Не сотвори себе кумира

Владимир Апальков
       Краснодарский край, Адыгея. Станица Ханская. Мне пять лет, лето. Все развлечения местной детворы летом- это походы на реку Белая, которая неслась с гор среди огромных валунов и каменистых порогов. Купания в речке увлекали, но было еще одно любимое занятие. Недалеко от нашей улицы Школьной находилось кладбище.

      Услышав звуки похоронного марша, или увидев похоронную процессию, мы ватагой мчались на кладбище. Зрелище там было не из приятных. Грунтовые воды подходили к поверхности земли так близко, что яма в два штыка лопаты глубиной тут же заполнялась водой. Поэтому могилы тут же топила вода и гроб погружался в них как в колодец. К этой неприглядной процедуре добавлялся ужас от созерцаемых покойников, плача родни, затравленный вид осиротевших детишек...

      Но все это нами преодолевалось из за одного: перед процедурой погребения на кладбище раздавались конфеты!!! Специально назначенные для того женщины имели в этом занятии огромный опыт и мгновенно определяли, что уже получившая две карамельки рученка тянулась за второй порцией. Они на это шумно реагировали и ухватить еще конфет удавалось очень редко. Но и две конфетки были уловом!!!

       Однажды к месту захоронения на бричке, в которую была запряжена кляча, подъехал маленький пузатый, с сальным одутловатым лицом поп. Был он в кирзовых сапогах и в замызганной рясе. Хоть мне было всего пять лет, пьяных я распознавать уже научился. В те годы факт нахождения в состоянии опьянения не скрывался, а наоборот, выставлялся на всеобщее обозрение. Считалось, раз человек смог напиться- то он состоятельный! Насмотревшись таких пьяных, еще больше притворявшихся для имиджу, я понял- поп был " под шафе"...

        Священнослужителя я увидел впервые, да так близко. Мои родители были люди набожные, но дети церковь посещать права не имели, а родители за привлечение их к богослужениям привлекались к административной ответственности. Поэтому, родители только рассказывали о священнослужителях, называя их батюшками. Поэтому поп для меня был чем то загадочным и вполне ассоциировался с
Боженькой, который по словам родителей видел все и наказывал за шалости.

       Поп этот проворно спрыгнул с брички и пошел в кусты сирени. Мне стало так интересно, что же это божество там будет делать??? Я шмыгнул за ним. Моему взору открылась страшная картина: поп стоял и пИсал на могильную ограду... Увидев меня, - заплетающимся языком послал на три буквы. Я был убит, причем пулей на вылет... Бог спустился на землю! Больше на то кладбище за конфетами я ходить перестал!