Art sand шедевры для нашей памяти

Шаман
Именно так можно охарактеризовать этот вид изобразительного искусства, возникший ещё, наверное, во времена пещерных цивилизаций.
Проще говоря – это рисование на песке. Или рисование при помощи песка, если быть точнее.
Несмотря на очень простой, почти примитивный принцип создания изображения, используемый в этом жанре, он позволяет создавать настоящие шедевры с неповторимым, только ему присущим стилем и обаянием. Песок имеет свою эстетику, выражающую, наверное, всю геологическую историю Земли, которую он пережил.
Сам по себе песок – ни что иное, как осадочная порода, окончательная фаза разрушения гор, и смерть камня, из которого песок произошёл. Но при этом монументальные по своей сути фрагменты земной коры переживают новое рождение, становясь в виде песка почти живым существом, способным передвигаться по поверхности планеты посредством воды или воздуха.
С появлением человека песок оказался не только почти живым, но ещё и неповторимо прекрасным в своей подвижности с помощью наших рук.
Наиболее похожими на самое раннее искусство рисования песком считают песчаные мандалы индейцев навахо. (Мандала – это сакральное схематичное изображение, передающее скорее внутреннюю идею и концепт явления, чем сам его образ).
Индейцы утверждают, что древнему ритуалу создания рисунков из песка с особыми песнопениями их научили Боги, которые руководят каждым ритуалом создания мандалы. Считается, что во время церемонии Люди и Боги сходятся вместе в гармонии, даруя исцеление и защиту.
Для создания мандал индейцы используют красный песок, желтую охру, муку, измельченные гипс и уголь, пыльцу, растертые лепестки цветов и кору.

 

Мандала создается на ровном песчаном участке земли за период времени от рассвета до заката, или от заката до рассвета. Она должна быть воспроизведена очень точно, без изменений. И эти рисунки из песка индейцы считают целебными.
После того, как над больным прочли магические песни, мандала переносится на его тело. Шаман обмакивает пальцы в ритуальном травяном настое, прикасается ими к мандале и затем обмазывает больного песком из мандалы. Когда ритуал закончен, песочную мандалу разрушают. Иногда участники церемонии могут оставить немного песка себе.
Но основная часть песка остается в распоряжении шамана. Он разбрасывает этот ценный песок во всех шести направлениях, и в заключение, горсть песка подбрасывается вверх, Отцу-Небу, и вниз, Матери-Земле.
Рисование песком, но уже как весьма тонкое и высокое искусство, появилось и в Тибете в средние века, где приобрело характер сакральности. Тибетские монахи тоже рисуют песком мандалы, но гораздо более сложные, чем индейцы навахо.

Секреты и традиции построения мандалы передаются в монастырях уже многие тысячелетия от учителя к ученику.
Тибетские монахи практикуют искусство создания сложных картин из цветного песка. Чтобы создать мандалы, на плоскую платформу нужно тщательно выложить миллионы зерен песка. Над одним изображением несколько монахов работают несколько дней или даже недель, зависимо от его сложности.

 

Монахи кропотливо выписывают с помощью специальных металлических конусов – чакпуров, сложнейший многоцветный орнамент из цветной гранитной крошки.
 В переводе с санскрита «мандала» означает «круговой, круглый, круг, колесо, диск, сфера, кольцо, шар, область, территория, страна, собрание, общество» и представляет собой геометрический символ сложной структуры, один из основных сакральных символов в тантрических направлениях буддизма и индуизма. Цветная песочная мандала используется в качестве инструмента для благословения Земли и ее обитателей.

Тибетские мандалы непросты. Прежде чем монахи смогут сделать свой первый мандал, проходят годы тренировок. Так как этот ритуал считается священным, то они изучают философию и искусство, достигают определенного уровня понимания и только после этого допускаются к созданию мандалы.

Традиционно над рисунком работает 4 монаха, каждому отведен свой сектор. У монахов есть помощники, которые подносят им песок для заполнения. Все монахи начинают работу от центра, двигаясь наружу. Для поддержания баланса в работе, монахи ждут друг друга, прежде чем начать выкладывать следующую секцию.

Все мандалы разрушаются после завершения процесса, что роднит это искусство с упомянутым искусством навахо.  Песок сбивается в кучу и смывается в ближайшем водоеме. Этот акт выполняется для того, чтобы научить нас не привязываться к земным объектам, и символизирует непостоянство всех материальных вещей.

 


До середины прошлого столетия подобные ритуалы держались буддийскими монахами в строгом секрете. И только в 1972 году Далай-Лама XIV разрешил странствующим монахам совершать построение песочных мандал на публике, чтобы ознакомить другие народы с тибетской культурой.


В современном мире существуют разные виды рисования на песке
Например, скульптор Джейми Уордли посвящает все свое время искусству рисования огромных рисунков на пляжах всего мира. Основная тематика работ Джейми и его команды - коммерческие рисунки, а также рисунки, посвященные защите окружающей среды и историческим ценностям. Некоторые из них достигают 800 метров. У зрителей есть всего лишь пара часов, чтобы полюбоваться ими, поскольку волны достаточно быстро уничтожают работы.

