтер) Системы. Отчего же так? Подбор и обучение кадров. Это с меня. Именно от первого бокса и пионеров, впоследсвии ракетов и сейчас Микро, начинается карьера пилота картинга. Так вот, как только кадрами обеспечены, то Система убирает исполнителя для новых деяний. Элементарная теория управления. Применительно к армии, как ДЕЛОкратии. Для выполнения операции формируется (привлекается) исполнитель или исполнители, то есть команда. При выпонении или невыпонении задания группа либо расформировывается либо ей поручаются другие задания. А поскольку первый бокс является особенным и эсклюзивным, то сие и определяет сам ХАРАКТЕР мышления подготавливаемых. Ну, фактически можно сказать идет подготовка кадров с особым типом мышления, явно отличающаяся от хммм «демократической» модели. То есть, борьбв идей и идеологий присутвует. Просто мы (пока молоды) не понимаем ВСЕЙ картины противостояния.

*как профи..
Ничего особенного, просто надо знать историю СССР, а в то суровое время, Сталинское, люди умели и хотели работать, и, что очень важно, могли отвечать и за слова и за действия. Именно тогда Каганович сказал –«У каждой аварии есть имя и фамилия».
 Про это не говорят сейчас на курсах «экономистов», но в СССР был краткий период с 1939 по 1954, когда были совсем иные отношения начальника и подчиненного. Потом эту методу управления убрали, но ее переняла в 1955 году …Япония. Сказалось тождество социума и религий (вер), коллективизм, присущий обоим странам и веры. «язычество» славян (точнее сказать ВЕДАНИЕ) и синтоизм японцев примерно говорят об одном и том же. то есть, нигде в мире эта модель управления не сработала и не сработает больше.
Так вот, тогда принято было самому докапываться до причин происходящего (хотя профи были), и критик, при осуждении кого или чего либо знал, что он должен представить модель либо сам (САМ) сделать лучше. (а не физдеть голословно).  Так что, быть как профи –стараться делать качественно.
(от одного немца в третьем поколении мы научились – субординации, методичности (мелочности) и качественности. Как говориться открытый ум видит.
В свое время Эдуард Эберлинг, картингист в прошлом, в бригаде коего я работал попервостях в году 1987м (и обязан ему и Якубову С.С вообще присутвием в картинге) сказал – на работе, это с 8.00 до 17.00, я твой начальник, поэтому будь любезен выполнять указания. Это потом, после пяти вечера мы пойдем, может быть выпьем и кому нибудь дадим физды, но это будет потом. После работы. (это субординация, причем возведенная в степень, ибо ум немца полагал, что если чтото написано то правила должны соблюдаться ВСЕМИ, в том числе и начальством. Чем «грешу» собственно и я, подавая рапОрт вышестоящему, если свое начальство пренебрегает. За что и «нелюбим». Но сие уже свои гены. В мать, которая резала правду матку. На карьере конечно сказывается, зато перед Большим Боссом я чист.)
Методичность и качество…Сей факт заслуживает упоминания. Было это в том же НТЦ КАМАЗа, где я работал еще электриком в первом картинговом периоде (девятилетии) Так вот, есть такая операция по обслуживанию станков –ППР (планово предупредительный ремонт). Молодые люди, а это я и Юрик (Корсиканец) обычно продували разные там реле и пускатели, не заморачиваясь прочисткой контактов. Сдули пыль –чего же боле? Наверное поэтому Эдуард и не доверял нам станки ГДР, с высоченными шкафами малюсеньких релюшек (меньше наверное спичечного коробка), коих если не тысяча, то сотни как минимум. И обслуживание этих релюшек было для него священнодействием. Садился на табуретку, открывал (снимал) прозрачный кожух релюшки и чистил контакты. Спец надфилями и протирал спиртом. И так все восемь часов или более. Одну, другую,третью… Вот это методичность и КАЧЕСТВО. Так что Большой Босс помещал меня в разные условия, где чему либо можно научиться.