 


Американский художник Андрес Амадоре тоже создаёт свои недолговечные шедевры. Он рисует гигантские геометрические формы на пляжах Сан-Франциско, в промежуток между отливом и приливом, после чего картины начисто смываются океанскими волнами. Перед тем как приступить к работе, Андрес Амадор тщательно разрабатывает дизайн на компьютере. «Эта часть работы занимает 95% времени. Я создаю множество вариантов изображения до тех пор, пока не получу то, что мне нравится. Затем я разрабатываю тщательный план нанесения рисунка, ведь у меня в запасе будет совсем немного времени. И, наконец, я выбираю день, когда отлив будет максимально долгим», – рассказывает художник.
Результаты его, без преувеличения, титанической работы вызывают у зрителей чувство просветления. «Размер этих форм в сочетании с их недолговечностью уже сами по себе привлекают внимание. Моя задача – пробудить в людях самосознание, дать им почувствовать себя внутри некого смысла, – поясняет мастер. – А то, что мои работы вскоре смоет волнами, совершенно неважно. Как только они закончены и сфотографированы, я теряю к ним всякий интерес».

 
За пять лет художник создал уже более сотни картин на песке, но это, по его словам, не предел. Он собирается посетить и другие пляжи, в том числе за пределами США, чтобы поэкспериментировать с цветом песка, камней, морских раковин.

Песочная анимация – искусство достаточно молодое. Появилось в 70-х годах ХХ столетия, когда американский аниматор Кэролайн Лиф создала свой первый песочный анимационный фильм. Наиболее известная работа Кэролайн Лиф, анимационный фильм "Улица" вышедший в 1976 году. Фильм сделан в технике рисования маслом по стеклу под камерой «ожившей живописи» и входит в десятку лучших анимационных фильмов за всю историю анимации.

https://www.youtube.com/watch?v=EfW0HXfOD_8

Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, один из которых – Ференц Како – попробовал создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Его опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком.
У искусства рисования песком множество названий - песочные картины, рисунки песком, песчаное шоу, картины из песка, sand art, шоу песчаных картин. Песочное шоу – это прежде всего самодостаточный и очень эффектный вид ИСКУССТВА, прародителем которого считается песочная анимация.
 

Песочное шоу – это живое выступление художника, который рисует песком на специальном световом столе. Его руки рождают различные образы, связанные в единый песочный фильм идейно, сюжетно и композиционно: на глазах каждый кадр трансформируется в последующий. Весь процесс зритель видит на экране, куда транслируется изображение с помощью камеры и проектора. Шоу сопровождается музыкальной подборкой.

 
В мире мало людей, которые занимаются песочной анимацией на высоком уровне. Можно назвать несколько настоящих мастеров: Ференц Чако с Венгрии (посвятил 30 лет), Иллана Яхва (Израиль), Джо Кастилио (Испания), Артур Кирилов (из России, самый младший среди аниматоров, но наиболее эстетичный в исполнении), Ксения Симонова (Россия, Евпатория).
Все эти разновидности песчаного творчества, от каменного века до наших дней, роднит между собой одно обстоятельство: их недолговечность. Но, если мандалы индейцев навахо видевшие их зрители могли сохранять лишь в своей памяти, то сегодня песочные шоу могут видеть все и в любой момент – по крайней мере, до тех пор, пока существует Интернет и Ютуб.
В России наибольшей известностью в жанре песочной анимации сегодня пользуется художница Ксения Симонова из Крыма (Евпатория).

 

Она начала заниматься песочной анимацией в конце 2008 года и относилась к этому исключительно как к хобби. Решив принять участие в конкурсах, Ксения неожиданно для себя оказалась победительницей, сумев захватить внимание и буквально заворожить зрителей своим шоу. Аудитория аплодировала художнице стоя, а многие вытирали набежавшие на глаза слезы. Публика полюбила Ксению и ее песочные баллады.
Восьмиминутная история о Великой Отечественной войне, получившая второе название «Реквием из песка», стала интернет-феноменом, по версии британской «The Guardian», набрав за сутки более 2 млн просмотров в YouTube.
 С 2009 года Симонова стала знакомить жителей разных стран со своим творчеством. Выступала более чем в 40 странах мира, от лондонского Альберт-холла до Сиднейской оперы, становилась специальным гостем значимых церемоний — от церемонии закрытия Специальных Олимпийских игр в Афинах в 2011 г. до гала-концерта YouTube Symphony Orchestra. Выступала в присутствии глав государств, королей и президентов. С 2009 по 2014 гг. создала и показала более 300 песочных анимаций, более 200 из которых представлены в сети YouTube.

Дальше были другие картины и целые истории, нарисованные на больших лайтбоксах руками художницы. Кстати, несмотря на то, что в курортной Евпатории песком усыпаны все многочисленные пляжи, для творчества этот материал не подходит. Нужен гораздо более тонкий и "прозрачный" песок, который привозят Ксении из Италии. Девушка говорит, что вулканический песок более "послушный", им намного удобнее работать, он струится как вода под пальцами.

Сколько времени у художницы уходит на ту или иную работу, сказать сложно. Ксения говорит, что порой ее охватывает такое вдохновение, что шедевр рождается за час-полтора, а иногда нужно собраться с мыслями, поймать "нотку", настроение, и тогда уходит до нескольких дней, а то и недель. Особенно ей нравится работать, когда тематика "цепляет", не оставляет равнодушной, возникает душевный порыв.
Ксения не только рисует песком, она ещё пишет стихи и прозу. В школьные годы занималась литературными исследованиями в области английских народных баллад, а также поэтическими переводами баллад, народных песен и стихотворений Шекспира, Бёрнса, Байрона. В 2014 году представила автобиографическую книгу «Другая история», где рассказала о своём пути от простой евпаторийской девочки до известного художника, проиллюстрировав книгу собственными рисунками.
https://www.youtube.com/watch?v=f25YN4-LKvA


Компилировано А. Степановым по материалам сайтов:
nnm.me
art.ioso.ru
Культорология РФ
Википедия, Ютуб и другие.